"Тестовые задания по элементарной теории музыки"

Автор: Куприенко Людмила Ильинична
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ОГОБУ СПО "Димитровградское музыкальное училище (техникум)"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тестовые задания по элементарной теории музыки"
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Л.И. КУПРИЕНКО

«ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ»

Пояснительная записка
Комплект составлен согласно требованиям ФГОС по специальностям Инструментальное исполнительство и Хоровое дирижирование. В комплекте охвачены основные пройденные темы учебного материала дисциплины «Элементарная теория музыки» в первом семестре, позволяющие выявить знания студентов по этим темам. В данных тестовых заданиях использован репродуктивный метод. Варианты тестов имеют по 18 вопросов. Из них № 1-6 относятся к 1 уровню сложности, № 7-17 – ко 2 уровню сложности и № 18 к третьему уровню сложности. В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений:
Показатели оценки результата

Формы и методы контроля

и оценки

Должен уметь:
1. анализировать нотный текст с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, 2. анализировать музыкальную ткань с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций); 3. гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии); 4. фактурного изложения материала (типы фактур); 5. типов изложения музыкального материала; 6. использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.
Должен знать:
- понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы; типы фактур; - типы изложения музыкального материала . Тестовые теоретические задания Количество элементов, выносимых на контроль – 20 Количество тестовых заданий по дисциплине – 72 Время выполнения – 45 минут 1

Перечень учебных элементов, выносимых на контроль

по дисциплине Элементарная теория музыки
№ Наименование разделов, тем Наименование учебных элементов Проверяемые знания и умения знания умения 1.
Свойства

музыкального

звука
1.1. Высота музыкального звука Свойство музыкального звука - высота Объяснить от чего зависит свойство музыкального звука - высота 1.2. Громкость музыкального звука Свойство музыкального звука - громкость Объяснить от чего зависит свойство музыкального звука - громкость 1.3. Тембр музыкального звука Свойство музыкального звука - тембр Объяснить от чего зависит свойство музыкального звука - тембр 1.4. Длительность музыкального звука Свойство музыкального звука - длительность Объяснить от чего зависит свойство музыкального звука - длительность 2.
Нотное письмо
2.1. Знаки альтерации Разновидности знаков альтерации Объяснить значение знаков альтерации 2.2. Ключи Разновидностей ключей Объяснить значение ключей нотного стана 2.3. Нота Правописание нот Объяснить значение нот и их длительностей 3.
Музыкальный

метр, размер
3.1. Простые размеры Разновидности простых размеров Объяснить разницу простых размеров 3.2. Сложные размеры Разновидности сложных размеров Объяснить разницу сложных размеров 4.
Интервалы вне

лада
4.1. Простые или диатонические интервалы Название и строение простых интервалов Объяснить величину каждого интервала, его строение 4.2. Обращения интервалов Правила обращения интервалов Объяснить процесс обращения интервалов 5.
Аккорды вне лада
5.1. Трезвучия с обращениями. Строение трезвучий и их обращений Объяснить строение трезвучий и их обращений. 5.2. Септаккорды Строение септаккордов Объяснить строение септаккордов 6.
Виды мажора и

