"Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей"

Автор: Батурина Екатерина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №38
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей"
Дата публикации: 06.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №38
учитель-логопед:

Батурина

Екатерина Ивановна
г.Чита Забайкальский край
Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса. Этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи. ЗНАКОМСТВО Чтобы родителям и логопедам было легче общаться друг с другом, предлагаю сделать визитную карточку, которую можно украсить по своему вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано имя, которым вы хотите, чтобы вас называли родители. Родители оформляют бейджики в свободной форме. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Ребенок, научившийся произносить поставленный звук изолированно, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления. Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируется правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания: - [с] – водичка и ветер шумят, насос качает колеса; - [з] – комар пищит; - [ш] – змея шипит; - [ж] – жук жжужит; - [л] – пароход гудит, самолет летит; - [р] – лев/ тигр рычит; мотор работает. Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек. Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке и тянуть звук [ж],[с],[з] и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или машинке путь в гараж. Можно использовать звуковую улитку. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ
Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний – мало интересный для ребенка вид деятельности. Если использовать игровые приемы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах. Упражнения на автоматизацию звука в слогах 1. Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно. 2. Произносить слоги: ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги. 3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги. 4. Упражнение «Пальчики шагают». Пальчики «идут» по столу. 5. Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов. После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда – научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е на формирование фонематического слуха. В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх: - нужно «поймать» звук [ж] – выделить его из звуко-, слого-, словоряда; -как только ребенок услышит звук [ж], он должен хлопнуть в ладоши, поймать его: А, Ж, Ш ЖА, СА, ТУ, ЖО, ИШ, ШУ, ЖУК, ЕЖИ; -дидактические игры на автоматизацию звука: «Утка и утята», «Торт и свечи», «Малыш и погремушки», «Насас и солеса», «Компьютер и диски» и др. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Цели данного этапа работы над звукопроизношением: - стимулирование речевой активности детей; - развитие их речевой коммуникативности. Для этого можно использовать следующие игры: -нужно составить предложение.
Назвав два слова с заданным звуком, предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. Для этого нужно «включить» фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными; - порабатать с деформированной фразой: «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в»; «Ромашка, рвать, Рома». Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развивать слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям. Родителям предлагается проговорить чистоговорки. Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому старайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашние задания в выходные дни. Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 мин. Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.
Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Белякова Л.И., Гончарова Н., Шишкова Т.Г Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Под ред. Л.И. Беляковой. М., 2005. 2.Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003. 3.Кольцова М.М., Рузина М.С. Р ебенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.