Викторина "Знатоки физики"

Автор: Колесникова Елена Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №9"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Викторина "Знатоки физики"
Дата публикации: 09.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Вступительное слово учителя:
Необъятен мир физики! В окружающем нас мире и даже внутри нас – повсюду происходят физические процессы. Мир физики столь же велик, сколь неисчерпаем мир знаний. В физике изучаются механические, тепловые, световые и электрические явления, исследуются свойства окружающих нас тел и физические процессы. Приобретая новые знания, мы развиваемся, полнее понимаем природу, обогащаемся глубокими теориями и гипотезами. В науке, как и в жизни, тесная связь между внешне далекими, но на самом деле близкими и помогающими друг другу областями знаний. У физики появилось множество дочерних наук: биофизика, теплофизика, физическая химия, химическая физика, молекулярная физическая кулинария…. Все теснее сливаются они в единое целое. Поэтому физику с полным правом можно назвать наукой наук. Физика показывает нам, как велик и в то же время близок мир, в котором мы живем. Физика – древнейшая наука о природе, наука, без которой немыслимо развитие человечества. Все ее разделы тесно связаны с производством, поэтому, чтобы успешно трудиться в различных отраслях народного хозяйства, нужно хорошо усвоить курс физики, любить и понимать технику. Знания физики поможет в освоении вашей профессии.
Как говорил Резерфорд:

Все науки делятся на физику и «коллекционирование марок».

Ведущий 1:
Трудно было человеку миллионы лет назад, Он совсем не знал природы Слепо верил в чудеса, Он всего, всего боялся И не знал, как объяснить Бурю, гром, землятресение, Трудно было ему жить.
Ведущий 2:
И решил он, что ж бояться, Лучше просто все узнать. Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать. Создал он земли науку, Кратко «физикой» назвал Под названьем тем коротким Он природу распознал.
Ведущий 1:
Физика - какая емкость слова! Физика для нас не просто звук Физика-опора и основа Всех без исключения наук!
Ведущий 2:
Физика основа техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление. Физики - очень любознательные люди.
Ведущий 1:
Сегодня, я надеюсь, здесь собрались именно такие физики. Мы начинаем викторину «Знатоки физики» Приветствие команд: команды готовят названия, эмблемы, девиз.
Девиз 1 команды:
Не валяй дурака на физике, А внимательно всё изучай. Терпеливо, упорно, настойчиво Ты поглубже в законы вникай. Результат сам собою не явится, КПД свой повысить сумей. И уж если вам физика нравится, Вы вовек не расстанетесь с ней.
Девиз 2 команды:
Ваше благородие, госпожа Удача. Физика поможет нам, ну а как иначе. Ласковые сети поставим на жюри. Повезёт в игре нам и повезёт в любви.
1. Конкурс “ Разминка
” Ведущие по очереди предлагают участникам загадки на тему “Природа и явления в ней”. К каждой отгадке ставят физический вопрос. Четное число вопросов – одной команде, нечетное число вопросов – другой команде. Жюри оценивает ответы.
Правильный ответ оценивается: 1 балл – загадка, 2 балла – вопрос.

1. Чего в сундук не спрячешь?
Отгадка: луч света.
Вопрос
:
какого цвета белый свет?

Ответ: белый свет состоит из ряда разноцветных лучей: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
2. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?
Отгадка: лед.
Вопрос: когда лед может быть нагревателем?
Ответ: когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.
3. Ревнул вол на сто сел, сто речек. Что это такое?
Отгадка: гром.
Вопрос: вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим

гром или увидим молнию?
Ответ: раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука в воздухе при 15°С – 340 м/с.
4. Горя не знаем, а горько плачем. Что это?
Отгадка: облака.
Вопрос: что больше: облака или его тень?
Ответ: облака отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака на земле практически мало отличается по размерам от самого облака.
5. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чем речь?
Отгадка: холод, тепло.
Вопрос: почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ: у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
6. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. Что это такое?
Отгадка: тень.
Вопрос . Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к Солнцу.
7. Виден край, а не дойдешь. Что это?
Отгадка: горизонт.
Вопрос: может ли горизонт явиться телом отсчета?
Ответ: нет, потому, что при движении наблюдателя перемещается вместе с ним.
8. Что идет, не двигаясь с места?
Отгадка: время.
Вопрос: всегда ли время “идет” с одинаковой скоростью?
Ответ: нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчета.