минора
6.1. Натуральный вид Строение гамм Объяснить и строить натуральный вид минора 6.2. Гармонический вид Строение гамм Объяснить и строить гармонический вид минора 6.3. Мелодический Строение гамм Объяснить и 2
вид строить мелодический вид минора 7.
Тональности
7.1. Мажорные тональности Перечень и количество ключевых знаков в мажорных тональностях Назвать, написать нотный состав и количество ключевых знаков в мажорных тональностях 7.2. Минорные тональности Перечень и количество ключевых знаков в минорных тональностях Назвать, написать нотный состав и количество ключевых знаков в минорных тональностях 8.
Интервалы в ладу
8.1. Диатонические интервалы Построение простых интервалов в диатонических ладах Строить простые интервалы в диатонических ладах 8.2. Характерные интервалы Построение характерных интервалов в гармонических ладах Строить характерные интервалы в гармонических ладах Инструкция по выполнению теста Тестируемый, при выполнении теста знакомится с содержанием заданий и выполняет все установки к их выполнению.
Тест по элементарной теории музыки
3
1 вариант Задание 1. Выберите ответ «да» или «нет» и обведите его. Вопрос Ответ 1. Ступени натурального мажора и минора образуют диатонические интервалы? да нет Задание 2. Выберите ответ «да» или «нет» и обведите его. Вопрос Ответ 1. Частичные тоны - это низкие тоны? да нет Задание 3. Заполните пропуски в текстах следующих предложений. Простые размеры бывают 2-х дольными и …………….. Задание 4. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Интервалы, свойственные только гармоническим видам мажора и минора, называются … А – хроматическими В – характерными С – диатоническими Задание 5. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. - Знак бемоль означает … А – повышение на полутон В – понижение на полутон С – понижение на тон Задание 6. Обведите буквы, соответствующие вариантам правильных ответов. Текст задания Варианты ответов Какие тональности имеют по пять ключевых знаков? А. Es-dur Б. b-moll В. dis-moll Г. H-dur 4
Д. Des-dur Е. gis-moll Ж. Fis-dur Задание 7. Буквами отметьте цифры соответствующие данным интервалам. Даны интервалы: Даны их цифровые обращения: 1. Секунда 2. Терция 3. Септима 4. Октава А. 2 В. 5 С. 8 D. 7 Е. 4 F. 3 Ответ: 1 – ……..; 2 – ……… ; 3 – ………; 4 – ………… . Задание 8. Заполните пропуски в предложении задания. Количество тонов в больших простых интервалах равно, в: б.6 - ……… ; б. 2 - ……….. ; б. 7- ……… ; б. 3- ………… Задание 9. Заполните пропуск в предложении задания. В гармоническом миноре повышается ………… ступень. Задание 10. Заполните пропуск в предложении задания. Наименьшее расстояние между двумя звуками называется ………………….. . Задание 11. Заполните пропуск в предложении задания. Знаки альтерации, выставляемые при нотах, называются …………………….. . Задание 12. Написать правильный ответ. Как называются секунды, величина которых равна 1 тону? ……………………… Задание 13. Написать правильный ответ. 5
Как называются кварты, величина которых равна 3 тонам? ………………………………………………………………. Задание 14. Написать правильный ответ. Как называются септимы, величина которых равна 5 тонам? ……………………………………………………………………………………………. Задание 15. Заполните пропуски в задании. Обращение интервала образуется при перенесении …………………. интервала на ………………… вверх. Задание 16. Заполните пропуски в задании. Правило разрешения неустойчивых интервалов заключается в переходе ………………….……….. ступеней в ……………………………. Задание 17. Отметить букву, которой соответствует правильный ответ. Какие терции строятся в натуральном мажоре на I, IV, V ступенях? А В С D Малые большие увеличенные уменьшённые Задание 18. Решите задачу. Дано: VI-я ступень тональности g-moll одновременно является IV –ой ступенью мажора, VII-я ступень которого совпадает с VI-ой ступенью гармонического вида мажора. Задание: определить конечную тональность. 6

