"Закаливание в ДОУ"

Автор: Михайлова Светлана Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 167"
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: статья
Тема: "Закаливание в ДОУ"
Дата публикации: 05.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

По радио, в печати, на лекциях говорят нам о пользе закаливания, о необходимости закаливающих процедур. С детства мы запоминаем, как пословицу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Кажется, что буквально все - от мала до велика, знают о закаливании все. Однако на практике не всегда природные факторы используются в полной мере и правильно. Закаливание – это повышение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды. Закаливание заключается в последовательном приучении и приспособлении организма к воздействию холода, жары, ультрафиолетовых лучей солнца и др. Закаливание следует начинать с первых даже не лет, а дней жизни ребенка. Но, если своевременно вы не сделали этого, начинайте немедленно, не откладывая В Ивановской области, где имеют место значительные сезонные колебания температуры воздуха с преобладанием низких ее значений зимой, и ниже термонейтральных (комфортных) летом, целесообразно формировать устойчивость организма детей преимущественно к холодовым раздражителям, используя в системе закаливания охлаждения. На практике, часто применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например обливание ног или душа, служит уже основанием того, чтобы считать закаливание проводящимся. Однако, применение только одной, специальной закаливающей процедуры, даже сильнодействующей, не оказывает должного эффекта. Поэтому при организации оздоровления детей в условиях детского дошкольного учреждения необходимо помнить, что закаливание – это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.
Принципы закаливания.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения. 1. Постепенность увеличения закаливающих воздействий. 2. Систематичность – это регулярное повторение закаливающих воздействий, так же, как и умывания, на протяжении всей жизни. 3. Учет индивидуальных особенностей ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития . 4. Проведение закаливания при положительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой характер. 5. Многофакторность – обязывает использовать при закаливании несколько физических факторов. Например, сочетание водных процедур с применением обливаний, охлаждения воздушным потоком, с солнечными ваннами. 6. Полиградационность – основан на необходимости тренировок ребенка к слабым и сильным, быстрым и замедленным, по силе времени действиям охлаждения. Это необходимо для того, чтобы искусственно не закреплялись узкие стереотипы закаленности только к одному диапазону перепадов температур. 7. Сочетание общих и местных охлаждений. Например, полоскание горла водой, обливание стоп, общие обливания.
8. Обязывает выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции организма для повышения его устойчивости к температурным воздействиям как в покое, так и в движении. Например, сочетание закаливания детей после дневного сна (обливание ног), когда они находятся в покое, с закаливанием их во время физкультурных занятий на открытом воздухе в облегченной одежде, при согревании организма во время движения. 9. Учет предшествующей деятельности, состояния организма. Например, приход ребенка после перенесенной ОРВИ в детское учреждение требует уменьшения дозы охлаждающих факторов. Вопросы совершенствования физического воспитания неоднократно обсуждались в нашем коллективе. Мы проанализировали состояние этой работы в детском саду, выявили недостатки и наметили целый ряд конкретных мероприятий. Прежде всего, были созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповых комнатах, оснащена физкультурная площадка на участке, приобретено оборудование для упражнений детей в лазанье, метании, прыжках, равновесии. Яркость этих пособий, их разнообразие вызывали у дошкольников желание действовать с ними, что способствовало повышению двигательной активности детей, воспитанию у них ловкости, выносливости, глазомера, а также нравственно-волевых черт характера: смелости, дисциплинированности, настойчивости. Важным направлением в работе по физическому воспитанию мы считаем повышение уровня педагогических знаний наших педагогов. С этой целью были организованы семинары-практикумы по изучению методической литературы. Мы организовали взаимные просмотры различных занятий воспитателей. Была продумана система контроля и со стороны медицинских работников нашего учреждения. Большое внимание уделяем вопросу индивидуального подхода к детям, особенно к ослабленным и перенесшим заболевания. На занятиях для этих детей сокращалась дозировка общеразвивающих упражнений. В нашем детском саду проводиться большая работа по закаливанию детского организма. В качестве основных средств закаливания используем естественные природные факторы (воздух, вода, солнечный свет).
