"Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность. Общение особых и обычных детей – что оно даёт каждому участнику?"

Автор: Давыденко Нэля Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "Классическая гимназия №2"
Населённый пункт: г. Тында
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность. Общение особых и обычных детей – что оно даёт каждому участнику?"
Дата публикации: 08.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья через творческую деятельность.

Общение особых и обычных

детей – что оно даёт каждому участнику?»
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Нынешнее положение в работе с «особыми» детьми характеризуется неустойчивостью и рядом проблем и является на сегодняшний день достаточно актуальным. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир особого ребенка яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями[1]. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, с взрослыми, тем успешнее будет его социализация. Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами микросоциума вовлечение его в творческую деятельность. В своей статье мне хотелось бы коснуться одновременно, таких вопросов:  что такое творчество;  в чем его смысл и задачи;  есть ли особенности в организации творческого пространства особого ребенка;  общение особых и обычных детей – что оно даёт каждому участнику? Перед нами, педагогами, стоит задача помочь особому ребенку в развитии, раскрытии его личностного потенциала. Как творчество помогает раскрывать личностный потенциал? Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. Под творчеством не обязательно подразумевается создание картин, романов или музыки. Творческий подход – это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, энергия и смелость пробовать что-то новое, умение посмотреть под необычным углом. Наверное, многие скажут: «Какое творчество?! Считать на пальцах до сих пор не научились!», - но на самом деле в творчестве самое важное - это внутренний импульс, желание. Но ведь творчество - это не только и не столько результат достижения определенного уровня развития, оно само развивает. В творческом порыве ребенок исследует мир и этот импульс любознательности развивает и обогащает гораздо больше, чем академическое обучение с самым сильным педагогом. Особым детям, конечно, приходится не сладко. В их жизни зачастую гораздо больше боли и ограничений, чем в жизни здорового ребенка. Но
природа мудра, и она позаботилась о том, чтобы ее дети смогли адаптироваться тогда, когда не могут изменить ситуацию. Увидеть ребенка - уникального и неповторимого, со всеми его ограничениями и «особостью», с его потребностями, с его любовью к нам и его потенциалом, увидеть в нем уникального и единственного в своем роде ЧЕЛОВЕКА, который пришел в этот мир именно таким и помочь особому ребенку развиваться через творчество… войти в мир взрослых и сверстников, научить их действовать и творить в нем - вот основное предназначение данного подхода. В «Классической гимназии №2» педагогический коллектив активно работает над темой: «Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность». Теперь у нас есть свой опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций. На протяжении 4-х лет я занималась с девочками - близнецами В. и Д., которые имеют очень серьёзные заболевания, но тем не менее они являются дипломантами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов. Это было всегда событием в нашей гимназии, в классе, которое несло много положительных эмоций детям, родителям, педагогам. Принципы, по которым я строила свою работу с детьми с ОВЗ:  Ребенок не создает проблемы и трудности, их порождает инвалидность ребенка.  Инвалидность – это не столько медицинская проблема, сколько проблема неравных условий.  Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности[2]. В своей работе я широко использовала олимпиадное движение как фактор поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. которое способствует социализации при решении психологических проблем, возникающих у школьников с ОВЗ. Конечно, я понимала, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка. И здесь, по-моему мнению, очень важно создавать ребенку «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать на малейшее достижение ребенка, хвалить (можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на первых порах). Результативность работы во многом зависит от умения педагога поддерживать интерес ребенка к собственным достижениям и успехам и его товарищей через создание условий для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках, конкурсах. Необходимо акцентировать внимание на успехах этих детей в предыдущих олимпиадах, подчеркивать не возможность получения неких льгот, а