2 Конкурс: “Транспорт. Техника”
Ведущие по очереди предлагают участникам загадки на тему “Транспорт и техника”. К каждой отгадке ставят физический вопрос. Четное число вопросов – одной команде, нечетное число вопросов – другой команде. Жюри оценивает ответы.
Правильный ответ оценивается: 1 балл – загадка, 2 балла – вопрос.
1. Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колес И, называюсь …
(Паровоз)

Вопрос.
Что служит рабочим телом у двигателя паровоза?
Ответ
: пар. 2. Смело в небо проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое? ... (Самолет)
Вопрос .
Как выгоднее самолету влетать: по ветру или против него?
Ответ
: выгода при взлете определяется скоростью самолета относительно воздуха: чем больше, тем больше подъемная сила. При взлете по ветру скорость самолета относительно воздуха равна его скорости относительно Земли минус скорость ветра. При взлете против ветра скорость самолета относительно воздуха равна сумме названных выше скоростей. 3. По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? … (Пароход)
Вопрос
: пароход вышел из реки в открытое море; изменится ли его осадка?
Ответ
: да; будет меньше, так как плотность морской воды больше, чем пресной, поэтому выталкивающая сила возрастет. 4. Чтобы я тебя повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит … (Автомобиль)
Вопрос.
Автомобиль подъезжает к горе. Что должен сделать шофер: увеличить скорость машины или уменьшить?
Ответ
: уменьшить, поскольку это при прежней мощности мотора позволит увеличить его силу тяги. 5. Кто далеко живет, Тот пешком не пойдет. Наш приятель тут как тут, Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай! Отправляется …(Трамвай)

Вопрос
: прочему осенью у трамвайных линий, проходящих в районе парков, бульваров, садов, вывешивают плакаты с надписью: ”Осторожно, листопад!”?
Ответ
: потому что раздавленный на рельсах опавший лист выделяет влагу, которая, как смазка, уменьшает трение и может помешать торможению. 6. Ходит полюшком коровушка Саженый язычок. Режет травушку коровушка Под самый корешок. Кто или что это? (Самоходная сенокосилка)
Вопрос
: почему, с физической точки зрения, косить траву легче при росе?
Ответ
: роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей степени деформируется (изгибается) и его легче срезать. Кроме того, роса играет роль смазки, облегчающей движение косы. 7. С края на край режет черный каравай. Кончит, повернется, за то же возьмется. Что это такое? (Плуг)
Вопрос
: какое из двух полей – с песчаной почвой или глинистой, с точки зрения физики, следует после дождя запахивать в первую очередь и почему?
Ответ
: прежде надо пахать поле с песчаной почвой, так как в ней содержатся капилляры, по которым вода быстро поднимается вверх и почва стремительно высыхает. 8. Она с винтом пустилась в пляс, А он, кружась, в доске увяз. Что это? (Отвертка)
Вопрос:
в каких видах движения участвует шуруп, когда вы ввинчиваете его в доску с помощью отвертки?
Ответ
: в поступательном (входит в доску) и во вращательном.

3 Конкурс

"Триатлон по физическим величинам"
Задание и на него дается три подсказки командам - задания предлагаются командам по очереди. С какой подсказки дан ответ, команда получает соответственно 3,2,1 балла. 1. Это физическая величина (сила).  Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.  Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.  Это есть, ума не надо. 2. Это физическая величина (время).  Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.  Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.  Делу это, а потехе - час. 3. Это физическая величина (ускорение).  Это результат действия силы.  Измеряется акселерометром.  Любимый термин времен Горбачева. 4. Это физическая величина (давление).  Действует на дно и стенки сосуда.  Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.  Нужно измерить, когда болит голова. 5. Это физическая величина (мощность).  Важнейшая характеристика всех двигателей.  Скорость выполнения работы.  У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа. 6. Это физическая величина (импульс).  При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.  Равна произведению массы тела на его скорость.  Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на … 7. Физическая величина (масса)  Она имеется у всех.  Ее целый день определяют продавцы  Если человека долго не кормить, то она уменьшается. 8. Физическая величина (скорость).  Ее начинают изучать еще в начальных классах.  Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.  У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты. 9. Физическая величина (плотность).  Странно, но у льда она меньше, чем у воды.  У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.  У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной. 10. Физическая величина (энергия).  Она согласно закону уменьшается при совершении работы.  У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.
 Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.
4 Конкурс “Шутливая физика”

Правильный ответ 1 балл.
1. Чему равно расстояние между двумя столкновениями школьников на перемене? (Длине свободного пробега) 2. Какой кулон нельзя повесить на шею? (Кулон – единицу электрического заряда) 3. Какой мениск нельзя повредить при падении? (Мениск – кривую поверхность на границе жидкости с твердым телом) 4. Каким метром нельзя измерить длину? (Метр – это также учитель, наставник) 5. Какие кольца нельзя надеть на палец? (Кольцо Ньютона) 6. За какую решетку нельзя упрятать? (За дифракционную решетку) 7. Какая моль не проедает одежду? (Моль – единица количества вещества) 8. Какая дырка ведет себя как положительно заряженная частица? (“Дырка” в полупроводнике) 9. Какое поле нельзя засеять? (Электрическое или магнитное поле) 10. Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (Электрический проводник)
5. Конкурс. Составить слово.
А теперь поиграем! Нужно составить новое слово, если к имеющемуся слову добавить (или отнять) букву Например: Топка + и=Оптика Ряд + о = ядро Алмаз + п = плазма Динар + а = радиан Марк + е = мерка Изба + с = базис Катер + г = гектар Статор + е = реостат Горн + а = аргон Алиса – а = сила Астра + с = трасса Кузов – о = звук Метро + е = метеор Томат – т = атом Блок + а = колба Балкон – н = колба Табор + а = работа Нуклон – н = кулон Лапа + м = лампа

6 Конкурс. Кроссворд.