Воздушные ванны
. Считаются наиболее мягкой закаливающей процедурой. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну – при смене белья, во время дневного и ночного сна. Воздушные ванны могут осуществляться как в покое, так и в движении.
Закаливание воздушным потоком
.
В повседневной жизни потоки охлажденного воздуха, действуя на организм ребенка в помещении или на открытом воздухе, могут провоцировать развитие не только различных простудных заболеваний, но и астматических реакций и других негативных явлений. Поэтому, для избежания болезнетворного влияния сквозняков и ветровых охлаждений рекомендуется тренировать детей посредством создания искусственного воздушного потока, вызываемого в помещении вентиляторами. В отведенном для закаливания помещении (спальня, физкультурный зал) на высоте 30- 40 см от пола ставится один или несколько вентиляторов, расположенных вкруг или полукольцом так, чтобы потоки воздуха были разделены и не усиливали друг друга во время обдувания. Напротив каждого вентилятора, на расстоянии располагаются раздетые до трусов дети (по два ребенка на один вентилятор). По команде воспитателя дети поворачиваются лицом или спиной к источнику воздушного потока. Начинать закаливание детей воздушным потоком необходимо при температуре не ниже 22 С. Время первой процедуры – 20секунд (по 10 секунд на переднюю и заднюю поверхности тела) при расстоянии 6 м от источника воздушного потока. Каждые два дня закаливания время обдувания передней и задней поверхности тела ребенка увеличивается на 20 секунд и к 24 дню закаливания доводится до 3 минут (по 90 секунд на переднюю и заднюю поверхности тела). Расстояние от вентиляторов до детей каждые два дня уменьшается на 0,5 м, оставаясь к 24 дню закаливания равным 0,5 метрам. В начальном периоде закаливания используется наименьшая скорость вращения лопастей. Наиболее удобное время закаливания воздушным потоком в режиме дня детского учреждения – перед дневным сном.
Закаливание солнцем
. Осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне-летнее время. На голове при этом всегда должна быть светлая шапочка. По мере появления загара детей раздевают, оставляя их в трусиках и майках, а затем только в трусах. Продолжительность солнечных ванн сначала 5 минут, затем ее увеличивают до 10 минут, а в течение дня время, проведенное на солнце детьми, может составить 40-50 минут.
Водные процедуры.
Закаливание начинают с умывания, ополаскивания ног, простейших игр с водой.
Влажное обтирание
. Эту процедуру проводят в помещении при температуре воздуха не ниже 18-20 0 С. Ребенка можно обтирать влажным полотенцем, губкой или просто рукой. Детей старше года начинают обтирать водой 32 0 -33 0 С и постепенно доводят ее до +26 0 С зимой и +24 0 С летом. Школьников надо приучать к воде комнатной температуры. Первые 2-3 недели ребенка обтирают по пояс. Потом переходят к обтиранию всего тела в такой последовательности: шея – грудь – руки – спина – ноги.
Продолжительность процедуры в зависимости от возраста составляет от 1до 5 минут. Надежным заслоном от простуд может стать и
локальное закаливание
. Оно особенно полезно детям, страдающим хроническими заболеваниями носоглотки, подверженным ангинам, насморкам. Приучите их утром и вечером обтирать шею холодной водой. Начинают с температуры +22,+23С и постепенно понижают ее до +10,+12 С. Рекомендуется также ежедневно перед сном ополаскивать ноги прохладной водой. Закаливание носоглотки и слизистой оболочки рта направлено на профилактику ангин. С 2-3 лет нужно приучать детей полоскать рот водой комнатной температуры. С 4-5 летнего возраста можно приучать их полоскать горло. Для достижения положительного эффекта от закаливания ребенок начинает полоскать горло водой сначала температурой +36,+37 С с последующим снижением через каждые три-четыре дня на 1-2 С вплоть до +8,+10 С. Для полоскания используют 1/3 стакана воды (пластмассовые или стеклянные мензурки по 50 мл). Для ослабленных детей целесообразно использовать для полоскания отвары трав (зверобоя, ромашки, шалфея). «Бульканье» воды в горле должно быть как можно дольше. Полоскание горла утром после сна, вечером перед сном, перед обедом, после обеда, является эффективным средством предупреждения ангины, разрастания аденоидов и миндалин.
Закаливание носоглотки чесночным раствором
очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ. Из расчета – 1 зубчик чеснока на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлажденной кипяченой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно (кому необходимо) закапать в нос. Использовать раствор в течение 2 часов после приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.
