"Патриотическое воспитание"

Автор: Левинова Раиса Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ивушка"
Населённый пункт: г Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание"
Дата публикации: 09.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Патриотическое воспитание
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о социальной несправедливости. Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни народов. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда- то факты и события. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, стало традицией чествовать героев труда, посвящать в рабочие, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, устраивать новобранцев в армию, встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны. Очень важно формировать отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Мы предлагаем родителям рассказать детям о своей работе, о том, что они делают, для чего это нужно. В патриотическом воспитании детей велика роль художественной литературы. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогают воспитывать в детях гордость за человека-труженика. Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя (пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны, В патриотическом воспитании детей важное место занимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познавать окружающий мир, быть его участником. Выставки к праздничным датам, выставки бытовых приборов разных республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять события общественной жизни. Таким образом, расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. А наша с вами задача - зародить в ребенке великое чувство - быть достойным гражданином своей страны.