Урок обучения грамоте. "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж".

Автор: Сотникова Юлия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №27"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Урок обучения грамоте. "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж".
Дата публикации: 04.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фестиваль педагогического творчества 2015/2016уч.год Название работы: Урок обучения грамоте. «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж». Номинация: педагогические идеи и технологии: среднее образование Автор работы: Сотникова Ю.И., учитель начальных классов МБОУ СШ №27 г.Норильск
Урок обучения грамоте. Программа «Школа России». 1 класс. Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».
Педагогическая цель:
Научить детей выделять из потока речи новый звук, четко его произносить и слышать; формировать умение обозначать звук [ж] на письме буквой Ж.
Тип урока:
Объяснение нового материала.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые; личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы); проблемное обучение (частично – поисковое), групповая работа.
Методы:
игровой метод, метод беседы.
Планируемые результаты (предметные):
Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой
Ж
; выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в слоге
жи
пишется всегда
и
, в слоге
же

е
; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.
Личностные результаты:
Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Универсальные учебные действия (метапредметные):

1.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
2.
Познавательные: общеучебные – учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ж] и букву ж.
3.
Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Твердый звонкий согласный звук [ж]; буквы Ж, ж; слого-звуковой анализ слова; правописание
жи, же.

Образовательные ресурсы:
компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация, алфавит, лента букв, карточки: “согласные”, “гласные”; предметные картинки; смайлики для рефлексии; карточка с буквами Ж, ж; портрет-раскраска жука для домашнего задания; карточки к заданиям.

ХОД УРОКА.

I

. Организационный момент
(Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок). Громко прозвенел звонок, Начинается урок! Наши ушки на макушке Глазки широко раскрыты. Идя к заветной цели Работать будем дружно. Сегодня на уроке Нам много сделать нужно!
II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Чем отличается буква от звука? - А чем отличается гласный звук от согласного? - Ребята, распределите, пожалуйста, буквы по своим домикам. (На доске карточки со словами «Гласные» и «Согласные», ученики выходят по одному к доске и предложенные учителем буквы прикрепляют к нужным карточкам –
а, у, ч, в, о, к, ы, ь, г, д, е
). - Какая буква оказалась лишней? (ь) Почему? (Ь не обозначает никакого звука) - Назовите букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук (ч). - Назовите букву, которая может обозначать 2 звука (е). В каких случаях буква
е
может обозначать 2 звука? (В начале слова, после гласного звука, после Ь). -Молодцы! А сейчас послушайте, ребята, стихотворение, а после прослушивания ответьте на мой вопрос, какой звук чаще всего повторяется. Шорох, шептанье, Шумок под окном, Шлёпанье лёгкое… Кто это-гном? Ш-ш-ш! Там, за шторами, Возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. - Дайте характеристику этому звуку. («Ш»-согласный, всегда твёрдый, глухой) -Какая буква обозначает этот звук? (Буква Ш) - Составьте слоги по таблице и прочитайте их (На доске буква Ш и гласные буквы
а, о, е, у, и, ы
). - Со всеми предложенными гласными буква Ш может образовывать слог? (Нет) Почему - нет? Проговорите правило (
ШИ
пиши с буквой
И
). - Вставьте нужную букву в слова и прочитайте их (Слова записаны на доске, дети вставляют букву Ш): мы*ка
камы*и кры*и малы*ка *апочка - Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.
III.

Cообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквоц, научимся отличать этот звук от других звуков, читать слоги и слова с новой буквой.
IV. Изучение нового материала.

1. Работа над звуковыми моделями.
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать. Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (Отгадки постепенно появляются на слайдах). - Он живёт в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну конечно, это… (Ёжик). - Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко. (Жираф). - Длинноногий, длинношеий Длинноклювый, телом серый, По болотам ходит-бродит, Там лягушек ищет, ловит. (Журавль) - Как можно назвать всех одним словом? (Животные) -Произнесите все слова. Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])
2. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук [ж]? (Мы сегодня будем знакомиться с новым звуком «Ж») - Как бы вы назвали наш урок? (Знакомство с новым звуком [ж] и буквой Ж). - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Дети формулируют основные цели урока, на слайде показываю и читаю тему и цели урока).
3.Физминутка для глаз (на слайдах).

