"Экскурсионная работа как одно из важнейших условий гражданско-патриотического воспитания личности"

Автор: Соловьева Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с. Патруши
Населённый пункт: Свердловская область, Сысертский район
Наименование материала: педагогическая работа
Тема: "Экскурсионная работа как одно из важнейших условий гражданско-патриотического воспитания личности"
Дата публикации: 09.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Экскурсионная работа как одно из важнейших условий

гражданско-патриотического воспитания личности»
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут реально осуществляться здоровыми, интеллектуальными и духовно-нравственными людьми, любящими свою Родину и знающими её историю. Духовно-нравственное развитие осуществляется педагогом на каждом уроке, но именно сейчас педагог может выступать в роли реформатора и выбирать место проведения урока вне стен учебного заведения. В моем выступлении речь пойдет об организации экскурсионной деятельности в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития. Основной задачей моей экскурсионной работы считаю гражданско-патриотическое воспитание личности. Как
учитель истории
особое внимание я уделяю формированию чувства патриотизма у обучающихся. Патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, олицетворяющих любовь к своему Отечеству, формирование гражданской позиции и потребности в самоотверженном служении Родине. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма необходимо с детства, где больше внимания следует уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края. По моему мнению, экскурсия как один из методических приемов обладает огромным образовательным потенциалом, является своеобразной компенсацией за нереализованные возможности урока. Это и дополнительный источник исторических знаний, и возможность обогатить содержание программных тем, и возможность поставить ребенка в ситуацию, где он с большим удовольствием, чем на уроке в классе, пополняет свои знания по истории культуры — ведь эти знания приобретаются в неформальной обстановке. Большинство экскурсий — это увлекательное действие, когда забываешь про все на свете, в том числе и про задание, которое получил от учителя накануне. В своей педагогической деятельности особую роль я уделяю музейной педагогике – а, именно, организации экскурсий в музеи Свердловской области.
Цель школьной экскурсии
по истории — создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения, в том числе и формировании потребности в самообразовании и повышении культурного уровня. Чаще всего
задачами школьной экскурсии являются:

- развитие нравственной личности средствами экскурсионной работы; - формированию полной картины особенностей природы, хозяйства, жизни населения в разные исторические эпохи на территории своего края; - формированию национальной, социальной, речевой культуры и реального патриотизма; - осознанный выбор профессии; -формированию системы наглядного материала для обеспечения краеведческого принципа преподавания предмета «история».
В методике проведения экскурсий я выделяю несколько этапов:

Этап 1
– подготовительный. Для реализации цели я всегда перед экскурсией провожу подготовительную работу: - беседы, где рассказываю об объекте экскурсии, о событиях, связанных с темой экскурсии; - с детьми мы знакомимся с литературой; - рассматриваем иллюстрации; - формулируем задачи предстоящей экскурсии. Этап
2
– проведение экскурсии. При проведении экскурсии я всегда ориентируюсь на вид экскурсий: - пассивные (когда дети самостоятельно осматривают объект); - активные (когда с учащимися работает экскурсовод, который использует методы показа и рассказа); - практические (когда дети непосредственно могут работать с элементами экспозиции);
Этап 3
– заключительный. Возвращаясь, домой с экскурсии, если это автобусная, провожу викторину по увиденному. Опыт показывает, что этот вид деятельности помогает детям лучше усвоить, запомнить, продумать, обратить внимание на подробности.
Этап 4
– результат. Результатом экскурсии может быть: - письменная работа: открытый или закрытый тест; - сочинение-размышление; - изготовление фотомонтажа; - выпуск газеты или постера; - проектная работа. За время работы как учителя истории, мною было проведено большое количество экскурсий. Особо запомнились ребятам такие экскурсии как: В Исторический музей г . Екатеринбурга по теме : « Путешествие по Древней Греции ».  Исторический музей г . Екатеринбурга открыл двери в путешествие по Древнему Египту .
Посещение данных экскурсий позволило воочию прикоснуться к истории Древнего мира , познакомиться с артефактами , которым много тысяч лет . С 9 классом мы посетили следующие экскурсии :  Экскурсия в ОДО по теме: «ВОВ в жизни каждого человека»  Экскурсия в Ельцин центр по теме: «Россия путь к свободе» Эти экскурсии помогли учащимся погрузиться в увлекательный и неповторимый мир истории , сформировать полную картину эпохи 20 века , с её переломными моментами . Как учитель истории , я практикую интегрированные уроки , что позволяете прочувствовать и понять связь истории с другими учебными дисциплинами .
Посещение школьного музея
я также рассматриваю как важнейший источник экскурсионной работы и формирования патриотического воспитания. Музейная комната была открыта 1980 году на базе МАОУ « СОШ №7» с. Патруши. Руководитель музея Голубева Валентина Тимофеевна. Наш школьный музей сразу стал центром патриотического воспитания учащихся. Музей - это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений. Поисковые экспедиции активистов музея за 30 лет его существования собрали подлинные письма с фронта, фотографии военного времени, военную форму, личные вещи солдат и командиров, газеты и информационные листовки военного времени, а также послевоенные фотографии, воспоминания ветеранов и много других экспонатов. Наш с ребятами вклад это ежегодные подарки музею ;  Прялка с росписью  Фото участников ВОВ  Фрагмент штыкового оружия времен гражданской войны. В музейной комнате проводится большая просветительская работа: 1) Экскурсии для учащихся 2) Уроки мужества 3) Встречи с ветеранами. Итогом этой работы, по патриотическому воспитанию, явилось участие во Всероссийском фестивале педагогического мастерства.
Таким образом, экскурсионная работа для меня, как учителя истории, помогает на практике воспитывать чувство патриотизма у обучающихся через: организацию встречи с ветеранами ВОВ, посещение выставок и экспозиций, музейную работу, проведение интегрированных уроков и организацию проектной деятельности. ГРАЖДАНСКОЕ воспитание. Как
учитель начальных классов
реализую экскурсионную работу и по направлению «Гражданское воспитание». В «Концепции модернизации российского образования» определено, что гражданское образование на первой ступени (начальное образование) закладывает основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Экскурсионная работа строится в соответствии с этими задачами. Для учащихся начальной школы мною были проведены следующие экскурсии:  На хлебозавод, где обучающихся познакомили с процессом выпекания хлеба, а также разрешили испечь продукцию своими руками.  В пожарную часть г.Арамиль, где с учащимися не только провели разъяснительную работу о причинах возникновения пожара, но разрешили примерить форму.  Завод Химмаш. Именно здесь ребята познакомились с историей возникновения этого завода. В музее ребята смогли увидеть людей, которые помогли в укреплении роли завода на Урале в годы ВОВ.  Экскурсия в « Парк Бажова» на станции Арамиль позволила первоклассникам окунуться в колорит быта русского народа.  Экскурсия по пос. Бородулино, в рамках проекта «Моя малая Родина», закончилась праздником в ДК Бородулино.  Экскурсия по с.Патруши, в рамках проекта «Моя малая Родина», закончилась посиделками у самовара, с национальными блюдами малых народов Урала, приготовленных своими руками. Таким образом, благодаря активной экскурсионной работе налажен контакт с работниками музея и в своей дальнейшей работе я планирую разработать серию экскурсионных уроков с привлечением работников музея. Такая идея посетила меня после экскурсии в центр Ельцина, где экскурсовод предложил мне, как учителю истории, на базе этого музея совместно разработать и провести нетрадиционный урок для учащихся 9-х классов, связанный с первым президентом РФ и его вкладом в развитие России.
ВЫВОД: Таким образом, экскурсионная работа является универсальным методическим приемом как для учителя-предметника, так и для классного руководителя. Экскурсия является компенсацией за нереализованные возможности урока, факультатива или кружковой работы. Это и дополнительный источник исторических знаний, и возможность обогатить содержание программных тем. Я уверена в том, что экскурсионная деятельность в гражданско- патриотическом воспитании занимает особое место, а п ознавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения, так как она способствует реализации требований ФГОС. Её внедрение позволяет обучающимся получить широкий спектр знаний, направленных как на развитие, так и на социализацию. Конечно, возникают трудности при организации проведения экскурсий: Самая главная трудность – транспорт и организация сопровождения детей в лице родителей. Однако, с воспитательной точки зрения, все усилия окупаются когда видишь восторженные глаза увлеченных и заинтересованных детей, а также благодарность родителей.