Закаливание стоп.
Может проводиться в виде обмывания стоп как самостоятельной закаливающей процедуры, ножных ванн, а также в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку и т. д. Хождение босиком по полу в условиях дошкольного учреждения начинается при температуре пола не менее +18 С сначала в носках (3-5 дней), затем без них. Время охлаждения впервые 5-7 дней по 3-4 минуты, далее оно увеличивается по 1 минуте в день вплоть до 15-20 минут. После хождения обязательно следует обмывание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Обмывание начинается при температуре воды +36 0 ,+37 0 С со снижением ее на 1 С через день, доводя ее до 18-20 С. После обливания можно использовать вариант с обсыханием стоп на воздухе, для чего полотенцем удаляют только крупные капли воды с поверхности стоп. Обсыхание стоп должно проводиться при температуре воздуха в помещении не менее 18 С.
Надо помнить что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног рекомендуется проводить после дневного сна.
Контрастное обливание ног.
Детям от 3 до 5 проводим контрастное обливание стоп в сочетании с воздушными ваннами. Для здоровых детей температура воды +38, +18, +38, +18 и т. д., для ослабленных - +38, +28, +38, +28 и т. д. Второй частью процедуры является энергичное растирание сухим полотенцем ног от стопы к голени, до покраснения кожи. Это делает сам ребенок с помощью няни. Вся процедура занимает 7-8 минут.
Закаливание стоп прохождением по мокрому одеялу.
После дневного сна дети просыпаются под звуки музыки, как правило, быстро и одновременно. При этом они снимают одеяла и, лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняют 3-4 физических упражнения (подтягивание к груди согнутых колен; перекрестные и параллельные движения рук и ног; покачивание согнутых колен в правую и левую стороны; различные упражнения на животе). По команде воспитателя дети встают, босиком проходят по ребристой доске, резиновым коврикам, далее проходят по мокрому одеялу (топчутся на нем), задерживаясь, начиная с 30 секунд постепенно доведя время до 2 минут. Исходная температура для замачивания одеяла +38*,+40*С. Каждые два дня температура снижается на 1*С до +20*С. Целесообразно для закаливания использовать шерстяное одеяло, предварительно подложив под него клеенку. Самым сильным комплексным закаливающим средством считается
бассейн
. При занятии в бассейне дети получают комплекс контрастных водных и воздушных закаливающих процедур: - контрастные воздушные ванны (четыре смены t воздуха) - воздушная ванна при разминке - массаж ступней ног (два раза) - самомассаж (растирание всего тела полотенцем) - водная процедура при занятии в воде плюс двигательная нагрузка большей интенсивности. Игры и упражнения в воде не только закаливают организм, но и доставляют большую радость, поднимают настроение детям. Вырастить здоровых, крепких, физически развитых детей можно лишь при условии тесного контакта с семьей. На родительских собраниях, консультациях, в беседах мы разъясняем родителям, что работу по физическому воспитанию, начатую в детском учреждении, необходимо продолжать и дома. Знакомим пап и мам с комплексами утренней гимнастики, с приемами закаливающих процедур, даем советы, как организовать спортивный уголок дома, знакомим родителей, дети которых имеют нарушения осанки, с коррегирующими упражнениями, рекомендуем прочитать специальную литературу.
Одной из форм работы с родителями являются дни открытых дверей, посвященные разным вопросам физического воспитания. Систематически проводимая методическая работа дала хорошие результаты: значительно снизилось количество простудных заболеваний, дети окрепли, научились правильно выполнять основные движения. Физкультура вошла в быт дошкольников.
Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим
показателям: 1. Поведение детей в различные режимные моменты – снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит, повышение внимания и активности на общеобразовательных занятиях. 2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения. 3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей – повышение кожной температуры кистей рук и стоп (теплые руки и ноги в течение дня) 4. Динамика заболевания детей: - уменьшение числа часто болеющих детей, - число случаев заболевания ОРЗ на одного ребенка, - число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год. 5. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья. Все это является только началом большой и серьезной работы, которую нам предстоит углубить и совершенствовать, чтобы вырастить здоровых, крепких, физически развитых людей.