Время 10 мин. За каждый правильный ответ 1 балл

I команда

По заполненному кроссворду и нумерованным вопросам к кроссворду

расставить номера ответов.
Вопросы: 1. Сокращенная запись одной доли метра – 0,01 метра. (1) 2. Наука, изучающая общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения (3) 3. Мельчайшая частица данного вещества. (4) 4. Единица измерения температуры. (9) 5. Объясняется тем, что молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела. (6) 6. Самое удивительное на Земле вещество. (2) 7. Физическое явление сцепления молекул жидкости и твердого тела. (5) 8. Один из методов исследования – источник физических знаний. (7) 9. Частицы, из которых состоят молекулы. (10) 10.Сокращенная запись 0,001 метра. (11) 11.Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг друга, происходящее вследствие беспорядочного движения частиц вещества. (8)

Задания для зрителей:

Угадай, кто он?
1) Родился в 1643г. в графстве Линкольн. Окончил Кембриджский университет. Член Лондонского Королевского общества, позднее - президент. Директор монетного двора Англии. Исследовал земную и небесную механику. Открыл несколько фундаментальных законов физики, и один из них – закон всемирного тяготения. (Ответ: Исаак Ньютон) 2) Родился в 1711г. в семье архангельского помора, в 70 км от Архангельска. В возрасте 20 лет с караваном рыбаков поехал в Москву. Там поступил учиться в Славяно-греко- латинскую академию. Cтал Первым российским академиком. Российский поэт, Пушкин Александр Сергеевич, называл его „Первым российским университетом.” (Михаил Васильевич Ломоносов)
Чудесные истории от Мюнхаузена:
1)
История „Я – большой силач”
Было это во времена войны с турками. Однажды, спасаясь от них, я попробовал перепрыгнуть верхом на коне через болото. Но конь не допрыгнул до берега, и мы начали тонуть. Спасения не было. Туловище моего коня исчезло в трясине, моя голова тоже начала постепенно погружаться, и осталась лишь косичка моего парика. Что было делать?! Мы бы погибли, если б не удивительная сила моих рук. Я – большой силач. Схватив себя за косичку, я со всех сил дернул вверх, и без особых усилий вытянул из болота себя и своего коня, которого крепко держал обеими ногами. Правдива ли история? Ответ: нет. Барон смог бы вытянуть себя из болота за волосы, если бы имел точку опоры, например, схватившись за веревку дерева или за что-то подобное. Раздел физики, механика, объясняет, что обе эти веселые истории являются выдумками барона. 2)
История „Меткий выстрел”
Испанцы держали в осаде английский форт Гибралтар. Обе пушки грянули в один и тот же миг. Случилось то, что я ожидал: в намеченной мной точке два ядра, наше и неприятельское, столкнулись с ужасающей силой, и неприятельское ядро полетело назад к испанцам… Наше ядро тоже „ не доставило им удовольствия”. Оно попало в их корабль и тоже пошло на дно.

Можно ли поверить в историю с „метким выстрелом”, когда оба ядра после

столкновения начали двигаться в одном направлении?
Ответ: нет. Вероятность того, что ядра могли столкнуться, практически равна нулю. Но если бы они столкнулись, то после этого разлетелись бы в противоположные стороны по закону сохранения импульса.
Экспериментальное задание для 1 группы
( домашнее задание)
Вычисление работы, совершаемой человеком при подъеме с первого на второй этаж

дома
Оборудование: рулетка.
Ход работы:
1. С помощью рулетки измерьте высоту одной ступеньки h. 2. Вычислите число ступенек n. 3. Определите высоту лестницы: H = h n. 4. Определите массу m своего тела с помощью напольных весов. 5. Вычислите силу тяжести, действующую на свое тело: F = mg. 6. Определите работу: А = F H.
Экспериментальное задание для 2 группы
( домашнее задание)
Вычислить вес воздуха в комнате.
Оборудование: рулетка.
Ход работы:
1. С помощью рулетки измерьте размеры своей комнаты: длину a, ши-рину b, высоту c в метрах. 2. Вычислите объем комнаты по формуле: V = а b с. 3. Зная плотность воздуха из справочника ρ = 1,3 кг/м3, вычислите массу воздуха в комнате по формуле: m = ρV. 4. Вычислите вес воздуха в комнате по формуле: Р = mg, g = 10 Н/кг.
Заключительное слово учителя .

Учитель:
Любят физики предмет, Интересней его нет. Ведь в основе мирозданья Все физические знанья! Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу. И человек познает их с самого рождения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, может быть, поэтому физика - самая древняя из всех наук о природе. Кем бы вы не стали в будущем, вам понадобятся элементарные знания этой науки, ведь для того, чтобы жить в согласии с окружающим тебя миром, надо знать его законы. Мы изучаем с вами эту удивительную, такую привычную и неожиданную, простую и необыкновенно глубокую науку – физику. Физика - какая емкость слова! Физика для нас не просто звук, Физика - опора и основа
Всех без исключения наук!
Как говорил Ломоносов:

Математика - царица всех наук, но служанка физики...

Успехов вам на этом пути!