"Образование слов с помощью приставки и суффикса"

Автор: Шашкина Ольга Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наумовская ООШ
Населённый пункт: Пролетарсий район, хутор Наумовский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Образование слов с помощью приставки и суффикса"
Дата публикации: 24.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Наумовская основная общеобразовательная школа» УМК "Перспективная начальная школа" УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Образование слов с помощью

приставки и суффикса.
2 класс Учитель начальных классов Шашкина Ольга Григорьевна Электронный адрес: pgj.olga@mail
Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса Тип урока: изучение нового материала. Цель: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; Формирование УУД: Личностные УУД: -Проявляют интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов. - Формируют культуру чтения и речи , во время формулировки научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез); - Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников. Познавательные УУД: -сравнивают и группируют предметы, их образы по заданным основаниям; - используют готовые, и создают в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; – задают вопросы, экспериментируют, устанавливают причинно-следственные связи ( в рамках доступного). Регулятивные УУД: - Определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. -сопоставляют свою работу с образцом; Коммуникативные УУД: - Оформляют свои мысли в устной и письменной форме. - Высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник). Оборудование: учебники, презентация, интерактивная доска , колонки, презентационный материал ( слова с приставкой и суффиксом , алгоритм образования слов с помощью приставки и суффикса ) , карточки с заданием, конверты с частями слов.
Ход урока Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организаци онны й этап включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому

что могу».
Минутка чистописания, словарная работа. -Хочется начать урок с добрых пожеланий друг другу.(слайд 1) Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе трудно, я тебе помогу. - Что пригодится для успешной работы? -Откройте тетради, запишите число, классная работа. ( слайд 2) - Что делаем дальше -Для чего нам нужно заниматься такой работой? -Сформулируйте, что необходимо для достижения данной цели? -Маша и Миша придумали вот такие случаи соединений букв. Напишите их и помните, что главное не количество, а качество.(слайд 3) - А теперь поменяйтесь тетрадями и оцените своего соседа. Найдите самое красивое буквосочетание и обведите его кружком. -Ребята, составьте из букв, которые записали, слово. -Получилось? Что это за слово? -Кто знает значение этого слова?( слайд 4) -Космос – слово словарное. Слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее. -Постарайтесь запомнить и запишите это слово в тетрадь, правильно, красиво и аккуратно. -А урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в -Всем, всем добрый день! - Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе трудно, я тебе помогу. -Внимательно слушать учителя, красиво и правильно писать. (Записывают в тетради число и классную работу, выполняют чистописание) -Минутку чистописания. - Чтобы правильно писать высоту, ширину букв и расстояние между ними. -Необходима правильная посадка, правильное положение тетради и ручки. - Космос. - Вселенная, мир. ( В первом слоге на букву о, безударная гласная о, парная согласная с.)
путешествие. Кто догадался куда? -Как вы думаете, на каком транспорте мы можем совершить это путешествие? - Правильно. ( слайд 5) Поставьте в этом слове ударение. -Найдите опасное место. Можно ли проверить? -Если слово нельзя проверить ,то какое оно? -Запишите на этой же строке. Поставьте ударение, выделите опасное место. - В космос. - На ракете. - Во втором слоге на букву е - В первом слоге буква а. - Словарное. 2.Актуализац ия знаний повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося -В космос мы полетим не сами, нас будут сопровождать Анишит Йокоповна, Маша и Миша.( слайд 6) -Чтобы оказаться на ракете, нужно выполнить
тест
, который приготовила Анишит Йокоповна. Она сначала предложила его Маше и Мише. Они быстро и правильно ответили. Давайте и мы попробуем. (слайд 7, 8) - Посмотрите , я вынесла буквы правильных ответов, составьте из этих букв слова. -Итак, мы знатоки! Подведём итог. Что мы уже знаем? (слайд 9) -Раз мы всё уже знаем, то можем отправляться в путь. Летим! ( слайд 10, 11) - Пока мы летим, Миша предложил поиграть в игру «Да- нет»
Игра «Да-нет»
Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет). Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да) Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет) Час, часовщик, часики, часовая (Да) Больница, боль, больной, большой (Нет) Вода, водный, водитель, водяной (Нет) Соль, солонка, солить, соленый (Да) (Отвечают на вопросы теста) - Состав слова. - Части слова корень, приставка, суффикс, окончание. Как их выделяют при письме. Умеем образовывать слова с помощью приставки или суффикса. ( играют) 3.Постановка учебной обсуждение затруднений («Почему возникли - Мы еще летим. Чтобы полет прошел успешно, нужно выполнить следующее задание
: разделите слова на две
( работа у доски ) 1 ученик выносит в 1 столбик слова образованные с помощью приставки, а 2 ученик во 2
задачи затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
группы
: столик, мостовая, вагончик, перелёт, промёрз, забег, заморозки.(приложение 1) -Посмотрите внимательно, что заметили? -Почему возникли затруднения? -Мы уже с вами образовывали слова с помощью приставки и умеем их разбирать по составу? -А образовывали слова с помощью суффикса и разбирали их по составу? -Так подумайте, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? -Правильно, так какая тема нашего урока? ( слайд 12) - Какие цели поставим перед собой? - Что будем развивать? - Что будем воспитывать? столбик слова образованные с помощью суффикса. -Слово «заморозки» не можем внести ни в один столбик. -Потому что в этом слове есть приставка и суффикс. -Да. -Да. -Образовывать слова с помощью приставки и суффикса одновременно. Учиться разбирать их по составу. - Образование слов с помощью приставки и суффикса. -Будем учиться образовывать слова при помощи приставки и суффикса, разбирать слова по составу. -Внимание, речь, мышление. -Усидчивость, умение слушать товарищей, бережное отношение к природе, любовь к родному языку. 4.Открытие нового знания решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения, проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. -Молодцы, полет прошел успешно, и мы приземлились на необычной планете. На этой планете нет ни одного растения, давайте сделаем подарок, посадим здесь много цветов, создадим цветочную поляну. - Первый цветок, который мы посадим, вы узнаете, выполнив следующее задание Анишит Йокоповны: - Откройте
учебник
на стр. 83. Здесь зашифрованная запись волшебницы. Можете её расшифровать? - Расшифровать нам поможет стихотворение на стр. 84. ( слайд 13) -Почему именно так называют первый весенний цветок? -А есть ли подснежники в наших краях? - Почему они занесены в Красную книгу? -Являются выделенные слова родственными? -Почему? -Выпишите эти слова столбиком так, чтобы корни были строго один под другим. И разберите их по составу. (открывают учебник, совещаются в парах, пробуют расшифровать запись волшебницы) (читают стихотворение вместе с учителем) -Появляется первым из-под снега. -В окрестностях нашего села весной можно увидеть подснежники. -Это редкие растения, нам повезло ,что в наших краях они растут. Поэтому мы должны их беречь и охранять. -Это родственные слова, потому что у них один корень с одинаковым смыслом. (выписывают и разбирают( один у доски). Выделяют : корень, приставку, суффикс.)
- Посмотрите, при помощи чего образовалось новое слово? Сделайте вывод. -Давайте построим
схему
образования слова подснежник и покажем письменно как образовалось слово подснежник. (слайд 14) -Проверьте по эталону. - Составим краткий
алгоритм
образования родственных слов с помощью приставки и суффикса. -Молодцы, получилось расшифровать запись волшебницы?. -И Анишит Йокоповна дает нам рассаду первого цветка .Как вы думаете, какой цветок мы посадим? (слайд 15 ) - Посадили подснежник, теперь нужно отдохнуть.
Физминутка. ( слайд 16)
- Слово образовалось при помощи приставки под- и суффикса –ник ( строят схему образования слова подснежник, один у доски.) ( проверяют) Составляем совместно алгоритм и вывешиваем на доске. 1. От какого слова образовалось. 2. Первое слово лишается окончания. 3. К оставшейся основе добавляется спереди - приставка, сзади – суффикс. 4. Прикрепляется окончание. -Да. -Подснежник. 5.Первичное закрепление групповая работа. У каждого из вас есть возможность посадить на этой планете еще по одному растению. - Из
Упр . 93
, я каждой группе дам по одному слову. Вам нужно показать, как образовалось это слово. ( намордник, неудачник, подсвечник.) -Проверьте по эталону ( слайд 17) - Давайте посадим цветы.( слайд 18) - Мы еще можем украсить нашу цветочную поляну цветами, но Маша даст рассаду после того , как вы выполните ее задание. Она перед вылетом под партой спрятала
конверты.
Достаньте их. - В конвертах у вас слова, разрезанные на части. У каждой группы по одному слову. Вам нужно их собрать и назвать части слова. Какая группа первая справится, поднимает руку. -Молодцы. Каждая группа посадила по своему цветку. ( слайд 19 ) (Обсуждают в группе. Озвучивают свой вариант у доски,) ( достают конверты) ( по группам собирают слово : поездка, прогулка, заставка) 6.Самостояте льная работа с каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. -Мы поднялись с вами на Пик Творчества. На нем тоже ничего не растет, и Анишит Йокоповна предлагает посадить на Пике дерево. Саженец волшебница даст после
самопроверко й по эталону. Самоанализ и самоконтроль того, как выполним ее задание.(
самостоятельно в

