"Обновление содержания и модернизация общего образования – насущная потребность современной школы и требование времени" из опыта работы ОУ.

Автор: Шкуратова Ирина Васильевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с. Прималкинского"
Населённый пункт: с. Прималкинское
Наименование материала: статья
Тема: "Обновление содержания и модернизация общего образования – насущная потребность современной школы и требование времени" из опыта работы ОУ.
Дата публикации: 08.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Из опыта работы МКОУ СОШ с. Прималкинского»

Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской

республики
Статью подготовила: заместитель директора по УВР Шкуратова И.В.
«Обновление содержания и модернизация общего образования –

насущная потребность современной школы и требование времени»
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций. Два центральных направления модернизации образования –
кардинальное обновление

содержания образования и экономики образования.
Для достижения указанных целей в первоочередном порядке решаются следующие приоритетные задачи: обеспечение государственных
гарантий доступности и равных

возможностей получения полноценного образования
; достижение нового современного качества дошкольного и общего образования. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования». МКОУ «СОШ с Прималкинского» в 2011 году определена базовой школой республиканской стажировочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы КБР ЦНПР по направлению «Распространение на территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» (приказ МОН КБР от 28.10.2011 г. № 592) и базовой образовательной организацией, реализующей образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, имеющих нарушения в развитии. В рамках базовой школы в МКОУ «СОШ с. Прималкинского» с 2011 года реализуется проект «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Цель данного проекта:  создание модели инклюзивного образования в условиях сельской средней общеобразовательной школы для обеспечения возможностей получения качественного образования всеми детьми;  создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современное общество;  формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в обществе;  сохранение и укрепление здоровья обучающихся;  развитие интеллектуальных способностей учащихся;  воспитание высоконравственных и гражданских качеств у подрастающего поколения. Реализуя задачу обеспечения права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями, педагогический коллектив определил цель своей работы в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик, вне зависимости от своих психологических способностей и учебных возможностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
В школе реализуются как общеобразовательные программы, так и адаптированные образовательные программы. Семи учащимся в этом учебном году по медицинским показаниям было организовано индивидуальное обучение на дому, из них четыре выпускника 9-х классов, успешно окончили школу. Вы видите, что на сегодняшний день вопрос обновления содержания образования, очень актуален, его невозможно осуществить, без введения новых ФГОС . Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Переход на ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении, в «пилотном» режиме был осуществлен с 2010 года и на ФГОС ООО с 2012 г. На сегодняшний день 100% педагогов, работающих по новым стандартам, прошли курсовую переподготовку по программе ФГОС. Школа накопила достаточный опыт работы в данном направлении и делится этим опытом с образовательными учреждениями не только нашего района, республики, но и ЮФО. На базе нашего образовательного учреждения проводятся обучающие семинары, мастер-классы, на которых педагоги учатся профессиональному мастерству. Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно- исследовательской деятельности. Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования школьников в рамках введения ФГОС. Проектная деятельность реализуется как в урочное, так и во внеурочное время. Создание проектов (мини-проектов, долгосрочных проектов) помогает организовать исследовательскую практику ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его - исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучении, создающий базу для саморазвития. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в Республиканских конкурсах исследовательских работ и проектов школьников «Первые шаги в науку». В этом году ребята нашей школы также представили свои работы и стали победителями и призерами. Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной деятельности определяют процесс модернизации и новое видение роли основного общего образования. Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Такую компетентностную стратегию образования легко реализовать в образовательной среде робототехники. Наша школа является единственным в Прохладненском муниципальном районе школьным технопарком, имеющим робототехнические модули начального и базового уровней. Учащиеся нашей школы активно обучаются азам робототехники, с целью подготовки к состязаниям лего-роботов, чтобы войти в состав сборной Республики для участия в соревнованиях между технопарками Южного Федерального Округа. Обучение учащихся робототехнике позволит им применять полученные знания для разработки и внедрения инноваций и в дальнейшей жизни. Мир современного ученика сегодня невозможно ограничить пространством парты, доски и мела. Усадить за компьютер, для прохождения какого либо теста, уже не актуально…. На сегодняшний день возросла роль сетевого педагога, которая заключается в том, чтобы разработать согласно запросам времени учебные программы, учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие индивидуальности мышления ученика. С этой целью педагоги нашей школы прошли курсы по дистанционному и информационному обучению и успешно применяют на практике новейшие технологии обучения.
Это существенно повысило качество подготовки наших выпускников. Если проанализировать результаты ЕГЭ, то можно отметить, что средний балл по русскому языку в этом году составил 76, что на 11 баллов выше, чем в прошлом году. По математике на профильном уровне средний бал – 52, что на 13 баллов выше, чем в прошлом году, а по математике на базовом уровне успеваемость и качество знаний составило 100%. Мониторинг занятости учащихся в этом году показал, что 89%, выпускников поступили в высшие учебные заведения, что на 21 % выше, чем в прошлом году. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Именно такими мы хотим видеть наших выпускников. Поэтому учащиеся нашей школы обучаются не только по общеобразовательным программам, но и по программам, адаптированным на повышенный уровень обученности. Так в рамках профильного обучения реализуется профильная подготовка учащихся социально-экономического профиля по профильным предметам: обществознание, экономика и право. Ежегодно, учащиеся нашей школы занимают призовые места в олимпиадах муниципального и регионального уровня по данным дисциплинам, учитель- наставник Дудка Г.Н. В рамках модернизации образования в нашей школе проведены ряд мероприятий, направленных на создание инфраструктуры, соответствующей требованиям времени. В первую очередь, это касается проблемы создания современных условий для реализации образовательных программ: информатизация школьной системы образования - сейчас школьная инфраструктура представлена 43 точками свободного доступа в интернет. Компьютеры связаны в единую ЛВС, объединяющую учебные кабинеты, кабинеты информатики, конференц-зал, компьютеры администрации, бухгалтерии и библиотеки. Обучающиеся, кроме занятий в кабинетах информатики (20 компьютеров) имеют возможность из школьной библиотеки выйти в интернет или поработать во внеурочное время в конференц-зале в удобное для себя время. Имеется мобильный компьютерный класс, состоящий из 16 ноутбуков, для организации поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности. Учащиеся школы имеют возможность участвовать в дистанционных олимпиадах, конкурсах, регулярно обновляется библиотека электронных образовательных ресурсов. Развитие информационной образовательной среды позволило увеличить число учащихся, участвующих в проектной деятельности, конкурсах и олимпиадах разного уровня, в т.ч. дистанционных, а также увеличение числа учащихся, имеющих высокие результаты по ЕГЭ и ОГЭ. В настоящее время в МКОУ «СОШ с. Прималкинского» практически во всех учебных кабинетах заменена школьная мебель, закуплено и получено по национальному проекту «Образование» учебное оборудование, заменено оборудование в школьной столовой, отремонтированы раздевалки и душевые комнаты в спортивном зале, оборудована медицинская комната в соответствии с требованиями Сан Пин. И в заключении, мне хотелось бы, еще раз обратить ваше внимание на то, что процесс обновления содержания невозможен без модернизации образования. Это достаточно сложный процесс, поскольку он затрагивает все составляющие образования от условий, целей, технологий обучения, роли учителя и ученика на уроке до конечных результатов образования. И от того насколько мы с вами хорошо будем понимать суть данного процесса, зависит конечный результат образования – формирование нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.