Автор: Ведерникова Наталья Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 "Белочка"
Населённый пункт: город Невьянск, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
комбинированного
вида
№12
«
Белочка
»
с
корпусом
№2 «
Соболек
»
УТВЕРЖДАЮ
:
Заведующий
МБДОУ
д
/
с
№12
«
Белочка
»
__________________________
М
.
Ю
.
Полякова
«______» ________________________20________
г
.
Рабочая
программа
«
Патриотическое
воспитание
»
подготовительная
группа
(6-7 лет)
на
2015 –
2016
учебный
год
Выполнил:Ведерникова Н.И.
г
.
Невьянск
Пояснительная
записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать
богатство своей родины.
Поэтому, нашей задачей , как педагогов, является: воспитание у ребенка любви
и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание
уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений
о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие
чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование
толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи
решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка
- сложный педагогический процесс. В
основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у
ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке,
дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму
он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не
осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение
устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего
народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом,
своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд
людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым
привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающие интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному
краю, каждый педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что
целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное
для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте
своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала
позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной
край; позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его
обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной
культуре, к ее традициям. Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Дети – наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы
подрастающее поколение духовно богатым и нравственным, научим ли любить,
уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое – зависит от нас.
Исходя из уровня воспитанности детей (у них
недостаточно сформированы
нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине), разработана
настоящая программа, направленная на воспитание гуманной, духовно-
нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего
Отечества. В ней представлена система работы по нравственно-патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями и
рекомендациями основной общеобразовательной программы ДОУ.
Программа ориентирована на старший возраст детей – 6-7 лет.
Цель программы: Создание оптимальных условий для всестороннего развития
нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение
целостного педагогического процесса.
Задачи:
1.
Обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-
технических условий для реализации программы;
2.
Способствовать расширению кругозора детей, уточнению представлений об
окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов;
3.
Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными
играми;
4.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
друзьям, своим близким;
5.
Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
6.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс
через
знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями;
7.
Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о
столице России;
8.
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России
средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность,
художественное слово;
9.
Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение
государственной символики России;
10.Развивать эмоциональную отзывчивость детей, чувство ответственности и
гордости за достижения Родины.
Программа на доступном детям уровне расширяет представления детей о
России, ее столице; знакомит с символами государства (герб, флаг, гимн), с русскими
традициями и промыслами; воспитывает уважение к труду людей, любовь и
привязанность к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу. «Дела давно
минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее
ребенку.
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников,
т.к. быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно
работать на ее благо.
Для этого в своей работе мы используем различные формы организации
деятельности детей.
Основной формой работы
являются тематические занятия
, которые
проводятся как фронтально, так и
подгруппами, и индивидуально. Важно, чтобы
они активизировали детскую мыслительную активность.
В процессе предложенных занятий возможна реализация познава
тельной и
воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание картины или
предмета декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки
и т.д.
Также большая роль в реализации программы отводится
совместной
деятельности воспитателя с детьми
, т.к. воспитание чувств – процесс, который
невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. В результате общения
взрослого с ребенком формируется чувство любви к Родине. В совместной
деятельности используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-
ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать у детей
соответствующие программным задачам знания и навыки. Можно также сюда
включать беседы о родном городе (селе, деревне), городах России, животных
родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций,
организацию выставок предметов детского творчества, презентационные материалы.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического
воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной
деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и
эмоциональный мир ребенка.
Использование различных жанров
детского фольклора
способст
вует
поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познава тельную и творческую
активность в самостоятельной деятельности.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Это способствует воспитанию бережного
отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей
семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается
в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь
А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с
родителями.
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-
патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь
в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных
национально-культурных и трудовых традиций и т.п.
Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятия:30 минут.
В основу программы положены принципы:
Научной обоснованности и практической применимости.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями образовательных областей.
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Наглядность.
Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий
пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и
местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Системно – организованный подход, который предполагает
скоординированную работу всех специалистов.
В группе созданы условия с целью нравственно-патриотического воспитания:
- картотека русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- картотека различных жанров детского фольклора;
- картотека дидактических игр данной тематики;
- наглядные материалы;
- библиотека с художественной литературой;
- атрибуты для сюжетных игр, театрализованной деятельности и т.д.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
Дети должны знать:
1.
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье,
матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в
детский сад);
2.
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать
гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности
дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
3.
Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость;
символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну
города и области; крупные города области, а также находить их на карте;
природоохранные мероприятия;
4.
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его
достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю,
достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на
карте России, флаг, герб, гимн России);
5.
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их
культуру и традиции);
6.
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой,
бережно относиться к ней);
7.
Название планеты, на которой мы живем;
8.
Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и
природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения,
которые там растут.
Тематическое планирование
(подготовительная группа)
№
Тема
Количество
Срок
1
«Мир вокруг нас» [1; 19]
1
сентябрь
2
«Разноцветные люди» [1; 21]
1
октябрь
3
«Наша страна - Россия»
[1; 24]
1
4
«Как жили славяне» [1; 26]
1
ноябрь
5
«Климатические зоны России»
[1;
34]
1
6
«Русский лес – чудесный лес» [1;
42]
1
декабрь
7
«Что такое заповедник»
[1; 44]
1
8
«Голубые реки России»
[1; 46]
1
январь
9
«Какие народы живут в России»
[1; 47]
1
10
«Государственные символы
России»
[1; 50]
1
февраль
11
«Что значит быть гражданином?»
[1; 55]
1
12
«Знаменитые россияне»
[1; 57]
1
март
13
«Знаменитые спортсмены
России»
[1; 60]
1
14
«Главный город нашей страны»
[1; 62]
1
апрель
15
«Города России»
[1; 69]
1
16
«Мы патриоты» [1; 76]
1
май
Итого
16
Список
литературы
:
1.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» подготовительная группа,
ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2.
М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста», АРКТИ, 2004г.
3.
Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и
проведению прогулок детей 3-7 лет», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008г.
4.
О
.
А
.
Скорлупова
«
Тематическое
планирование
воспитательно
-
образовательного
процесса
в
ДОУ
» -
часть
2,
ООО
«
Издательство
Скрипторий
2003», 2006
г
.
Мониторинг достижения детьми планируемых
результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и
промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку
динамики достижений детей и включать описание
объекта, форм, периодичности и
содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и
личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных
оценок, критериально – ориентированных методик нетестового типа, критериально
– ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным
требованием к построению системы мониторинга является сочитание низко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением
и
обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не
нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга
тесно связано с образовательной программой
обучения и воспитания детей.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(Марцинковская Т.Д.)
Ф.И .ребенка
1 .Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей
2 .Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России
3 .История народной культуры и
традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта
4.Историко- географический и
природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны
(тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами,
договориться
Умение анализировать свои поступки и
поступки других
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации)
достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города;
называет
народные праздники,
игрушки,
предметы быта; называет природные богатства России,
знает природно-
климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие,
считается с интересами товарищей,
умеет договориться со сверстниками,
анализирует поступки. Имеет представление о
членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать
достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать
народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны;
заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не
оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о
достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники,
игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет
дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может
анализировать поступки.