"Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников"

Автор: Скрынник Елена Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Сызрань, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников"
Дата публикации: 06.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани «Детский сад», реализующее образовательную программу дошкольного образования

Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников.
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности…». Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Перед педагогами ОУ, инструктором по физическому воспитанию встает ряд важных вопросов:  Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?  Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
 Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности?  Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?  Как сделать работу эффективной? В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность). Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений. Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные. Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков. Таким образом, организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.
Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно- двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости. В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием. В группах оборудованы спортивные уголки, в которых представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества. Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей. На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование, беговые дорожки, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры). Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Первое место
в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно- оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические
упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Проведение утренней гимнастики в нашем детском саду организовывается регулярно, используются различные формы проведения (игровая, с использованием различных предметов, пробежки, музыкально-ритмическая, сопровождающаяся стихотворным текстом, имитационная или подражательная, в виде специально подобранных комплексов подвижных игр, в том числе музыкальных), в тёплое время года проводится на свежем воздухе в облегчённой одежде. Так же уделяется большое внимание организации двигательной активности на прогулке. Прогулки включают в себя индивидуальную и групповую работу по развитию движений, совершенствованию техники выполнения упражнений. В своей работе педагоги используют оборудование игрового участка и оснащение физкультурной площадки, так же применяют выносное физкультурное оборудование (мячи, скакалки, обручи, бадминтон, самокаты, кольцебросы, кегельбан). Необходимым элементом регулирования двигательной активности является физкультминутка. Физкультурные минутки проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику нашего дошкольного учреждения внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, корригирующая гимнастика, игровые упражнения в сухом бассейне.
В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка. Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Играя в сухом бассейн е дети испытывают физическую нагрузку, которая благотворно влияет на общее развитие и здоровье ребенка. Дети ощущают огромное удовольствие и радость, погружаясь в «волны» бассейна . В сухом бассейне с шариками можно проводить множество различных физических упражнений общеукрепляющего и лечебного характера. Во время занятий в сухом бассейне специальные мягкие шарики дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. При этом происходить улучшение работы центральной нервной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата. Кроме того, во время активных игр в бассейне укрепляются все группы мышц, а также формируется правильная осанка.
Второе место
в двигательном режиме детей занимают НОД по физическому развитию детей, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. На
физкультурных занятиях используется как стандартное, так и не стандартное оборудование (массажные коврики, дорожки для профилактики плоскостопия, фитболы, султанчики, шишки, приспособления для дыхательной гимнастики. Чтобы увеличить двигательную активность я использую различные виды занятий: игровые, традиционные, сюжетные, тематические, тренировочные.
Третье место
отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отвожу активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети среднего возраста. К таким мероприятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Физкультурный праздник является для ребенка особым радостным событием. В программу праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии. Они доставляют ребенку радость и удовольствие. Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр,
прогулок. При обучении двигательным действиям педагоги нашего детского сада стараются вызвать интерес и желание правильно выполнять упражнение. Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы: •организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада. •дни открытых дверей для родителей. •совместное творчество детей и родителей. •создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории. •тематические родительские собрания.
Заключение
Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим по - казателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.
Список литературы
1.Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физ. культуры. 2000. – 274 с. 2.Бальсевич В.К. «Здоровье в движении» М. «Советский спорт», 1988г.
3.Бажуков С. М. Здоровье детей – общая забота. – М., Физкультура и спорт, 1987г.- 127 с. 4.Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 1983 – 174 с. 5. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду – СПб: Акцидент, 1996.-224с. 6.Никитин Б. «Развивающие игры», М.: «Педагогика», 1985 г. 7.Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. и др. Организация работы детского сада.—М.: Просвещение, 1995г. 8.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с. 9. Снигур М.Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 3 – С. 63-64 10.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с. 11.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с. 12.Шишкина В. А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста: метод. пособие/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006 – 32 с. 13.Шишкина В. А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание – основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении. // Пралеска, 2006 г., № 9