"Легенды Красноярского края"

Автор: Маркова Екатерина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №151
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Легенды Красноярского края"
Дата публикации: 10.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Легенды Красноярского края

Глава I

1.1.

Легенда и ее отличие от других жанров.
В отечественной науке в последнее время получило развитие широкое понимание легенды, в результате чего к этому типу повествований стали относить тексты с различными жанрообразующими признаками. Исследователь легенд Владимир Яковлевич Пропп назвал легенду «прозаическим художественным рассказом, обращающимся в народе, содержание которого прямо или косвенно связано с господствующей религией». На первый взгляд, кажется, что легенда близка сказкам, сказам, преданиям. Разберемся в этом поподробнее, так ли это. Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин «легенда» пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает «то, что должно быть прочитано» (legenda).
Легенда
– небольшое по объему эпическое произведение, которое передает содержание какого-либо значимого события, повествует о подвигах народных героев или объясняет происхождение жизни и различных процессов, связанных с возникновением и развитием окружающего мира. Легенды существуют в виде устных пересказов и письменных текстов, предназначенных для коллективного чтения.
Сказка
– повествовательный фольклорный жанр, в котором поэтический народный вымысел сочетается с образностью речи и устойчивостью повторяющихся сюжетов. К разновидностям этого жанра относят волшебные, бытовые, новеллистические, героические сказки и сказки о животных. В них обязательно присутствует тема испытания героя, волшебных превращений, вмешательства сверхъестественных сил. На фольклорной основе получила развитие авторская литературная сказка, представленная современному читателю как один из жанров художественной прозы.
Большинство сказок создано на основе так называемых бродячих сюжетов. Их сходство в словесном творчестве разных этнических групп объясняется общими для становления коллективного сознания процессами, часть из которых – формирование представлений о связи вещей и явлений. Сюжет сказки строится как ряд троекратно повторяющихся испытаний героя. Он справляется с невыполнимыми задачами при помощи колдовства и волшебных предметов, полученных в дар от мудрецов или мистических существ, олицетворяющих силы природы. Сказочный вымысел не связан с какими бы то ни было реальными событиями. Его содержание имеет нравственно-поучительный подтекст, благодаря которому становится очевидной грань между добром и злом – понятиями, исключительно важными для формирования общественной морали. Легенды всегда связаны с реальностью. В них повествуется о значительных исторических событиях и подвигах героев, в поэтической форме объясняется зарождение общественных отношений и возникновение всего, что окружает человека на земле: гор, водных источников, пустынь, небесных светил. По содержанию легенды ближе к мифам, чем к сказкам. Они населены великанами и полубогами, в которых угадываются вполне человеческие черты. Легенда всегда относится к конкретному месту; действие в ней развивается не по устойчивому сказочному сюжету, а как ход событий в реальной жизни. В легендах, как и в сказках, широко используется прием гиперболизации. Их герои наделены невероятной силой или особыми знаниями; в отличие от сказочных персонажей, они не прибегают к помощи волшебных предметов, а полагаются только на себя и богов, по воле которых совершают подвиги и одерживают победы. Таким образом, можно выявить следующие отличия легенд от сказок:
1. Сказка – фантастический вымысел. Легенда чаще всего имеет реальную основу. 2. Построение сказочного сюжета подчиняется устойчивым правилам с использованием троекратных повторов, обязательным зачином и счастливым концом. В легендах сюжет развивается как последовательный ход близких к реальности событий. 3. Народные сказки – жанр устного поэтического творчества. Легенды существуют и в устной форме, и в виде фрагментов священных книг. 4. В сказках увлекательное содержание сочетается с нравственно- поучительным подтекстом. В легендах заключается определенная философская идея. 5. Героями сказок могут быть не только люди, но и животные. В легендах животным отводится второстепенная роль. 6. Жанровые разновидности сказок делятся на три основные группы: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. Легенды имеют градацию не по жанровому, а по содержательному признаку: повествование о подвигах, явлениях природы, исторических событиях, происхождении человека и окружающего мира. Рассмотрим и сравним легенду и предание.
Предание
– разновидность эпического жанра, имеющая форму повествования о событиях отдаленного исторического плана или рассказа о возникновении какой-либо родовой традиции. В предании максимально сохранялась фактическая основа. И рассказчику, и слушателю описываемые события представлялись подлинными. Это касается и преданий, созданных на библейской основе, и тех, которые возникли как семейные истории нравоучительного содержания. Предания, связанные с историческими событиями и судьбой выдающихся личностей, включали элемент чудесного: знамения, предсказания, роковой предопределенности. Это усиливало причинно- следственную связь повествования.
Из преданий, многократно пересказанных и дополненных поэтическими образами, складывались легенды, в которых художественный вымысел превалировал над фактическим содержанием. Их герои совершали подвиги с помощью богов или мистических сил, а события приобретали обобщенный, символический смысл. В легенде прослеживается стремление объяснить непонятное, найти причину природных катаклизмов, выделить в герое черты неоспоримого лидера. Действие легенды, в отличие от предания, происходит вне времени. Оно настолько давнее, что может восприниматься только на веру, без фактического подтверждения. Таким образом, мы выявили отличия легенд от преданий: 1. Предание – устный пересказ давней реальной истории или нравоучительной притчи. Легенда – художественный вымысел на основе событий, происходивших в далеком прошлом. 2. В предании сохраняется относительная достоверность фактов. В легенде преобладает вымысел. 3. Предание может быть тесно связано с историей рода или семьи. В легенде описываются события из жизни необычного, вымышленного героя. 4. В предании отсутствуют широкие обобщения и сложная символика. Легенде присущи метафоричность и символическая образность. 5. Предание может иметь нравоучительный вывод. В легенде отсутствует оценочный мотив. Легенду иногда сравнивают с мифом. Рассмотрим и мы эти два жанра.
Миф
– отражение в коллективном сознании древних людей представлений об устройстве мира, зафиксированное в произведениях устного народного творчества и письменных источниках. Мифическое повествование утверждало власть бессмертных богов над судьбой человека и объясняло все жизненные явления как проявление божественной воли.
События, отраженные в мифах, охватывали значительный хронологический период и не могли быть связаны с конкретными личностями, влиявшими на ход истории. В центре внимания мифов – жизнь, соперничество, борьба и праздность всемогущих богов, обитавших отдельно от людей: чаще всего, в священных горах или на небе. Происходящее на земле в античном мифологизированном сознании – только проекция судьбоносных действий властителей неба, тверди и водной стихии. Мифические боги покровительствовали земледелию, скотоводству, торговле, мореплаванию – основным и вполне реальным видам деятельности, с которыми были связаны. Бессмертие богов противопоставлялось бренности жизни простых смертных. Легенды описывают отдельный эпизод исторического прошлого этнической группы или народности, в то время как в мифах изображаются практически все стороны жизни. Боги, населяющие мифические вершины, глубины океанов и подземный мир, бессмертны. Герои легенд наделены невероятной силой, умом, способностями, но не могут жить вечно. Они совершают подвиги с помощью богов и умирают, как обычные люди. Таким образом, мифы и легенды отличаются по следующим признакам: 1. Миф относится к эпическим жанрам устного народного творчества; характеризуется широким обобщением символических образов, отражающих определенный уровень коллективного сознания. 2. Легенда – один из жанров народного эпоса, в основе которого лежат реальные исторические события. 3. В мифах повествуется о жизни бессмертных богов. Персонажи легенды – смертные герои, которым покровительствуют высшие силы. 4. В мифах охват событий значительно шире, чем в легендах. 5. Один из основных приемов построения сюжета в легенде – гипербола. В мифах фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность.
Из всего вышесказанного мы можем вычленить признаки легенд: 1. Небольшой объем. 2. Повествуют о подвигах, явлениях природы, исторических событиях, происхождении человека и окружающего мира. 3. Преобладает вымысел, но на реальной основе. 4. Сюжет развивается последовательно, как в жизненной ситуации. 5. Существуют и в устной, и в письменной форме. 6. Содержат философскую идею. 7. Главную роль занимает человек, необычный, вымышленный, иногда наделённый сверхсилой. 8. Метафоричность, символичность, гиперболизация.. 1.2. Классификация легенд. В ходе исследования данной темы, мы встретили несколько классификаций легенд. Так, Литературоведческий словарь предлагает разделить все легенды на светские (социальные) - короткие и, на первый взгляд, правдоподобные истории, опирающиеся на современную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы современного общества, и религиозные. Изучая материал по данной теме, мы нашли следующую классификацию легенд по тематическим группам: Легенды о животных, где рассказывается не только о происхождении животных, птиц и рыб, но и объясняется происхождение их особенностей: Почему у зайца передние ноги коротки? Почему собака и кошка всегда ссорятся? Легенды о Боге, Христе, святых, их хождение по земле, по аду и раю, об их помощи людям, прежде всего труженикам и бедным. Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рассказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознаграждён
Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далёкой счастливой стране, о царе который избавит народ от страданий. Легенды с семейными мотивами, в которых повествование строится на отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями.
Глава II

