"Правописание парных согласных в корне слова"

Автор: Сапрыкина Елена Райнгольтовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с. Патруши
Населённый пункт: Свердловская область, Сысертский район
Наименование материала: методическая разработка урока по ФГОС
Тема: "Правописание парных согласных в корне слова"
Дата публикации: 09.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка во 2 классе.
Тема:
«Правописание парных согласных в корне слова».
Цель: закрепить способы проверки парных согласных путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов. Планируемые результаты. Предметные. 1. Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2. Научатся сопоставлять произношение и написание слов. 3. Подбирать примеры слов с парными согласными . Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные: у меть определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
.
1.

Орг.момент

2.

Чистописание. (работа в парах)

На карточках написаны строки:
Еще в полях белеет сне___, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят … - Прочитайте вместе стихотворение. Определите сами, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Посоветуйтесь, совпадает ваше мнение с мнением соседа по парте. -Какую букву будем писать? Почему «Г»? (потому что проверочное слово снега) -Почему ты подбирал проверочное слово? Что это за звуки «г» , «к»? (парные по звонкости-глухости) -Давайте запишем дату.
- Посмотрите, как пишется буква «г»(на эл.доске анимация). Напишите одну строку. Поменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую букву карандашом.
3.

Словарная работа.
На доске картинки словарных слов: заяц, лисица, медведь, воробей, сорока, ворона. - Назовите изображенные предметы. Что объединяет эти слова? (Это словарные слова). -На какие группы мы можем разделить наших гостей? (птицы и животные) -Давайте запишем эти слова. У доски пойдут работать…, Первый ученик записывает слова-названия птиц, а второй слова-названия животных. -Проверьте себя.(на доске появляются слова). Самопроверка. -Посмотрите правильно ли записали слова ребята у доски. -Ребята, какие изменения произошли с нашими гостями с приходом весны?
4.

Орфографическая минутка. (на эл. доске слова)
- Составьте предложение из этих слов. Запишите в тетрадь. Выделите главные члены предложения. Определите части речи. Предложение: На л_сной п_лянке появилась первая тра_ка. -Какие буквы вставили в словах «лесной» и «полянка»? -Какую букву вставили в слове «травка»? Почему?
5. Самоопределение темы урока.
-Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте определить тему урока. В нашем русском языке Ходят пары «налегке». Часто «хитрые подружки» Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую - Эту букву иль другую. Предстоит сегодня вам Всё расставить по местам. – Сформулируйте тему …
(Слайд2 )
Правописание парных согласных в корне слова
(Слайд 3)
– Обратите внимание на эти слова (сне(г,к), ука(з,с)ка, око(ш,ж)ко), какая проблема возникает при их написании? (На конце в парных согласных допустимы ошибки) – Чтобы решить проблему, поставьте перед собой цели, продолжив фразы:
(Слайд 4)
– Я узнаю … – Я научусь … – Да, мы узнаем правила проверки парных согласных, научимся правильно подбирать проверочные слова и писать слова с парными согласными.
(Слайд 5)

6.Работа по теме урока. (Слайд 6)

-
Ребята, прочитайте пословицу, почему так говорят? (Весна да осень - на дню погод восемь.) Посмотрите и у нас появились тучки. Тучки эти со
словами, в словах пропущены буквы, на месте парных согласных звуков. Давайте определим, какую букву вставить. (Фронтальный опрос).

- Как подбирали проверочные слова? (чтобы после парного согласного стоял гласный) Звук согласный проверяй. Рядом гласный подставляй.
7.Физкультминутка.

8. Работа в группах.
Распределяю на 4 группы и определяю капитанов.( Можно предложить самоопределиться.) Ученики рассказывают правила работы в группе, получают задание. На работу даю 5-7 мин.
1 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать много предметов. Вставьте пропущенную букву. Укажите над словами число. Является ли это слово проверочным? Удалось вам проверить парный согласный ? Подчеркните букву на месте проверяемого парного согласного и следующую за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:

2 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать предметы с уменьшительно-ласкательным значением. Вставьте пропущенную букву. Является ли это слово проверочным? Являются эти слова однокоренными? Выделите корень. Удалось вам проверить парный согласный ? Подчеркните букву на месте проверяемого парного согласного и следующую за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:

3 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать действие предметов. Вставьте пропущенную букву. Является ли это слово проверочным? Являются эти слова однокоренными? Выделите корень. Удалось вам проверить парный согласный ? Подчеркните букву на месте проверяемого парного согласного и следующую за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:

4 группа:
К выданным словам подберите такие слова, которые будут обозначать признак предметов. Вставьте пропущенную букву. Является ли это слово проверочным?
Являются эти слова однокоренными? Выделите корень. Удалось вам проверить парный согласный ? Подчеркните букву на месте проверяемого парного согласного и следующую за ней букву. Чтобы сделать вывод продолжите предложение:
Чтобы проверить обозначение на письме парного согласного нужно:
Когда ребята выступают и делают выводы, в ходе работы на доске должна получится таблица: Способы проверки Изменение числа Подбор однокоренного слова Существительно е Глагол Прилагательное Работа группы Работа группы Работа группы Работа группы -Посмотрите, сколько способов проверки парных согласных мы знаем. Кто готов попробовать сформулировать общее правило? Пользуясь таблицей проверьте слова: «дождь» и «поход».
(Слайд 7)

9
.
Работа по учебнику.
Применим наши выводы. Откройте страницу 86 упр.58. (Ученик читает задание.) Если время позволяет выполняют полностью, если нет, то по вариантам. С комментированием у доски 2 ученика. Тем, кто быстро справился выдаю карточки для индивидуальной работы.
10.Самостоятельная работа. (Слайд 8)
-Выполните самостоятельно. В коро..ке лежат скре..ки. Дети снимают ша..ки и шу..ки.
10.Игра «Маленький-большой» (устно)
Березка-(береза), ягодка-(ягода), травка-(трава), шляпа-(шляпка), козлятки- (козлята), головка-(голова). А теперь наоборот: коляска-(колясочка), пробка-(пробочка), конфетка- (конфеточка), ветка-(веточка), кошка-(кошечка), лягушка-(лягушечка), утка- (уточка), сказка-(сказочка).
11.Игра « Заставь действовать» (устно)

Завязка - завязывать, находка –находить, смазка- смазывать, указка- указывать, ночевка- ночевать, молотьба -молотить, подсказка- подсказывать, разведка -разведывать.
12. Рефлексия. Самооценка. (Слайд 8)

-
Перед вами слова, ваша задача записать только буквы, которые нужно вставить. Сне(г,к), ястре(п, б), гара(ш,ж), вхо(д,т), ска(з,с)ка, рука(в,ф). -Проверьте себя.(на доске появляется правильный ответ:
г, б, ж, д, з, в.
) Оцените себя. Поставьте !, + или -. Используя листочки, которые вы получили в начале урока, покажите мне, как вы оценили свою работу.
13.Подведение итогов урока. (Слайд 9)
-Дополните предложения: Я узнал… Я научился… Мне было трудно… Мне понравилось… -Как узнать, какую букву нужно написать на месте парного согласного в корне слова?
14.Домашнее задание. Стр. 87, упр. 60.