Урок математики в первом классе "Закрепление приема вычислений вида 8 - ..., 9-... .Решение задач".

Автор: Туркина Любовь Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. В.С. Чекмасова с. Большое Микушкино м.р. Исаклинский Самарской области
Населённый пункт: с.Большое Микушкино Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики в первом классе "Закрепление приема вычислений вида 8 - ..., 9-... .Решение задач".
Дата публикации: 06.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сценарий открытого урока по математике

Учитель
Туркина Любовь Ивановна
класс
первый
Предмет
математика
Автор учебника
А.И. Моро «Школа России»
Тема урока
Закрепление приема вычислений вида 8 - …, 9 - … .Решение задач
Цель

деятельности

учителя
Развивать умения выполнять вычисления вида 8 -…, 9 - …, решать задачи изученных видов; готовить к знакомству с составными задачами.
Тип урока
Закрепление знаний и способов действий (образовательная экспедиция)
Планируемые

образовательны

е

результаты

Предметные
: выполнение вычислений вида 8 - …, 9 - …, используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; решение задач изученных видов; наблюдение и объяснение, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; измерение и сравнивание отрезков.
Метапредметные
: овладение способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивание своих достижений на уроке; умение вступать в речевое общение, пользоваться учебником; выполнение заданий творческого и поискового характера ;
Личностные:
проявление интереса к изучению учебного предмета «Математика» (к освоению математических способов решения познавательных задач)
Методы и

формы

обучения

Формы:
фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Методы:
словесный, наглядный, практический

Образовательн

ые

ресурсы
Учебник, тетрадь в клетку, линейка, простой карандаш, электрон. опт. диск (CD-ROM).
Оборудование
компьютер, проектор
Сценарий урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Приготовьтесь к отлету. Посмотрите на карту путешествия. Три космических корабля – это три экипажа – три группы. Ребята! Вы знаете, где делают космические корабли? -Да, космические корабли делают у нас, в Самаре, на заводе «Прогресс». - Как называется наука, изучающая космос? (астрономия) - А люди – изучающие космос? (астрономами)
II Актуализация знаний

Устный счет:
1) Игра «Собери команду». Первое задание экипажам – проверить исправность своих космических отсеков. (Класс делится на 3 группы. У каждой группы свое число: 7,8,9) - Соберите все карточки с примерами, ответом на которые является ваше число. В конце игры подсчитаем, какой экипаж быстрее и правильнее соберет все карточки. 1) 1+6, 2+5 4+3, 5+ 2, 6+1. 2) 1+7, 2+ 6, 3+5, 4 + 4, 5 +3. 3) 1+8,2+7, 3+6, 5+4, 7+2. 2)Геометрический материал.
-Экипажи готовы! Отправляемся в путешествие. Посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? (Созвездие Большой Медведицы) Если мысленно соединить звезды, сколько получится отрезков? (8 отрезков)
III Самоопределение к деятельности
- Ребята! Откройте учебник на с.33 и прочитайте, чему мы будем учиться в этом путешествии. - Как вы поняли, какие знания нам понадобятся в космическом путешествии?(Нам понадобятся умения решать примеры с числами 8,9; умение решать задачи изученных видов) - Сегодня мы повторим этот материал. Чтобы путешествие прошло без чрезвычайных происшествий, надо быть внимательным, уметь решать задачи.
IV Практическая деятельность
- Мы высаживаемся на первой планете «Задачи» - Послушайте задачу и составьте решение задачи. «На космической станции работали 4 космонавта. Выполнив исследования, 2 космонавта вернулись на Землю. Сколько космонавтов осталось на космической станции? Как узнать? (2 космонавта, надо из 4-2=2) «На космической станции 2 космонавта. У них осталось мало еды, воды. 1 космонавт доставил им еду, воду. Сколько космонавтов стало на станции? ( 3 космонавта, 2+1 =3) Сколько частей в этой цепочке из задач? ( 2части) Как следующая задача связана с предыдущей? (Ответ предыдущей задачи подставляем в условие задачи) -Что нужно сделать, чтобы решить последнюю задачу? (Сначала надо решить первую задачу и ответ подставить в последнюю).
V.

Физкультминутка:
Кто –то утром не спеша Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг.
Что это за шар?(Солнце)
VI. Продолжение работы по теме урока
- Ребята, в учебнике на стр.33 найдите задачи №1, прочитайте задачи и обсудите в группе решение задачи. - Внимание! На маршрутных листах надо записать решение и ответ задачи. - Все ли экипажи справились с заданием? (Трое учащихся решают на закрытой доске, остальные – самостоятельно. Потом сверяют решение 10 – 2 +2 = 10 ) ( Ученики сверяют решение задачи с образцом, записанным на обратной стороне доски) - Сколько частей в этой задаче? (2 части) - Исправьте ошибки, чтобы лететь дальше. - Мы прилетели на следующую планету «Самостоятельная». - Здесь экипажам предстоит самостоятельно решить задачу № 3. (Ученики читают задачи, самостоятельно решают)
VII. Рефлексия
- Экипажи выполнили задание полета. Пора отправляться домой. Но вот беда в бортовые журналы попал вредоносный вирус. Чтобы починить компьютеры, надо их проверить. Выполните задание «Проверь себя» стр.33. (Ученики выполняют самостоятельно) (Учащиеся меняются тетрадями. С помощью линейки они проверяют точность чертежа соседа).
VIII.