возможность получения новых знаний, в данном случае актуален основной принцип спортивных олимпиад: «Главное не победа, а участие». Я горжусь своими воспитанницами. Уже в первом классе мы приняли участие в конкурсе «Новогодний серпантин». Девочки с большим желанием делали поделки. И пусть они не заняли призовых мест, но с кой радостью прочитали на сайте слова: «Благодарим Д. и В. за участие в конкурсе «Новогодний серпантин». А далее был интернет-концерт, объявленный на сайте ЦДО к Международному дню инвалидов. И вновь читаем: «Центр дистанционного образования благодарит сестер Д. и В., из города Тынды за участие в интернет - концерте к Международному дню инвалидов. Их песня «Улыбка» прозвучала на праздничном концерте и подняла настроение всем присутствующим. За участие в конкурсе Д. и В. награждаются ценными подарками». А с каким удовольствием они смотрели свое выступление! А далее пришёл успех. Во втором классе девочки приняли участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Стихи со всего света». Да было сложно, долго подбирались стихи, так, чтобы и девочкам пришлись по душе, и теме соответствовали и их характеру, да ещё проблемы с речью и жестикуляцией. Но мы справились! И долгожданные итоги: «Поздравляем В., ученицу МОАУ «Классическая гимназия № 2» г. Тынды, занявшую первое место в конкурсе чтецов «Стихи со всего света»!» А ведь даже я сомневалась в успехе! В 3 классе, новые победы: фотоконкурс «Мир вокруг нас» Центра дистанционного образования детей-инвалидов: Д. - 2 место, В. - 3 место; конкурс Центра дистанционного образования детей- инвалидов «Давайте познакомимся»: I место - В., III место - Д.»; 4 класс: Областной фестиваль «Мир моих увлечений» номинации «Лепка, папье-маше, тесто, пластика, моделинг», в котором В. заняла 3 место. Творческий подход позволяет детям с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. Считаю, что нам педагогам важно научить ребёнка какому-нибудь делу, помочь ему в том, чтобы полученные знания и умения пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией Ведь наша основная цель - помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание. Я горжусь своими девочками, которым пригодились в жизни полученные знания и навыки. Уже сейчас их работы востребованы, они изготавливают различные сувениры на продажу по заказам. Таким образом, можно сказать, что творческая деятельность способствует обретению веры в собственные силы и помогает в профессиональном определении учащихся. А общение особых и обычных детей – как много оно даёт каждому участнику! Зачастую в нашем обществе общение с инвалидами построены таким образом, что инвалиды воспринимаются как нечто необычное и инородное в обществе. Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок времени практически невозможно, но всё-таки
начинать следует. И начинать нужно с детей, как с наиболее «открытой» и способной к диалогу части общества, к тому же они любят узнавать новое[3]. Дети – это наше будущее, поэтому важно, чтобы у них уже с раннего возраста сформировалось правильное представление о людях с инвалидностью, чтобы они не боялись и не жалели их. Формы и методы работы разнообразны, но всё же я опиралась на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. В моем классе дети научились проявлять толерантность, заботиться о девочках (в дружной доброжелательной атмосфере у многих детей просыпается инстинкт заботиться и опекать тех, кто на их взгляд слабее). Ведь даже самая мелкая помощь, которую дети волей-неволей оказывают своему товарищу-инвалиду, делает наших детей лучше. Мною был проведен опрос среди учащихся 4- х классов нашей гимназии. Было опрошено 65ч. на тему: «Общение особых и обычных детей – что оно даёт каждому участнику?» В результате чего пришла к выводу, что дети, которые напрямую общаются с особыми детьми постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами. Дети моего класса начали относится к людям с инвалидностью ни как к чему-то необычному или страшному, а как к обычным людям. В классе девочек теперь ценят за доброту, трудолюбие, настойчивость в освоении программ, в преодолении жизненных трудностей, в решении проблем со здоровьем. С них берут пример здоровые дети. И мои воспитанницы, несмотря на свои недуги, растут очень добрыми, отзывчивыми и общительными людьми. «Люди с нарушениями пришли в наш мир, чтобы научить других доброте и милосердию, то есть чтобы помочь остальным людям открыть для себя путь к спасению» Жан Ванье, французский гуманист. Хочу поделиться советами по организации творчества детей с ОВЗ: Постарайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой другой член группы) будет заведомо неуспешен; Позаботьтесь о доброжелательной атмосфере. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в общем творческом деле, но не заставляйте никого. Говорите о том, как вам радостно от совместного творчества детей, делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения, в каких-то поступках, в общении с детьми, в преодолении своих страхов, Не бойтесь хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила воспитательный характер! Таким образом, развитие социальных и художественно-творческих навыков у у ребенка с ОВЗ дает возможность творческого самовыражения, повышает самооценку, формирует позицию активного члена общества, появляется установка «если я с другими, значит я не один»[3]. Литература:
1.Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, -Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр. 2. Монастырская Н.А. «Раскрытие личностного потенциала детей инвалидов и здоровых детей посредством совместной творческой деятельности» Москва.: Роои «Здоровье человека», 2013,- 28 стр 3. Черникова О.А.«Формирование толерантного отношения общества к детям-инвалидам» Москва. РООИ «Здоровье человека», 2013,- 24 стр. Давыденко Нэля Владимировна, Учитель начальных классов МАОУ «Классическая гимназия №2» г. Тында