"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Автор: Коровина Ольга Егоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"
Дата публикации: 05.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методические рекомендации

по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах даёт ни с чем несравнимую возможность для развития творческого потенциала для детей дошкольного возраста, так как ребёнок в этом случае является не пассивным наблюдателем, а активным участником этого процесса. Современное образование как раз подчёркивает важность вовлечения детей в процесс активных творческих действий. Детям интересней не слушать рассказы о музыкальных инструментах, а взять их в руки и самим играть на них. Действие, умение делать что- то самому является
единственным подтверждением усвоения любого знания. Как говорили древние китайцы: « Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Поэтому в своей работе, игре на музыкальных инструментах я отвожу очень важное место. Самые маленькие детки, которые приходят в музыкальный зал, с удовольствием играют на бубнах, погремушках, колокольчиках. В ясельной и младшей дошкольной группе я использую такие музыкальные произведения, как «Игра с погремушкой» (музыка А. Лазаренко, слова О. Высотской), «Тихие и громкие звоночки» (музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского), « Погремушка» (музыка Т. Вилькорейской), «Игра с бубном» (музыка М.Красева, слова Н. Френкель), новогоднюю « Игру с погремушкой» (слова Е. Макшанцевой, музыка А. Филлипенко), «Упражнение с погремушкой» (уже трёхчастная форма музыки) и другие. Можно использовать плюсовые фонограммы этих произведений, это даёт возможность музыкальному руководителю подходить к детям, поправлять их, если они неправильно держат инструмент, помогать им, поощрять их, погладив по головке или по плечику. Кроме того, как показала практика, дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, которые они сделали своими руками вместе с родителями.
Например, перед осенними праздниками мы обратились к родителям связать или сшить музыкальные грибочки, основой которых является пластиковая бутылочка с насыпанной в них крупой. Она должна быть удобной, небольшой, чтобы ребёнок мог обхватить её своей ручкой. Родители откликнулись, проявили потрясающую фантазию и изготовили качественные, эстетически оформленные грибочки, которые мы используем и по сегодняшний день. На осеннем утреннике дети танцевали с ними танец: « Гуляем и пляшем» (музыка М.Раухвергера). На первую часть они гуляли, держа грибочки в руках, а на вторую ,быструю, стучали грибочками по полу. А в этом учебном году мы объявили конкурс для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов. Результаты нас очень порадовали. У нас появились и музыкальные ключики, и шуршащие трубы, передающие
шум дождя, и самодельные маракасы, кастаньеты, погремушки и многое другое. Самое главное, чтобы эти инструменты использовались детьми постоянно. Так, со средней группой мы играли на них под « Весёлую кухню» (автор Вихарева Г. Ф.) и «Наш оркестр» (автор Е. И. Антошина). Я также предлагаю их детям для свободного музицирования: «Сыграй музыку так, как ты хочешь», «Будь дирижёром», «Разговор двух инструментов», «Подбери инструмент для музыки дождя, ветра», « Сыграй своё сегодняшнее настроение», « Папа с мамой разговаривают», « Дети играют» и другие. Следующий аспект на котором бы хотелось остановиться подробнее- это обучение детей игре на ложках. Сначала можно, не используя музыкальное произведение, простучать ритм на ложках, используя какие - нибудь детские потешки или стихи. Например:
« Лошадка» А. Барто, русская народная прибаутка «Петушок», русская народная песня « Андрей – воробей», русская народная прибаутка «Барашеньки», « Котя» и другие. А затем мы играем на ложках, исполняя песню « Ложкари» (слова и музыка М.Могучевой), «Оркестр в лесу» (автор Чугайкина А.А.), а также под русские народные мелодии, такие как «Как у наших у ворот», « Ах ты, берёза», «Из - под дуба». Также дети с удовольствием играют на таких музыкальных инструментах, как валдайские колокольчики, треугольники, бубенцы. Эти инструменты мы используем для исполнения музыки дождя, ручейка, звона капели. Например, при исполнении таких песен, как: « Начинается весна» (музыка и слова Л. Гусевой), « Солнечная капель» (слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина), «Осень» (музыка А. Арутюнова, слова В. Семерина) и других. Причём дети предлагают свой ритмический рисунок, с чередованием восьмых и шестнадцатых длительностей. Также при знакомстве с праздником Пасхи и после прослушивания колокольного Благовеста предлагаю детям придумать и проиграть праздничный колокольный звон.
А для создания у детей интереса при игре на ложках, в подготовительной группе, я ввела такой приём, как игра на трёх ложках. Две ложки ребёнок держит в руке, зажав между пальцами, а третьей играет, выстукивая сначала ровные четверти и проводя глиссандо по обеим, а затем ритм ускоряется, и ребёнок выстукивает восьмые длительности. (Песня «Ложки деревенские», автор И.Костина.) Учитывая принцип ФГОС ДО по реализации этнокультурной ситуации развития детей, мы знакомимся и с нашими традиционными коми народными музыкальными инструментами. Недавно, мы совместно с детьми придумали сказку « Ручеёк» («Шор»). Весь сюжет сказки (журчание ручейка, шелест листвы, стук дятла, болтовня сороки) был озвучен коми народными музыкальными инструментами.
Как показывает практика, для детей нет языкового барьера, если им интересно. Наоборот, они с удовольствием знакомятся с чем- то новым и необычным ,и быстрее, чем взрослые понимают и запоминают труднопроизносимые, на первый взгляд, названия и слова. Подводя итог всему сказанному, мне хочется ещё раз обратить внимание на то, как важно и, просто необходимо, чтобы дети играли на музыкальных инструментах. Во – первых, это помогает детям самореализоваться, почувствовать себя успешными, поверить в свои силы, проявить свою индивидуальность, выразить себя, вызывает положительные эмоции, а именно, это и является фундаментом для развития успешной, духовно – богатой, творческой личности.
Во - вторых, игра на детских музыкальных инструментах, развивает музыкально – ритмический слух детей. Ритм – это «сердце» музыки. «Ритм оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В. И. Петрушин. Психологическое состояние личности очень зависит от музыкальных ритмов. Развитие чувства ритма с раннего возраста обеспечивает здоровую и полноценную жизнь в будущем. У детей изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память. А ведь воспитание здорового, психически и эмоционально устойчивого поколения – это и есть главная задача для каждой страны во все времена. Ведь здоровая нация – это залог благосостояния и крепости нашего государства.
Используемая литература: 1. Доклад на тему «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музыкально-речевые игры» / музыкальный руководитель Конотопенко О.В. 2. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г. 3. М.Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование». 4.Статья: Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста.Т. В. Балышева, музыкальный руководитель ГДБОУ детский сад № 81 г. Санкт – Петербург. 5.Т.Э.Тютюнникова «Педагогика сотрудничества». 5/2000г. «Дошкольное воспитание».