Тест по элементарной теории музыки
2 вариант Задание 1. Выберите ответ «да» или «нет» и обведите его. В натуральном мажоре и натуральном миноре образуются диатоничесие интервалы? да нет Задание 2. Заполните пропуски в тексте предложения. Звуки бывают музыкальными и ………………………………….… . Задание 3. Заполните пропуски в тексте предложения. Размер 5/4 состоит из ………… простых размеров. Задание 4. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Гармонический мажор отличается от натурального мажора … А – повышением VI ступени В – понижением VI ступени С – повышением VII ступени Задание 5. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Знак бекар означает … А – повышение на полутон В – понижение на полутон С – отказ повышения или понижения на полутон Задание 6. Обведите буквы, соответствующие правильным ответам. На каких ступенях натурального мажора строятся тритоны? 1. Ув.4 А. IV 2. Ум.5 В. V С. VI D. VII 7
Задание 7. Буквами отметьте соответствующие обращения данным интервалам. Даны интервалы: Даны обращения: 1. Большие секунды 2. Малые терции 3. Чистые кварты 4. Большие сексты А. Чистые квинты В. Малые септимы С. Увеличенные кварты D. Малые секунды Е. Большие сексты F. Малые терции Ответ: 1 – ……..; 2 – ……… ; 3 – ………; 4 – ………… . Задание 8. Заполните пропуск в предложении задания. Количество пар энгармонически равных тональностей до семи знаков в ключе равно ……… . Задание 9. Заполните пропуск в предложении задания. На пятой ступени мажора и гармонического минора строится …………………………………………….….. септаккорд. Задание 10. Заполните пропуск в предложении задания. Расстояние между звуками, образованное двумя полутонами, называется …………………… . Задание 11. Заполните пропуск в предложении задания. Перерыв в звучании музыки называется …………………… . Задание 12. Написать правильный ответ. 8
С какой целью используются знаки альтерации? …………………………………………..……………………………………… ..…………………………………………………………………………………………… ……………………………………………..…. Задание 13. Написать правильный ответ. Как называются терции, величина которых равна 1,5 тона? …………………….. . Задание 14. Написать правильный ответ. Как называются квинты, величина которых равна 3 тонам? ………………………. Задание 15. Написать правильный ответ. Как называются септимы, величина которых равна 5,5 тонам? …………………….. Задание 16. Написать правильный ответ. Сумма ступеневой величины взаимообращаемых интервалов равна ………….... . Задание 17. Написать правильный ответ. Количество характерных интервалов равно …………………. . Задание 18. Решите задачу. Дано: IV- ступень As-dur’a одновременно является VI-ступенью гармонического мажора, чья параллельная тональность своей II-ступенью совпадает с III-ей ступенью натурального минора, в котором VII-я ступень является IV-ой ступенью мажорной диезной тональности. Задание: Определить эту тональность. 9