Подведение итогов урока
-Состав каких чисел мы закрепляли сегодня на уроке? -Как вы поняли, что значит «сравнить отрезки»? - Кто все задачи сегодня на уроке решил верно? - Ребята, продолжите предложения. Я научился …… Мне было трудно ……
Технологическая карта урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы органи- зации взаимо- действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Моти-

вация

(самоопределе

ние)

к учебной

деятель-

ности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Приготовьтесь к отлету. Посмотрите на карту путешествия. Три космических корабля – это три экипажа – три группы. Ребята! Вы знаете, где делают космические корабли? В Самаре, на заводе «Прогресс». Как называется наука, изучающая космос? А люди – изучающие космос? Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальна я, индивидуал ьная
К
– планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л
– понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
II

Актуализация

знаний
1. Устный счет: 1) Игра «Собери команду». Первое задание экипажам – проверить исправность своих космических отсеков. Класс делится на 3 группы. У каждой группы свое число: 7,8,9) - Соберите все карточки с примерами, ответом на которые является ваше число. В конце игры подсчитаем, какой экипаж быстрее и Участвуют в дидактической игре групповая П – владеют логическими действиями; выдвигают гипотезы и их обосновывают; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Р
– осуществляют планирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения
К
– адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое
2)Геометрическ ий материал. правильнее соберет все карточки. 1) 1+6, 2+5 4+3, 5+ 2, 6+1. 2) 1+7, 2+ 6, 3+5, 4 + 4, 5 +3. 3) 1+8,2+7, 3+6, 5+4, 7+2. Экипажи готовы! Отправляемся в путешествие. Посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? Если мысленно соединить звезды , сколько получится отрезков? Отвечают на вопросы мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений
III

Самоопределе

ние к

деятельности
Ребята! Откройте учебник на с.33 и прочитайте, чему мы будем учиться в этом путешествии. - Как вы поняли, какие знания нам понадобятся в космическом путешествии? Сегодня мы повторим этот материал. Чтобы путешествие прошло без чрезвычайных происшествий, надо быть внимательным, уметь решать задачи. Определяют тему, цель урока Отвечают на вопросы Фронтальна я, индивидуал ьная
Р
– принимают и сохраняют учебные задачи
IV

Практическая

деятельность
1. Решение задач. Мы высаживаемся на первой планете «Задачи» - Послушайте задачу и составьте решение задачи. «На космической станции работали 4 космонавта. Выполнив исследования, 2 космонавта вернулись на Землю. Сколько космонавтов осталось на космической 4– 2 фронтальная П – владеют логическими действиями; выдвигают гипотезы и их обосновывают; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Р
– осуществляют планирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения
станции? Как узнать? На космической станции 2 космонавта. У них осталось мало еды, воды. 1 космонавт доставил им еду, воду. Сколько космонавтов стало на станции? Сколько частей в этой цепочке из задач? Как следующая задача связана с предыдущей? -Что нужно сделать, чтобы решить последнюю задачу? 4 - 2 +1=3 Две. - Ответ предыдущей задачи подставляем в условие задачи. Сначала надо решить первую задачу и ответ подставить в последнюю.
К
– адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений
V.

физкультминут

ка
Кто –то утром не спеша Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг. Что это за шар?(Солнце) Выполняют физкультминутку Фронтальна я
Р
– принимают и сохраняют учебную задачу.
К
– проявляют готовность слушать.
Л
– имеют установку на здоровый образ жизни
Стр.33 №1 - Прочитайте задачи и обсудите в группе решение задачи. Внимание! На маршрутных листах надо записать решение и ответ задачи Все ли экипажи справились с заданием? Исправьте ошибки, чтобы лететь дальше. Мы прилетели на следующую планету «Самостоятельная». Здесь экипажам предстоит самостоятельно решить задачу № 3 Читают задачи, обсуждают. По одному ученику от каждой команды выходят у доске и записывают решение задачи: 10 – 2 +2 = 10 Двое учащихся решают на закрытой доске, остальные – самостоятельно. Потом сверяют решения. групповая
Р
– принимают и сохраняют учебные задачи; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
К
– обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.
Л
– осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса.
VI

Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений. Экипажи выполнили задание полета. Пора отправляться домой. Но вот беда – в бортовые журналы попал вредоносный вирус. Чтобы починить компьютеры, надо их проверить. Выполните задание «Проверь себя» стр.33. Выполняют самостоятельно Учащиеся меняются тетрадями. С Индивидуал ьная Парная
П
– ориентируются в своей системе знаний.
Р
– оценивают собственную деятельность на уроке.
Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

VII

Подведение

итогов урока
Заключительная беседа. -Состав каких чисел мы закрепляли сегодня на уроке? -Как вы поняли, что значит «сравнить отрезки»? - Кто все задачи сегодня на уроке решил верно? Ребята, продолжите предложения. Я научился …… Мне было трудно …… помощью линейки они проверяют точность чертежа соседа. Отвечают на вопросы Фронтальна я индивидуаль ная Литература: 1. Конспекты уроков и методические материалы на каждый день.1 класс. Математика. 2. VIII Международная Олимпиада по основам наук, первый этап. Математика. 1 класс 3. Школа. Игры и задачи, 1-4 классы. Образовательный комплекс.