Проектная деятельность "Театр и дети"

Автор: Булгарина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность "Театр и дети"
Дата публикации: 09.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТЕАТР И ДЕТИ»
БУЛГАРИНА М.В., ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЗВЁЗДОЧКА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Пояснительная записка:
С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, пробудить фантазию детей, попытаться реализовать их творческие способности. И в этом немаловажная роль принадлежит театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает фантазию, учит сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный и творческий процесс, необходимо органично сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность дошкольников объединяет в себе все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декоративно-художественное оформление. Одной из форм театрализованной деятельности являются игры- драматизации, которые включают в себя инсценировку песенок, потешек, сказок, коротких литературных текстов, игровое творчество детей. Литературные произведения для детей, сказки всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Любимые герои становятся примером для подражания. В процессе работы над текстом, выразительностью реплик у ребят активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный, грамматический строй, улучшается диалогическая речь. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Им
интересно использовать для этого маски, игрушки, различные виды театра, наряжаться в костюмы.
Актуальность проекта:
Известно, что театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые их них в силу своих психологических особенностей стесняются, боятся групповой деятельности. Нужно помочь ребёнку преодолеть неуверенность в себе, научить его общаться со сверстниками и взрослыми. В театрализованной деятельности ребёнок сможет раскрепоститься, выразить свои чувства, переживания, эмоции, проявить свои творческие замыслы, получит удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию индивидуальности и творческого потенциала ребёнка. Я думаю, что реализация проекта поможет сделать жизнь ребят более интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества.
Цели проекта:
Формировать у детей и родителей интерес к театру. Приобщать детей к театрализованной деятельности, способствовать преодолению психологических трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Задачи проекта:
 Развивать у детей устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.  Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, декорациях.  Создавать условия для организации театрализованной деятельности детей и взрослых, используя маски, игрушки оригами, разные виды театра.  Развивать речь, обогащать словарь, формировать умение строить предложения, совершенствовать интонационную выразительность речи.  Приобщать детей к театрально-исполнительской деятельности, учить использовать мимику, жесты, голос для выражения образа.  Учить детей налаживать контакты друг с другом в совместной и самостоятельной деятельности, развивать коммуникативные навыки.
 Развивать воображение, творческую активность детей в театрализованной деятельности.  Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами деятельности.  Приобщать родителей к изготовлению разных видов театра и совместной театрализованной деятельности с детьми дома.
Гипотеза:
Если систематически привлекать дошкольников к театрализованной деятельности с использованием различных видов театра, дети научатся свободно общаться друг с другом и со взрослыми, получат радость от творчества, преодолеют внутренние конфликты. Участие в театрализованной деятельности поможет раскрыть творческий потенциал личности ребёнка.
Тип проекта:
творчески-ориентированный групповой
Продолжительность проекта:
долгосрочный (с октября 2014 г. по май 2015 г.)
Место реализации проекта:
в группе детского сада, в музыкальном зале.
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
 Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра.  Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»  Обогащение предметно-развивающей среды разными видами театра (пальчиковый, на палочках, из конусов, масок, игрушек оригами и т.д.)  Изготовление декораций из нестандартного оборудования  Оформление книжек-малышек  Составление картотеки с речевым материалом (загадки, стихи, песни о сказочных героях)  Презентация проекта: показ сказки «Рукавичка» детям младшей группы
Этапы реализации проекта:

I.

Организационный этап.
 Выбор темы (проблемы) и разработка проекта;  Сбор информации и изучение методической литературы;  Составление перспективного плана по реализации проекта;
 Изготовление масок, игрушек оригами, разных видов настольного театра (пальчиковый, на шпажках, из игрушек-оригами) воспитателем, родителями  Чтение произведений устного народного творчества  Рассматривание репродукций художников-иллюстраторов  Проведение консультаций с родителями  Анкетирование родителей.  Подбор детской художественной литературы, иллюстраций.
II.

Основной этап.
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
III.

Обобщающий этап.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Литература:
Куцакова Л.В. « Воспитание ребёнка-дошкольника», - М.: Сфера, 2003 г. Петрова Т.И Театрализованные игры в детском саду», - М.: Школьная пресса, 2000 г. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», - Ярославль: Академия развития, 1998 г.
Перспективный план работы

с детьми средней группы № 3 в рамках проекта «Театрализованные

игры с детьми с использованием разных видов театра»