4. Характеристика звука [ж].
- Вспомните, как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
- Какой звук произносит пчела, когда летит? (ж-ж-ж) - О каком звуке будем говорить? (ж) - Отгадайте загадку: Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. (Жук) – отгадка на слайде. - Произнесите это слово, выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику, постройте схему слова у себя на местах и один ученик работает с комментированием у доски (звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий). - Сделайте звуковой анализ слова «ЖУК» (1 слог, 3 буквы, 3 звука) и ЖИРАФ (2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2-ой слог ударный) - Назвать слова со звуком «Ж». На лужайке, по ромашкам Жук летал в цветной рубашке: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. - Я буду называть слова, если вы услышите в начале слова звук [ж], хлопните 1 раз. Если услышите в середине, то 2 раза. Будьте внимательны! Жаворонок, ужи, стрижи, жмурки, жаба, жонглёр, лыжи, снежинка. - Расскажите, что узнали про звук [ж]. (На слайде появляется характеристика нового звука).
V. Систематизация знаний.

1. Работа по учебнику.
- В учебнике на странице 24 рассмотрите иллюстрацию. - Кто изображён? Как назвать одним словом? (Насекомые) - Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения) - А какой вред приносят некоторые насекомые? (Поедают урожай, переносят болезни, кусают) - Вспомните сказку («Дюймовочка») - Кто автор сказки? (Г.Андерсен) - Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог? (Слушаю рассказы детей) - Составьте предложение о жуке из трёх слов, зарисуйте схему (Жук спас Дюймовочку.)
2. Знакомство с буквами Ж, ж.
- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается. Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! - Сравните печатную и письменную буквы Ж. - Зачем нужна заглавная буква Ж? Ответы детей: Писать имена собственные и начало предложения. -
Проверим ваши знания. Поиграем в игры

1. Игра “Большая - маленькая”.
ПРАВИЛА ИГРЫ: играем стоя; если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. - Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
2.Игра «Лишняя буква» (работа в парах)
- Учащимся предлагаются разрезные карточки с буквами Из отдельных букв составьте слово, но помните, что одна буква лишняя. 1-я группа:
м ж и ы о р.
2-я группа:
ж и ы у
. 3-я группа:
ж ы и е
. - Какие слова у вас получились? Ответы детей: моржи, ужи, ежи. - Какая буква оказалась лишняя? Почему? Ответы детей: Буква
ы
, так как
жи – ши
надо писать с буквой
и
. - Посмотрите на слова и скажите, что объединяет эту группу слов? Ответы детей: В них два слога, ударный второй слог, называют предметы живой природы, в написании имеют сочетание
жи
. - Сгруппируйте по два слова так, чтобы третье оказалось лишним. Объясните свой выбор. Ответы детей: Лишнее слово – моржи, так как в нем пять букв. - А какое еще значение имеет слово морж? Ответы детей: Моржом называют человека, который зимой плавает в реке, озере, пруду. - Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.
3. Подвижная танцевальная физминутка.

4. Чтение слогов и слов с буквой Ж.
- Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (Чтение слогов на слайде презентации; читают по одному и хором) - Работаем по учебнику на странице 25. Прочитаем слова (читает сначала 1 хорошо читающий ученик, затем все хором повторяют). Вопросы по прочитанным словам: - Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»? - Как из слова «друг, телега» получить слово «дружок, тележка»? - О ком так говорят «могу» и «может»? - Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)
- Составьте предложение со словом «Жучка» и постройте схему (на доске и на листочках).
5. Работа над скороговоркой.
Чтение скороговорки (На слайде появляется скороговорка, дети её читают по слогам, потом уже целыми словами, поторапливаясь). Жужжит жужелица, жужжит и кружится. - Кто такая жужелица? (Ответы детей) Работа над лексическим словом (жужелица) - В нашей природе много жуков, именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц. Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.
6. Сравнение звуков «Ш» и «Ж».
- Чем похожи эти звуки? (Согласные, твёрдые) - Чем отличаются? («
Ш
» - глухой, «
Ж
» - звонкий) - Какое правило вы знаете о правописании
ЖИ-ШИ
? Скажите. - Поиграем в игру. Девочке Жанне и мальчику Шуре на дни их рождения подарите подарки (На доске картинки с предметами, в словах которых есть Ж или Ш. Дети соотносят картинки с буквами. Я мелом на доске соединяю).
VI. Итоги урока.
- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению, цветной бумаги у него не было, поэтому портрет чёрно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква
Ж
. Если не ошибетесь, у вас получится цветной портрет жука и заодно увидите, какой разной может быть буква
Ж
.
VII. Рефлексия.
- Дополните предложения: - Я узнал (узнала)… - Я понял (поняла)... - Я научился (научилась)… - Мне было… - Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке и оцените себя. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, и всё у вас получилось, покажите нужный смайлик. И наоборот.

Все молодцы! Спасибо за урок!