"Педагогический обобщающий опыт работы педагога"

Автор: Мартынова Наталья Валентиновна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ОДОД "ЕЦДОД" ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка
Населённый пункт: село Елховка, м.р. Елховский, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Педагогический обобщающий опыт работы педагога"
Дата публикации: 05.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ЕЦДОД) ГБОУ СО СОШ

ИМ. М.Н. ЗАВОДСКОГО С.ЕЛХОВКА М.Р. ЕЛХОВСКИЙ САМАРСКОЙ

ОБЛАСТИ

МАРТЫНОВОЙ НАТАЛЬИ ВАЛЕНТИНОВНЫ

Долгосрочный воспитательный проект

«

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

» реализуется с 2009 года.
В основе содержания данного проекта лежат: - заказ государства и российского общества на воспитание современных детей и в том числе на повышение уровня экологической культуры обучающихся, обозначенные в основополагающих документах, концепциях и программах (методологическая основа проекта обозначена в концептуальных основах); - приоритетные направления стратегии социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (область «Образование»); -система базовых национальных ценностей, обозначенная в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность представляемого педагогического опыта
Данный опыт является актуальным, т.к. представляет конкретные пути реализации основополагающих направлений в сфере экологического воспитания в системе дополнительного образования. Данный опыт является актуальным, т.к. доказывает, что системный подход к экологическому воспитанию в системе дополнительного образования является наиболее эффективным способом повышения экологического сознания и экологической культуры обучающихся в современных условиях. В рамках проекта решались значимые цели: 1

Цель формирование экологического сознания
личности, при котором обучающийся воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает самоценность Природы, считает высшей ценностью гармоничное развитие Природы и общества.
Цель формирования экологической культуры обучающихся
состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе, готовности защищать, охранять и обустраивать ее.
Задачи:
Для достижения поставленных целей в рамках проекта решался
комплекс

задач:

Личностно-ориентированные воспитательные задачи:
-формировать у детей адекватную самооценку себя с точки зрения отношения к Другим людям, к окружающему миру, к экологическим проблемам, к Природе и правилам взаимоотношений с ней; -оказывать помощь в приобретении опыта построения нравственных взаимоотношений и взаимодействия с Другими людьми, с окружающим миром, опыта посильного решения экологических проблем; -способствовать утверждению у воспитанников уверенности в своих силах, самостоятельности, целеустремленности; -развивать умение работать с источниками научной литературы; -формировать ценностное отношение к знаниям; -обучаться самостоятельной творческой деятельности, делать выводы, искать противоречия в наблюдаемых явлениях определять пути их решения; -осваивать технологию исследовательской деятельности, методики ведения экспериментальной работы, вести мониторинг.
Социально-ориентированные воспитательные задачи:
-формировать ответственное отношение к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее улучшению, к своему здоровью; -способствовать выработке ценностных ориентаций, формированию гражданственности и позитивной социальной активности; 2
-осуществлять воспитание на основе взаимопонимания и сотрудничества между людьми.
Предметные задачи:
1. Формировать систему эколого-биологических знаний; 2. Формировать и развивать практические умения и навыки (сбор, заготовка, хранение растений, конструирование из природного и других материалов, написание и защита проектов и учебно-исследовательских работ); 3. Оказывать помощь в приобретении опыта природопользования; 4. Развивать и систематизировать межпредметные связи по базовым общеобразовательным курсам «Биология», «Химия», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология», «МХК», «ОБЖ», «Основы проектной деятельности», а также метапредметную взаимообусловленность предметов программ: «Мир природы в мире человека», «Конструирование из природного материала», «Декоративно-прикладное творчество».
Метапредметные задачи:
 Формировать и развивать эстетические взгляды и творческий потенциал личности средствами декоративно-прикладного искусства и через общение с живой природой;  Выявлять и развивать детскую одарённость;  Развивать коммуникативные качества;  Развивать психические процессы: память, мышление, внимание.
Психологическая целесообразность представляемого опыта
Система экологического воспитания в системе дополнительного образования выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках системы являются педагог, обучающиеся и их родители, а также педагоги, обучающиеся, родители других объединений Центра. Их взаимодействие происходит на различных уровнях: межличностный индивидуальный 3
уровень; уровень малой группы; уровень детского коллектива; уровень содружества с другими детскими коллективами; уровень Центра (общецентровские формы деятельности).
Социальная направленность опыта
Социальная направленность опыта проявляется через обеспечение паритета экологического образования детей и целенаправленного формирования системы деятельности детского экологического объединения «SOS». Профессиональная самореализация педагога осуществляется через освоение основ построения системы экологического воспитания в системе дополнительного образования, разработку научно-методических продуктов с последующей трансляцией опыта в педагогическое сообщество и публикациями в сборниках научно-практических конференций, профессиональных журналов. Инновационная направленность педагогического опыта
Критерии инновации