ВИД ОДЕЖДЫ РЕБЕНКА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ

ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ.
Температура воздуха
Вид одежды
+23С и выше
1-2-слойная одежда:
тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами, носки, босоножки. +21, +22С
2-слойная одежда:
хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинными рукавами, колготы для детей в возрасте 3-4 лет, 5-7 летних детей – гольфы, туфли. +18, +20С
2-слойная одежда:
хлопчатобумажное белье, плотное хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинным рукавом, колготы для детей 3-4 лет; гольфы, туфли для детей 5-7 лет. +16, +17С
3-слойная одежда:
хлопчатобумажное белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, колготы, туфли (теплые тапочки). При температуре выше и ниже указанных, даже при обеспечении правильно подобранной одежды, у детей может наступить перегревание или охлаждение организма, что может явиться причиной заболевания. Оздоравливающее действие воздуха необходимо также использовать при дневном сне. Во время сна ребенку необходимо тепловой комфорт, который достигается путем подбора одежды соответственно температуре воздуха в помещении.

ВИД ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ СНА

В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Вид

помещения

Температура

воздуха

Вид одежды
Групповое помещение или спальня От +15 до +18С Байковая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло. Отапливаемая веранда От +5 до +6С Спальный мешок, байковая пижама, косынка, носки. Не отапливаемая веранда От –10 до –15С Спальный мешок, пижама, носки, косынка, поверх мешка теплое одеяло (матрацы и спальные мешки хранить в теплом помещении) В теплое время года во время сна надевают легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в трусах. Помещение, в котором спят дети, должно быть проветрено в течение 5-7 минут. Во время сна, для поддержания нужной температуры воздуха оставляют открытыми с одной стороны фрамуги, окна. Закрывают их за 20-30 минут до подъема детей. В зимний сезон дошкольники должны находиться на свежем воздухе не менее 4-5 часов ежедневно. При этом важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

ВИД ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ.

Температура

воздуха

Вид одежды
От +6 0 до –2 0 С
4-слойная одежда:
белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка без трикотажной кофты (когда температура воздуха ниже 0 0 С – сапоги). , От –3 0 до –8 0 С
4-слойная одежда:
белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги. От –9 0 до –14 0 С
5-слойная одежда:
белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы (две пару), зимнее пальто, утепленные сапоги с носками. Дети 3-4 лет выходят на прогулку в безветренную погоду при температуре воздуха -14 0 ,-18 0 С, а 5-7 летние дети – при температуре воздуха не ниже –22 0 С. При низких температурах время прогулки сокращается. Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постепенно облегчается, в жаркое время дети остаются только в трусах. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение круглого года. Летом все организованные формы физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводят обязательно на воздухе (на участке группы или спортивной площадке), а в зимнее время только при температуре ниже –15 0 С.

ВИД ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕННИИ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ.
Сезон Температура воздуха Вид одежды Лето +6 0 С и выше Трусы, майки, на ногах тапочки или полукеды. Холодный период От +6 0 С до –6 0 С Спортивный костюм, майка, футболка с длинными рукавами, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке, простые и шерстяные носки, кеды. Зима От –7 0 С до –15 0 С Спортивный костюм, майка, фланелевая рубашка с длинными рукавами, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке, шерстяные носки, кеды и варежки. После занятий физкультурой на воздухе дети в раздевалках или в групповых помещениях растираются сухим полотенцем или полностью переодеваются в повседневное белье. Спортивную одежду необходимо хорошо просушить в сушильных шкафах, потом сложить в специальные мешочки, где она хранится до следующего занятия. Важное значение при закаливании детей имеет использование в повседневной жизни воды, для формирования у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием при этом является постепенное снижение температуры воды при ежедневном умывании и споласкивании ног при мытье. В возрасте 3-4 лет, умываясь, дети моют только кисти рук и лицо. Однако с возрастом по мере привыкания к этой процедуре зона воздействия воды увеличивается. Дети уже моют руки до локтя, а в возрасте 6-7 лет – верхнюю часть груди и спины.