"Современные методы и организационные формы обучения как основа развития ключевых компетенций учащихся и повышения качества образования"

Автор: Казакова Майя Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 г.Петровска Саратовской области"
Населённый пункт: город Петровск Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные методы и организационные формы обучения как основа развития ключевых компетенций учащихся и повышения качества образования"
Дата публикации: 08.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Казакова Майя Геннадиевна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Петровска Саратовской области»
Современные методы и организационные формы обучения как основа развития

ключевых компетенций учащихся и повышения качества образования
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному её поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». Значительное изменение социального заказа привело к пересмотру целей и задач обучения, к использованию активных форм обучения в сочетании с традиционными. В начальной школе компетентности формируются преимущественно на первом уровне, когда усвоенный способ деятельности ученик может применять самостоятельно. Главный акцент должен быть поставлен на активное включение в деятельность самих детей, так как до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. В жизни ребенку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача учителя, не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать
активные формы обучения
.
Активные формы обучения
отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» 1 .
Активные формы обучения
– это такие формы организации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать себя, быть компетентными в различных областях. Решение экспериментальных задач, проведение разного рода исследований активизируют деятельность учащихся, способствуют формированию ключевых компетенций. Основной задачей образовательного процесса в настоящее время является формирование
ключевых компетенций учащихся
через активизацию познавательной деятельности, понимаемых как: 1 Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва. НИИ школьных технологий. 2005 г.
 освоенные универсальные способы деятельности в области работы с информацией, коммуникации и разрешения проблем;  результат образования, который достигается и проявляется в деятельности учащихся.
Использование современных технологий, направленных на достижение целей

компетентностно – ориентированного подхода.

1. Технология проблемного обучения –
это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.


2. Технология проектного обучения
представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения : овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Я активно практикую в своей учебной и воспитательной деятельности работу над проектами. С успехом в моём классе были реализованы следующие проекты: «Леса России», «Книжка – малышка детскому саду», «Толковый словарь как историческая повесть», «Как хлеб на стол пришёл», «Все профессии важны», «Интерактивный этномузей», «Природные зоны России» и другие. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
3. Интерактивная технология
- это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. Часто на уроках я использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.
С наибольшей эффективностью я использую метод «два – четыре – все вместе», «броуновское движение». Ценность интерактивных методик, на мой взгляд, состоит в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни, поскольку включают в процесс обучения не только сознание ученика, но и его чувства, волю (действие, практику), то есть «целостного человека» (Д. Дьюи).
4. Игровые технологии
строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. В своей работе я применяю различные виды игр. Например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечное предложение», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность - «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Аукцион», «Возьми гору», « Математическое домино» и т.д. Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование. Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра». Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать у младших школьников компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.
Положительные стороны
использования активных форм обучения: - создание ситуации успеха у обучающихся; - повышение мотивации учебной деятельности, прирост учебных достижений; - овладение современными информационными технологиями, умение находить необходимую информацию; - создание оптимальных условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности; - формирование способностей к постоянному приобретению новых знаний и умений, применение их на практике; - развитие коммуникативных навыков, умения работать в группах, в паре, в коллективе; - включение учащихся в познавательную деятельность. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.
Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках в

начальной школе.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна
стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио- сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:  использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);  проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам:  «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - окружающий мир;  «Весёлая математика» - математика; Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что
использование информационно-коммуникативных

технологий позволяет:
 обеспечить положительную мотивацию обучения;  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);  обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;  усовершенствовать контроль знаний;  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития интернет-проектов, интернет-олимпиад, дистанционных конкурсов. Учащиеся при моем содействии ежегодно принимают участие в Интернет-
конкурсах «Инфознайка», «Спасатели», организованном Чувашским региональным отделением Академии информатизации образования; сетевых исследовательских проектах «Поиграем?!», «Поздравь учителя», акциях «Брось сигарету – получи конфету!», организованном сетевым образовательным сообществом «Открытый класс» клуб «Подросток». С целью выявления и поддержки одарённых детей, развития их интересов и способностей, содействия их самоопределению организую учащихся для участия в мероприятиях Всероссийских дистанционных викторин, конкурсов, олимпиад на различных интернет - сайтах «Инфоурок», «Продлёнка», «Новый урок», «Я энциклопедия», «Олимпиада «Плюс» и других. В результате проведенной работы я пришла к выводу о том, что систематическое использование современных образовательных технологий во время уроков и во внеурочное время, способствует достижению положительных результатов: -повышение уровня сформированности ключевых компетентностей; - улучшение качества обученности школьников; - повышение уровня внутренней мотивации. -увеличение числа детей, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, в том числе и всероссийских; СОТ развивают у обучающихся: - познавательные навыки и способность к самообразованию; - способность ориентироваться в современном информационном пространстве; - целеустремленность и настойчивость; - способность взять на себя инициативу и ответственность; - критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации; - коммуникабельность.


Список использованной литературы:
1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. 2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10. 3. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003. 4. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 2 – С. 3 – 10. 5. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности. - Киров, 2006. 6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55 – 61.