Обобщение опыта работы МБДОУ "Ромашка" "Двигательный режим в ДОУ"

Автор: Гиниятова Елена Валерьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ "Ромашка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Обобщение опыта работы МБДОУ "Ромашка" "Двигательный режим в ДОУ"
Дата публикации: 05.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СТАТЬЯ

Обобщение опыта работы МБДОУ «Ромашка»

«Двигательный режим в ДОУ»

Подготовила:
Заместитель заведующего МБДОУ «Ромашка» Гиниятова Е.В.
Двигательная активность, создавая энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормального физического и психического развития, играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка. Естественная потребность в движении у детей дошкольного возраста, педагогически целенаправленная, ведёт к увеличению двигательной активности вообще. Последнее неукоснительно ведёт к увеличению потока раздражений, возникающих во время движений ребёнка, в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре головного мозга. В результате активно и правильно развивается центральная нервная система и внутренние органы: повышается эмоциональный тонус детей, усиливается нервно - мышечный аппарат, улучшаются показатели сердечно - сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем, формируется правильная осанка. Двигательный режим в МБДОУ «Ромашка» организован в соответствии с нормативными документами и направлен на укрепление здоровья и физического развития детей, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. При разработке оптимального двигательного режима были учтены следующие факторы: состояние здоровья воспитанников, возраст детей и время года. В режиме дня предусмотрено обязательная прогулка в первую и вторую половину дня, длительность которой составляет от 3 до 4 часов в зависимости от климатических условий и возрастной группы. В ДОУ обеспечен оптимальный двигательный режим - рацио нальное сочетание различных видов занятий и форм двигательной ак тивности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет 70% от всего времени бодрствования. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются следующие формы: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе с детьми старшего возраста, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, спортивные соревнования и прочие. Утренняя гимнастика и гимнастика после сна проводится ежедневно, длительность зависит от возраста детей. В педагогический процесс обязательно включены подвижные игры, как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на укрепление, оздоровление, закаливание детей дошкольного возраста, развитие физических качеств, психических процессов. Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме. В режиме дня предусмотрено организация совместной и самостоятельной игровой деятельности детей. Созданы условия для самостоятельной физической активности детей с использованием оборудования и инвентаря спортивных уголков в групповых помещениях, физкультурного зала и летней спортивной площадки в соответствии с возрастом детей. Особое внимание отводится занятиям физической культурой. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляют по подгруппам 3 раза в неделю в физкультурном зале. С детьми от 3 до 7 лет занятия по физическому развитию организуют 3 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз в неделю для детей 5-7 лет проводятся на спортивной площадке. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний (недавно перенесенные заболевания или функциональные отклонения со стороны отдельных органов и систем по заключению врача). В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность, а так же утренняя гимнастика организуется на открытом воздухе. С целью предупреждения утомляемости у детей в процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультми нутки длительностью 1-3 минуты.
В сотрудничестве с медицинским персоналом осуществляется комплекс закаливающих процедур с учетом дифференцированного подхода к детям, в зависимости от их возраста и здоровья, с использованием природных факто ров: воздуха, солнца, воды. Закаливание детей в МБДОУ «Ромашка» включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, утренняя гимнастика, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, хождение босиком по «тропе здоровья», гимнастика после сна, сон без маечек и т.д. При организации закаливания реализуются основные гигиенические принципы – постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка. В помещениях обеспечивается оптимальный температурный ре жим, регулярное проветривание.
Режим двигательной активности в МБДОУ «Ромашка»

Формы

работы

Виды

занятий

Количество и длительность занятий (в мин.)

в зависимости от возраста детей

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет
Физкультурные занятия а) в помещении 3 раза в неделю 10 3 раза в неделю 15 3 раза в неделю 20 2 раза в неделю 25 2 раза в неделю 30 б) на улице - - - 1 раз в неделю 25 1 раз в неделю 30 Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня а) утренняя гимнастика Ежедневно 5 мин Ежедневно 6 мин Ежедневно 8 мин Ежедневно 10 мин Ежедневно 12 мин б) гимнастика после сна Ежедневно 5 мин Ежедневно 6 мин Ежедневно 8 мин Ежедневно 10 мин Ежедневно 12 мин в) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 10-15 Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20 Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20-25 Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30 Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 30-40 г) физкуль- тминутки (в середине ста- тического занятия) 1-3 ежеднев- но в зависи- мости от вида и содержания занятий 1-3 ежеднев- но в зависи- мости от вида и содержания занятий 2-4 ежеднев- но в зависи- мости от вида и содержания занятий 3-5 ежеднев- но в зависи- мости от вида и содержания занятий 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий Активный отдых а) физкультурный досуг 1 раз в месяц 15 1 раз в месяц 20 1 раз в месяц 20 1 раз в месяц 25-30 1 раз в месяц 40 б) физкультурный праздник - 2 раза в год до 45 мин 2 раза в год до 60 мин 2 раза в год до 60 мин. 2 раза в год до 60 мин. в) день здоровья 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал Самостоятельная двигательная деятельность а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно - игрового оборудования: - в холодный период года; - в теплый период года Ежедневно 20 мин 40 мин Ежедневно 20 мин 40 мин Ежедневно 30 мин 50 мин Ежедневно 40 мин 60 мин Ежедневно 40 мин 60 мин
б) самостоя- тельные под- вижные и спортивные игры: - в холодный период года; - в теплый период времени года Ежедневно 10 мин 20 мин Ежедневно 15 мин 25 мин Ежедневно 20 мин 30 мин Ежедневно 25 мин 35 мин Ежедневно 30 мин 40 мин Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ правильно разработанного режима двигательной активности способствует повышению результативности образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.