Октябрь
1. Тема: «Маски и игрушки» Рассказ воспитателя о театре, его видах. Имитационные этюды. Игра «Угадай-ка» Презентация «Театр» Цель: Расширять представление детей о театре и его видах. Вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений. Предложить для игры атрибуты: маски и игрушки оригами. 2. Тема: «Поездка в зоопарк» Театр на фланелеграфе С. Маршак «Где обедал, воробей?» Лепка «Угощение для зверей»
Цель: Развивать речь, фантазию и воображение детей в театрализованной игре, психофизические способности (мимику, жесты), координацию движений рук. Формировать коммуникативные качества.
Ноябрь
3. Тема: «У осени в гостях». Динамическое упражнение «Ветер», «Дождик». Игра с солнечным зайчиком. Показ воспитателем сказки В. Сутеева «Под грибом». Рассматривание кукол, декораций, обыгрывание их детьми. Конструирование из бумаги «Гриб» (оригами) Цель: Вызвать у ребят радостный настрой. Учить произносить фразы с разной силой голоса и интонации, сочетать движения и речь. Развивать моторику рук. 4. Тема: «Не ёлка, а весь в иголках» Отгадывание загадок. Этюд «Маленькое зёрнышко» Мини-сценка «Ёж» по стихотворению Л. Корчагина. Рисование «Ёжик» Цель: Развивать речь, фантазию, интонационную выразительность и пластику. Формировать активную позицию. Развивать моторику рук.
Декабрь
5. Тема: «Русские народные сказки» Ролевая игра «Теремок». Этюд «Лягушки», «Заинька». Лепка «Теремок» Цель: Привлечь детей к драматизации сказки. Предложить детям использовать маски. Активизировать лексику, учить проговаривать фразы с различной силой голоса. Развивать подражательные навыки. Развивать мелкую моторику рук. 6. Тема: «Лесная история» Театр плоскостных картинок по сказке «Зимовье зверей». Отгадывание музыкальных загадок, имитация движений животных из сказки. Цель: Учить детей отгадывать загадки. Развивать умение подражать повадкам животных, их движениям и голосу. Воспитывать любовь к животным.
Январь
7. Тема: «На зимней полянке» Ситуативный разговор «Что приносит нам зима?». Имитация движений «Ветер», «Снежинки». Игра «Зайка беленький сидит». Мини-сценка «Кого боится зайка». Рисование «Поможем зайке спрятаться» Цель: Расширять эмоциональные представления детей. Учить длинному выдоху. Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук.
8. Тема: «Зимние забавы» Игра с движениями «Мы погреемся немножко…» Показ сказки «Снегурочка» (совместно с детьми) Аппликация из салфеток «Снежный ком» Цель: Продолжать учить детей импровизировать под музыку. Развивать воображение, память физических ощущений. Развивать художественные навыки.
Февраль:
9. Тема: «За окном метель и вьюга» Игра-превращение «Звуки зимы». Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку» Этюд «Мы-снежинки». Рисование «Рукавички» Цель: Закреплять произношение звуков У, Х,Р, Ш, С протяжно и с разной силой голоса. Развивать речь, фантазию, моторику рук. 10. Тема: «Превращения мяча» Игра «Угадай, чей голосок» Этюд «Превращения мяча». Инсценировка сказки «Колобок». Лепка «Колобок - румяный бок» Цель: Побуждать детей к участию в общем театральном действии. Учить детей интонационно и выразительно произносить фразу. Развивать имитационные навыки, мимику, жесты, мелкую моторику. Развивать умение импровизировать.
Март
11. Тема: «Дружная семья». Пальчиковая игра «Семья». Этюд на интонационную выразительность. Стихи руками «Мама спит». Инсценировка сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». Игра « Норка для мышонка». Цель: Побуждать детей к участию в театрализованной игре с использованием масок-шапочек. Развивать моторику рук, движения и речь. 12. Тема: «Жили у бабуси…» Проговаривание фраз (интонация и жесты). Хороводная игра «Весёлые гуси». Игра «Дождик». Рисование «Зонтик» Цель: продолжать вовлекать детей в театрализованную деятельность. Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать речь, мышление, моторику рук.
Апрель
13. Тема: «В гостях у Загадушки»
Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика «Солнышко». Игра «Подбери слова для бабушки». Аппликация «Репка» Цель: Побуждать детей к импровизации. Развивать речь, мышление, мелкую моторику рук. Продолжать учить проговаривать фразы с определенной интонацией в сочетании с жестами. 14. Тема: «У всех есть свой дом» Ролевой театр С. Михалков «Три поросёнка» Пальчиковая игра «Дом и ворота». Конструирование из строительного материала «Дом – крепость» Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Развивать интонационную выразительность речи, движения, моторику рук. Привлечь детей к обыгрыванию сюжета.
Май
15. Тема: «Русский народный фольклор» Слушание русских народных мелодий, хороводов «Ах, вы сени, мои сени…», « На горе-то калина…». Игра «У медведя во бору…». Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (куклы театра би-ба-бо). Лепка «Угощение для мишки». Цель: Формировать интерес к русскому фольклору и театральной деятельности. Учит проговаривать чистоговорки, меняя силу голоса. Развивать речь, воображение. Воспитывать дружеские взаимоотношения. 16. Тема: В гостях у заиньки». Этюд «Зима-лето». Мини-сценка по стихотворению Л. Савиной «Зайка». Упражнение-имитация «Чаепитие». Игра «Ровным кругом» (имитация движений и звуков медведя, собаки, лисы, петушка). Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Цель: побуждать детей к участию в театрализованной игре. Развивать речь, мышление, умение выражать эмоциональное состояние через движения, воспитывать доброжелательность, желание помочь.