тетрадях)
- Покажите образование слов 1 вариант : нарукавник, 2 вариант : разгрузка. -Проверьте. (слайд 20) = Оцените себя , если нет ни одной ошибки, то на полях поставьте « + « , если есть , « - «. –Посадили дерево.( слайд 21) Миша предлагает нам отдохнуть на нашей цветочной поляне. (самостоятельно записывают и разбирают слова, затем проверяют по эталону) (оценивают.) - Работают в тетрадях.
Физ-минутка (слайд 22)
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. -Молодцы ребята, справились с задачей , озеленили планету. -А зачем нам это нужно было? -Теперь пора домой. Но Анишит Йокоповна нас не отпускает, пока мы не сделаем последнее задание. -Давайте вернёмся к нашим словам в начале урока. К какому же столбику мы их отнесём? - Какой вывод сделаем? - Вот мы и прилетели домой. Давайте запишем домашнее задание: учебник , Упр. 94 ( слайд 23) -Чтобы на планете был кислород, т. к. растения вырабатывают кислород. -Добавим новый столбик для слов образованных с приставкой и суффиксом одновременно.(приложение 1) -Слова могут образовываться с помощью приставки и суффикса одновременно. (Записывают домашнее задание в дневник) . 8.Рефлексия осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Какую задачу ставили? Слайд 24) • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? -На следующем уроке мы этим и займёмся. Оцените свою работу: (слайд 25) -Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко. -Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё. -Ничего не понимаю, нужна помощь. -Молодцы! Спасибо за урок! -Образовывать и разбирать слова с приставкой и суффиксом одновременно. -Мы выполняли… -Научились…. - Ещё потренироваться….