Содержательная интерпретация критериев
1. Новизна и оригинальность идеи Воплощение идеи согласования содержания экологического воспитания в системе дополнительного образования с природой детства, психологическими особенностями и возрастными периодами обучающихся. Использование таких педагогических средств и технологий, которые помогут детям эффективно взаимодействовать в решении экологических проблем и других проблем. Масштабность внедрения Системный характер 3. Широта охвата Процесс экологического воспитания в системе 4
дополнительного образования строится в условиях деятельности Центра, детского экологического объединения и партнеров, прежде всего родителей как особых содружеств 4. Сфера осуществления Экологическое воспитание в системе дополнительного образования в условиях деятельности экологического объединения «SOS». 4.1. Новое содержание формирования экологической культуры и экологического сознания обучающихся Переход от педагогики мероприятий к системному процессу экологического воспитания, от имитационно- деятельностного подхода - к целедеятельностному подходу. Наполнение процесса экологического воспитания в системе дополнительного образования ценностным компонентом. 4.2. Новые технологии и формы организации Широкое использование педагогом в своей деятельности образовательных технологий: проблемное обучение, информационно - коммуникативные, коллективно-творческие дела; технологии гуманистического характера: цепочки педагогических действий или актов взаимодействия с обучающимися, выстроенных в такой закономерной последовательности, в таком сочетании и соответствии, реализация которых обеспечивает достижение поставленных целей. Процесс жизнедеятельности в объединении выстраивается так, чтобы он имел характер достижения каждым ребенком ситуации успеха в любом деле. Воспитывающие ситуации. Создаются воспитате- лем целенаправленно для коррекции поведения детей в коллективе: авансирование доверие, творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение, товарищеское доверие и т.д. Исследовательская деятельность позволяют ребенку реализовать социальные роли, проявлять сообразительность, смекалку, сноровку, фантазию. Использование проектных технологий, позволяющих 5
вводить детей в мир истинных идеалов и ценностей жизни; Базовые национальные ценности – фундамент технологии формирования патриотических чувств, экологической культуры и экологического сознания, опора на которые позволяет осуществлять процесс духовно-нравственного развития личности. 4.3. Новообразования личности -развитые экологическое сознание и экологическая культура; -сформированная экологическая картина мира, развитое стремление беречь и охранять природу; -развитое чувство ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними; -уважение к труду, потребность трудиться, добросовестное, ответственное, творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; -умение работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; -желание заниматься социально-значимой деятельностью.
Основные средства, используемые в рамках реализации проекта:

1.

I. Общение (просвещение)
1. Лектории, кинолектории, посещение краеведческих музеев, музея «Алабина», где происходит знакомство: - с организацией жизни на планете; -с гармонизацией всех сил в системах «человек-природа», «человек- человек», «человек-общество», «человек-вселенная» распространяя методологию системного анализа во все сферы деятельности человека; 6
-с сопричастностью опыта взаимоотношений предков с Природой родного края.
2. Формы воспитательной деятельности:

Занятия в Школе экологической грамотности:
-занятия по формированию этических норм, приобщению детей к нравственным и культурным ценностям (беседы, ситуативные тренинги, ролевые игры, виртуальные экскурсии в музеи); занятия-беседы; занятия- диспуты; занятие – викторины; занятия-тренинги; - очные и заочные (виртуальные) экскурсии в музеи, мир Природы; -творческие встречи по обмену опытом с другими экологическими объединениями «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»; -экологические игры; викторины; -знакомство с «Красной книгой», с миром природы Елховского района, с Памятниками Природы Елховского района.
Разработка и реализация социально-значимых проектов:

Малые проекты
- «Школьный двор красивый самый»; - «Школьный сад»; - «Зеленая планета – наша школа»; - «Эко-тропы».
Проекты:
«Памятники природы Елховского района», Проект «Помоги- те птицам зимой!», Проект «Маленькая «солнечная» страна чудес», Проект «Экологическое движение обучающихся объединения «SOS!»
Акции:
«Чистый лес»; «Не забудьте птиц зимой!»; «Покормите птиц зимой!»; Лучшая кормушка – моя!; «День птиц»; «Чистое село». -
КТД
(
коллективные творческие дела):
7
- экологические и др. праздники; -оформление экологического кабинета; -изготовление подарков, сувениров, изделий для ярмарок-продаж, изготовление выставочных экспонатов; выставки-распродажи; -подготовка и проведение экологических выставок; -проведение конкурсов, смотров, дней «именинников», вечеров-встреч с чаепитием; - спортивно-оздоровительный фестиваль «От экологии природы – к экологии человека»; спортивная эстафета «Будь здоров, расти большой!». - фотовыставка «Зимние кружева»; выставка мастерской «Перышко»; - театрализованные представление на экологические темы с использованием произведений русских поэтов и писателей.
Участие в
«Кирилло-Мефодиевские чтениях»; «Шаги в науку»; «Солнечный ветер», «Моя малая Родина», «Молодёжь против наркотиков! Мы за здоровый образ жизни!»
«Памятники природы Елховского района»
(темы для исследовательских и проектных работ): № Название исследовательских и проектных работ 1 Исследовательская работа «Редкие растения ООПТ «Зеленая гора» 2 Современное состояние ООПТ «Зеленая гора» 2 Исследовательская работа «Лекарственные растения на моём огороде» 3 Исследовательская работа «Лишайники как индикаторы чистоты воздуха» 4 Исследовательская работа «Исследование степени загрязнения снега на различных территориях Елховского района» 5 Исследовательская работа «Изучение орнитофауны с. Елховка в зимний период» Исследование чистоты воды реки Кондурча. 6 Проекты на областной конкурс «Моя малая Родина» - рисунок «Солнечный цветок» - рисунок «Русская красавица» - рисунок «Журавль-красавка» 7 Проекты на областной конкурс «Моё любимое животное» - рисунок «Черепаха болотная» - рисунок «Живородящая ящерица» - рисунок «Медянка» 8 Проекты на районный конкурс «Молодёжь против наркотиков! Мы за здоровый образ жизни!» - фотоколлаж «Здоровье семьи – здоровье нации!» 8
- презентация «Хочешь быть здоровым? Спроси у нас как!» - плакат «Между светом и тьмой» - поделка «За здоровьем к спорту!» 9 Проекты на областной конкурс «Новогодняя сказка» - аппликация «Мой конь из сказки» - аппликация «Моя мечта» - поделка «Новогодний домик» 10 Проекты на областной конкурс «Зеркало природы» - квиллинг «Весенний букет» - квиллинг «Незабудки» - поделка из ПЭТ «Рыжая осень» - поделка из природных материалов «Завораживающая красота моря» - поделка из природных материалов «Горный водопад» - фитодизайн «Жемчужные колокольчики» 11 Проекты на областной конкурс «Зеленая планета» - рисунок «Морская черепаха» - рисунок «Привет, малыш!» - рисунок «Цветы солнца» 12 Проекты на районную акцию «Помогите птицам зимой!» - кормушка для птиц - листовка «Поможем пернатым дожить до весны!» - листовка «Жизнь птиц в твоих руках!»
Воспроизводимость педагогического опыта
Результаты педагогической деятельности активно представляются на семинарах в районе, округе, регионе, научно-практических конференциях, конкурсах, педсоветах: Дата Уровень мероприятия Название мероприятия Результат 21.05. 2015 Областной итоговый педсовет - совещание «Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования» доклад: «Формирован ие экологической культуры и экологическог о мышления, как условие формирования и развития творческой личности» 10.12. 2014 Всероссийский профессиональный педагогический Интернет- конкурс «Воспитание – 3 место статья в сборнике 9
важнейший элемент формирования личности» 30.12. 2014 Окружной интернет-конференция «Формирование воспитательного пространства образовательного учреждения» Диплом за лучший доклад 14.10. 2013 Всероссийский научно-практическая конференция с международным участием «Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы» статья в сборнике 18.12. 2013 Областной семинар для директоров школ и их заместителей «Формирование экологической культуры учащихся в рамках интеграции основного и дополнительного образования детей» сертификат 19.05. 2013 Областной итоговый педсовет-совещание «Формирование экологической культуры обучающихся через ученическое самоуправление» справка 07.05. 2012 Районный семинар для зам.директоров, педагогов «Организация исследовательской деятельности учащихся» протокол 18.12. 2009 Всероссийский конференция, посвященная 80- летию юннатского движения в Самарской области «Перспективы развития эколого-биологического образования» статья в сборнике 15.04. 2009 Окружной семинар заместителей директоров по воспитательной работе, организаторов досуга, классных руководителей Северо-Западного округа «Экологическое воспитание учащихся в образовательных учреждениях округа». 10
Систематический обмен опытом с педагогами Центра, округа, области происходит через сотрудничество с ГОУ СИПКРО (кафедра педагогики и психологии), с ГБОУ ДОД СДДЮТ (Самарский дворец детского и юношеского творчества), с ОЦРДОД (Областной Центр развития дополнительного образования и внешкольной работы), с ГБОУ ДОД СОДЭБЦ (Самарский областной детский эколого-биологический центр) в рамках повышения квалификации педагогов, творческих встреч с педагогами.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных

результатов
Создание детского коллектива, имеющего свою систему морально этических ценностей и систему совместной деятельности. Стабильное функционирование системы экологического воспитания в системе дополнительного образования в рамках реализуемых целевых программ и проектов. Включение обучающихся в исследовательскую, познавательную, самоуправленческую, творческую и др. виды деятельности. 100-процентное количество обучающихся объединения «SOS!» участвуют в реализации воспитательных проектов. Увеличение количества родителей, включающихся в процесс формиро- вания экологической культуры и экологического сознания обучающихся. Заинтересованность родителей в реализации воспитательных программ и проектов.
Результаты участия обучающихся объединения «SOS!» в конкур-

сах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня:
Дата Уровень соревнования Название мероприятия ФИО участника Результат 2015 международны й Конкурс-выставка «Человек от края до края» Колдова Нина диплом участника 11
всероссийский Конкурс «КИТ- компьютеры, информатика, технологии» Иванова Ольга 1 место Областной Конкурс детского рисунка «Мое любимое животное» Назайкинская Евгения 1 место Областной Конкурс исследовательских работ «Охрана водных ресурсов» Кучина Валентина диплом участника Окружной Научная конференция по биологии Назайкинская Анна сертификат Окружной Научная конференция по медицине участник Кучина Валентина сертификат Районный Научная конференция по биологии Назайкинская Анна 1 место Районный Научная конференция по медицине Кучина Валентина 1 место районный Конкурс рисунков «Огонь – враг, огонь – друг» Лунева Ксения 1 место районный Конкурс исследовательских работ «Охрана водных ресурсов» Кучина Валентина 1 место районный Выставка детских творческих работ «Мир глазами детей» Объединение «SOS» диплом участника районный Фестиваль «Созвездие успеха – 2015» Объединение «SOS» грамота за активную жизненную позицию и участие в коллективно- творческой деятельности ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка районный Смотр часовых Постов № 1 Объединение «SOS» организаторы Статья в газете «Елховские просторы» 2014 международны й Конкурс «Колосок – осенний 2014» Кучина Валентина сертификат международны й Конкурс «Колосок – осенний 2014» Назайкинская Анна сертификат 12
международны й Конкурс «Колосок – весенний 2014» Кучина Валентина сертификат всероссийский Конкурс «Человек и природа» Кучина Валентина сертификат региональный Конкурс по итогам акции «Неделя экологических знаний» Объединение «SOS» диплом участника областной Конкурс новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка» Карпова Елизавета 1 место областной Областной конкурс детского творчества «Моя малая родина» Наврузбеков Даниял 2 место областной Областная летняя экологическая смена «Экобудущее» Объединение «SOS» 2 место областной Акция «День птиц» Объединение «SOS» диплом участника окружная Олимпиада по биологии Иванова Ольга 2 место районный Конкурс исследовательских работ «Охрана водных ресурсов» Назайкинская Евгения 1 место районный Фестиваль «Созвездие успеха-2014» Объединение «SOS» диплом участника районный Смотр знаний «Экология в год Культуры» Объединение «SOS» организаторы Статья в газете «Елховские просторы» 2013 международны й Конкурс «Колосок – осенний 2013» Кучина Валентина сертификат всероссийский XI детский экологический форум «Зеленая планета» Купцов Владимир лауреат региональный Конкурс по итогам акции «Неделя экологических знаний» Объединение «SOS» Благодарственное письмо министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 13