1.1.

Классификация легенд Красноярского края.
Легенды Сибири, Красноярского края связаны, прежде всего, с удивительной природой здешних мест. Причудливые скалы, в которых видятся живые существа со своим характером и настроением, замечательный богатырь Енисей, сопки, в которых скрыты тайные озера. Практически все легенды связаны именно с природой края. Изучая найденные в интернете легенды о нашем крае, мы сгруппировали их по тематическим блокам: 1. Легенды о реках и водоемах. 2. Легенды о народах. 3. Легенды о природных явлениях. 4. Легенды о животных и рыбах. 5. Легенды о деревьях. 6. Легенды о природном рельефе. 7. Легенды о Енисее. Так, к легендам о реках и водоемах мы отнесли: «Легенда о Чаше любви», «Легенда о Базаихе», «Легенда о реке Абакан». Легенды, повествующие о народах нашего края: «Живые лыжи куренгов», «Осиновские щёки», «Дружба», «Как буряты с тунгусами породнились». К легендам о природных явлениях можно отнести: «О рождении Таймыра», «Ополярном сиянии», «Как ночь сменяет день». Легенды о животных и рыбах посвящены бурундуку, медведю, горностаю, щуке и налиму.
Небольшие легенды о деревьях тоже составляют отдельную группу, они повествуют о кедре, сосне, березе, лиственнице. В группу о природном рельефе вошли легенды, которые рассказывают о происхождении гор, скал, сопок нашего края: «Спящий Саян», «Бронзовая чаша», «Черная сопка», «Подземная гора», «О Ергаках» и «О происхождении Столбов». И в отдельную группу мы объединили легенды о Енисее: «Большая река», «Енисей и шаман», «Об Ангаре и Енисее». Таким образом, можно сказать, что изучать легенды – это не только познавательно, но и интересно. Расширяется не только кругозор детей, но и словарный запас, географические и исторические сведения о своей малой Родине, прививается чувство патриотизма.