"Патриотическое воспитание дошкольников"

Автор: Ведерникова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 "Белочка"
Населённый пункт: город Невьянск, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Дата публикации: 07.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 « Белочка » с корпусом №2 « Соболек »
УТВЕРЖДАЮ

:
Заведующий МБДОУ д / с №12 « Белочка » __________________________ М . Ю . Полякова «______» ________________________20________ г .
Рабочая

программа

«

Патриотическое

воспитание

»

подготовительная

группа

(6-7 лет)

на

2015 –

2016

учебный

год
Выполнил:Ведерникова Н.И.
г . Невьянск
Пояснительная

записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. Поэтому, нашей
задачей
, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, каждый педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край; позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети – наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатым и нравственным, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое – зависит от нас. Исходя из уровня воспитанности детей (у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине), разработана настоящая программа, направленная на воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. В ней представлена система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями и рекомендациями основной общеобразовательной программы ДОУ. Программа ориентирована на старший возраст детей – 6-7 лет. Цель программы: Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса. Задачи: 1. Обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально- технических условий для реализации программы; 2. Способствовать расширению кругозора детей, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов; 3. Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми; 4. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким; 5. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; 6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями; 7. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
8. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово; 9. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России; 10.Развивать эмоциональную отзывчивость детей, чувство ответственности и гордости за достижения Родины. Программа на доступном детям уровне расширяет представления детей о России, ее столице; знакомит с символами государства (герб, флаг, гимн), с русскими традициями и промыслами; воспитывает уважение к труду людей, любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, т.к. быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Для этого в своей работе мы используем различные формы организации деятельности детей. Основной формой работы являются тематические занятия , которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Важно, чтобы они активизировали детскую мыслительную активность. В процессе предложенных занятий возможна реализация познава тельной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание картины или предмета декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки и т.д. Также большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми , т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. В результате общения взрослого с ребенком формируется чувство любви к Родине. В совместной деятельности используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно- ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. Можно также сюда включать беседы о родном городе (селе, деревне), городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества, презентационные материалы. Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка. Использование различных жанров детского фольклора способст вует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познава тельную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Это способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями. Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т.п. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятия:30 минут. В основу программы положены принципы:  Научной обоснованности и практической применимости.  Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.  Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.  Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.  Наглядность.  Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.  Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
 Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов. В группе созданы условия с целью нравственно-патриотического воспитания: - картотека русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; - картотека различных жанров детского фольклора; - картотека дидактических игр данной тематики; - наглядные материалы; - библиотека с художественной литературой; - атрибуты для сюжетных игр, театрализованной деятельности и т.д.
Планируемые (ожидаемые) результаты:

Дети должны знать:

1.
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
2.
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
3.
Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
4.
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
5.
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
6.
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
7.
Название планеты, на которой мы живем;
8.
Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Тематическое планирование

(подготовительная группа)



Тема

Количество

Срок

1
«Мир вокруг нас» [1; 19] 1 сентябрь
2
«Разноцветные люди» [1; 21] 1 октябрь
3
«Наша страна - Россия» [1; 24] 1
4
«Как жили славяне» [1; 26] 1 ноябрь
5
«Климатические зоны России» [1; 34] 1
6
«Русский лес – чудесный лес» [1; 42] 1 декабрь
7
«Что такое заповедник» [1; 44] 1
8
«Голубые реки России» [1; 46] 1 январь
9
«Какие народы живут в России» [1; 47] 1
10
«Государственные символы России» [1; 50] 1 февраль
11
«Что значит быть гражданином?» [1; 55] 1
12
«Знаменитые россияне» [1; 57] 1
март
13
«Знаменитые спортсмены России» [1; 60] 1
14
«Главный город нашей страны» [1; 62] 1 апрель
15
«Города России» [1; 69] 1
16
«Мы патриоты» [1; 76] 1 май
Итого

16

Список

литературы

:

1.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» подготовительная группа, ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2.
М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», АРКТИ, 2004г.
3.
Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008г.
4.
О . А . Скорлупова « Тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ » - часть 2, ООО « Издательство Скрипторий 2003», 2006 г .

Мониторинг достижения детьми планируемых

результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик нетестового типа, критериально – ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочитание низко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(Марцинковская Т.Д.)
Ф.И .ребенка
1
.Родная страна:
Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей 2
.Символика
Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России 3
.История народной культуры и

традиций
Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта
4.Историко- географический и

природный компоненты
Природные богатства нашей страны Различные природно-климатические зоны (тундра, лес) Виды ландшафта (горы, равнина)
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других

Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.