региональный Подведение итогов «Дней защиты от экологической опасности» Объединение «SOS» диплом участника региональный Карнавал «Солнечный ветер» Объединение «SOS» диплом участника региональный Конкурс «Эколидер – 2013» Объединение «SOS» диплом участника областной Слет юных экологов «Экотропы» Объединение «SOS» 1 место областной КВН – фестиваль «ЭХО» Объединение «SOS» 2 место областной Конкурс «Здоровье школьника Самарской области» Объединение «SOS» 2 место окружной Конкурс «Здоровье школьника Самарской области» Объединение «SOS» 1 место районный Слет юных экологов «Экотропы» Объединение «SOS» 1 место районный Экологическая акция «Помоги птице зимой» Назайкинская Анна, Кучина Валентина 2 место районный Брейн-ринг «Загадки нашей планеты» Объединение «SOS» диплом участника 2012 региональный Конкурс по итогам акции «Неделя экологических знаний» Объединение «SOS» диплом участника региональный Карнавал «Колесо жизни» Объединение «SOS» диплом участника областной конкурс детского творчества «Зеркало природы» Назайкинская Евгения 2 место областной Слет юных экологов «Экотропы» Объединение «SOS» 3 место районный Слет юных экологов «Экотропы» Объединение «SOS» 1 место 2011 областной Конкурс детского творчества «Мое экочудо» Своекошникова Татьяна 1 место областной Слет юных экологов «Экотропы» Объединение «SOS» 3 место областной КВН – фестиваль «ЭХО» Объединение «SOS» 2 место областной конкурс детского рисунка «Мое любимое животное» Куразеева Мария Гран-при окружной Олимпиада по экологии Ужин Виталий 3 место 14
2010 региональный Карнавал «Зеленый ковчег» Объединение «SOS» диплом участника областной Слет юных экологов «Экотропы» Объединение «SOS» 3 место областной Фестиваль «Экобудущее» Объединение «SOS» 2 место областной Конкурс творческих работ «Родная глубинка» Бикмурзина Анастасия 2 место областной Выставка «Подари миру праздник» Лукьянова Юлия сертификат 2009 всероссийский Конкурс «Моя малая Родина» Объединение «SOS» диплом участника областной Слет юных экологов «Экотропы» Объединение «SOS» 3 место областной КВН – «ЭХО» Объединение «SOS» 2 место 2008 областной Олимпиада по экологии Захарова Дарья 2 место
Публикации педагогического опыта в печати
- «Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы»- Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 110-летнему юбилею доктора биологических наук, профессора Д.Н. Флорова и 75-летнему юбилею кандидата биологических наук, профессора М.С. Горелова - Изд.: ООО «Порто-Принт», Самара, 2013, - 420 с. - Современные профессиональные компетенции педагога и воспитателя – II - Избранное. Сборник материалов научно-практических интернет - 15
конференций и профессиональных конкурсов – Изд.: ООО «Дизайн», Чехов, 2014. – 339 с. - Самарский Внешкольник № 40, «Формирование экологической культуры учащихся в рамках интеграции основного и дополнительного образования детей» - Самара, -2014, - 40 с. -Всероссийская конференция, посвященная 80-летию юннатского движения в Самарской области «Перспективы развития эколого-биологического образования». Сборник статей – Самара: РИЦ СГСХА, 2009, - 257 с. 16