"Современный подход к формированию навыка смыслового чтения"

Автор: Калинина Ольга Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с. Патруши
Населённый пункт: Свердловская область, Сысертский район
Наименование материала: статья
Тема: "Современный подход к формированию навыка смыслового чтения"
Дата публикации: 09.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Современный подход к формированию навыка

смыслового чтения
В нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России
».
Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны. Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы
.

(Слайд 2)
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
(Слайд 3)
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Многолетний опыт работы в школе показывает, что учителя начальных классов, обучая детей чтению, большое внимание уделяли технической стороне чтения, а параметр «осознанность чтения» рассматривали на последнем месте. И для оценки навыка чтения в школе применяется контрольный срез, «Проверка техники чтения». В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой).
(Слайд 4)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования включают метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
(Слайд

5)
В познавательных УУД выделены общеучебные умения, где также прописывается роль смыслового чтения.
(Слайд 6)
Что такое «смысловое чтение»? Можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
(Слайд 7)
умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Зная и понимая это, использую на уроке различные типы и виды чтения. К основным
типам
чтения относятся:
коммуникативное чтение вслух и

про себя и самостоятельное. (Слайд 8)
Основными
видами
чтения являются:
ознакомительное, поисковое или

просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Ознакомительное чтение
направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.
Поисковое или просмотровое чтение
предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.
Изучающее чтение
имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста.
Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение
как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений.
(Слайд 9)
Уже в период обучения грамоте уделяю внимание и совершенствованию технической стороне чтения и параллельно работаю над смысловой стороной чтения.
(Слайд 10)
Ребёнок должен понимать, зачем он читает. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание и предложение.
(Слайд 11) (Слайд 12)

Алгоритм работы с текстом.1 этап - прогнозирование будущего текста. По названию, имени автора, иллюстрации, выделением слов, привлекая предшествующий опыт ребенка. Цель: мотивирование чтения. 2 этап – Работа с текстом во время чтения. Это может быть комментированное чтение, диалог с автором, обогащение словаря. Цель: выявление первичного восприятия.3 этап – Работа с текстом после прочтения. Выбор творческого задания. Цель: полное понимание текста. Рассмотрим примеры работы по развитию смыслового чтения на разных предметах. (
Слайды по каждому предмету)

Литературное чтение.
Работа до прочтения . О ком мы будем читать? Что будем читать? Как вы догадались? Кто автор стихотворения? Что мы о нем уже знаем? Что о лягушке мы узнаем из стихотворения? А на другой странице, что еще узнаем о ней? Работа с текстом во время чтения. Что такое головастики - объясните по картинке. Работа с текстом после прочтения Выбор творческого задания. Сравнить стихотворение и текст из энциклопедии.
Окружающий мир.
Работа в группах. Прочитать текст. Рассказать .Одной группе составить рассказ.
Математика.
Чтение задачи самостоятельно. Каверзные вопросы учителя. Правильно ли нарисовали схему задачи.
( Слайд электронного приложения

по математике.)

Русский язык.
Работа по проекту не только на этом предмете, но и на других. В первом классе - работа в группах и индивидуально. В четвертом – самостоятельно, Отчет - презентация. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период использую на уроках коммуникативное чтение вслух и самостоятельный тип чтения. Данные типы чтения используются и в последующие периоды обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. С какими проблемами сталкиваюсь при формировании навыков смыслового чтения?
Проблема 1.
При выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки, не понимая формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание». Шаги: работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания, использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, « Проблемное обучение»: чтение с остановками, волшебный мешочек и др.
Проблема 2.
Нежелание многократного обращения к одному и тому же тексту. Шаги: ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе. ( Работая над проектами или заданиями « Рабочих тетрадей»). Например, дать ответ на
поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.
Проблема 3.
Нежелание детей самостоятельно читать дома. Шаги: коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Должна быть индивидуальная работа с такими учениками, применяя различные упражнения на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, смысловой памяти, логического мышления, мотивации. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, используется совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда.
Проблема 4.
Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Шаги: тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями. Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу можно рассматривать, как проверку уровня сформированности навыков смыслового чтения. Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, организовать совместно с педагогом- психологом работу по ликвидации трудностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования. Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе учащихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения. Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] standart. 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. –М.: Просвещение, 2009. – 201 с.
3. Чиндилова, О.В. Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа: плюс–минус. – 2001. – № 5. – С. 61–64. 4.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г. 5. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 6. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. 7.Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2011.