Тест по элементарной теории музыки
3 вариант Задание 1. Выберите ответ «да» или «нет» и обведите его. В натуральном мажоре и гармоническом мажоре образуются разные интервалы? да нет Задание 2. Заполните пропуски в тексте предложения. Расположение звуков лада в порядке высоты от тоники до тоники называется ……………. Задание 3. Заполните пропуски в тексте предложения. Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется ………………….……………… Задание 4. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Гармонический минор отличается от натурального минора … А – повышением VII ступени В – понижением VII ступени С – понижением VI ступени Задание 5. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Интервал это – А – расстояние между двумя звуками В – сочетание двух звуков или нот С – расстояние между двумя нотами Задание 6. Отметьте соответствующими буквами тональности натурального мажора в которых встречаются данные терции? 10
Даны терции: Даны тональности: 1. Ре-фа 2. Ре-фа диез 3. Ре бемоль-фа 4. Фа диез-ля диез А. До бемоль мажор В. До мажор С. Ля бемоль мажор D. Ми мажор Е. Соль мажор F. Си мажор Ответ: …..…; ……… ; ……….. ; …………… ; Задание 7. Выберите буквы, соответствующие вариантам правильных ответов. Текст задания Варианты ответов С помощью каких интервалов можно построить Б.64? А. ч.5 Б. б.6 В. м.3 Г. ч.4 Д. б. 3 Е. м.6 Ответ: …………….; ……………….. ; …………….. ; Задание 8. Заполните пропуск в предложении задания. В размере 4/4 количество слабых долей равно ……. . Задание 9. Заполните пропуски в предложении задания. Перечислить названия интервалов в сторону их увеличения в пределах октавы: прима, секунда, ………….…., кварта ……….………, секста ………….. октава. Задание 10. Заполните пропуск в предложении задания. Знак, определяющий высоту расположения нот на нотном стане, называется 11
……….. ………. . Задание 11. Написать правильный ответ. Где в нотном тексте используются случайные знаки альтерации? …………………………………………………………………………………………… Задание 12. Написать правильный ответ. Как называются терции, величина которых равна 2 тонам? ………….……………………….. . Задание 13. Написать правильный ответ. Как называются сексты, величина которых равна 4 тонам? ………………………… . Задание 14. Написать правильный ответ. Как называются октавы, величина которых равна 6 тонам? …………………………. Задание 15. Написать правильный ответ. Какие интервалы относятся к консонансам? …………………………………….. ……………………………………………………………………………………. . Задание 16. Обвести букву, которой соответствует правильный ответ. Сколько малых секунд в натуральном мажоре? А В С D 1 2 3 4 Задание 17. Отметить букву, которой соответствует правильный ответ. 12
Какие терции строятся в натуральном миноре на III, VI, VII ступенях? А В С D Малые большие увеличенные уменьшённые Задание 18. Решите задачу. Дано: Нота «ре» является вершиной большой сексты (б.6.). Её основание совпадает с вершиной малой септимы (м.7.) основание которой одновременно является основанием увеличенной кварты (ув.4.). Задание: определить вершину этого тритона.
Тест по элементарной теории музыки
4 вариант Задание 1. Выберите ответ «да» или «нет» и обведите его. Вопрос Ответ Зависит ли строение гаммы от порядка чередования тонов и полутонов? да нет Задание 2. Заполните пропуск в тексте предложения. Знак, обозначающий музыкальный звук это ……..…… Задание 3. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Ступени натурального мажора и минора образуют? А - диатонические интервалы В - хроматические интервалы С - консонирующие интервалы Задание 4. Обведите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Знак диез означает: А – повышение на полутон 13
В – понижение на полутон С – повышение на тон Задание 5. Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа. Тональность это … А – наклонение лада В – высота звучания лада С – строение лада Задание 6. Отметьте соответствующими буквами, термины, определяющие интервалы, данные в цифровом обозначении. Интервалы в цифровом обозначении: Термины данных интервалов: 1. 6 2. 7 3. 3 4. 2 А. Квинта В. Секунда С. Терция D. Секста Е. Септима F. Октава Ответ: 1 – ……...; 2 – ……… ; 3 – ………; 4 – ………… . . Задание 7. Заполните пропуски в тексте предложения. Тональности с двумя знаками в ключе это … ……. dur, …...... dur, …….. moll, ……… moll Задание 8. Заполните пропуск в тексте задания. В гармоническом мажоре VI ступень …….. . Задание 9. Заполните пропуски в тексте задания. Одновременное или ……………………. сочетание двух звуков называется ………………….. . Задание 10. Заполните пропуск в тексте задания. 14
Знаки альтерации, выставляемые при ключе, называются …………………….. . Задание 11. Написать правильный ответ. Как называются секунды, величина которых равна 0,5 тона? ……………………… . Задание 12. Написать правильный ответ. Как называются кварты, величина которых равна 2,5 тона? ……………………….. . Задание 13. Написать правильный ответ. Как называются сексты, величина которых равна 4,5 тонам? ………………………. . Задание 14. Написать правильный ответ. Как называются интервалы, имеющие одинаковое количество тонов, но разное обозначение? ……………………………………………………………………………………….. Задание 15. Написать правильный ответ. Какие простые интервалы относятся к диссонансам? ………………… ………………… …. …………………………………………………….… ……………………………………………………………………………..…………. Задание 16. Отметить букву, которой соответствует правильный ответ. Сколько больших секунд в натуральном мажоре? А В С D 1 2 4 5 Задание 17. Написать правильный ответ. Как называются септимы, величина которых равна 5,5 тонам? ……………………. . 15
Задание 18. Решите задачу. Дано: если от VII-ой ступени натурального мажора вниз построить подряд две кварты, а от полученного основания вверх построить три сексты, а от полученной вершины два тритона вниз, то окажемся на одной из ступеней исходного лада. Задание: определить эту ступени.
Эталон выполнения тестов.
Источник правильных ответов – В. Вахромеев «Элементарная теория музыки». Издательство «Музыка» М. 1975 1 вариант: 1. да стр. 121, § 40, абзац 2; 2. нет стр. 9, § 3, пример 1; 3. 3-х дольными стр. 42, § 18, абзац 3; 4. В стр. 123, § 41, абзац 1; 5. В стр. 11, § 5, абзац 7; 6. БГДЕ стр. 108-109, § 38, примеры 183-184; 7. AFDC стр. 76, § 28, абзац 5; 8. 4,05 тона; 1 тон; 5,05 тона; 2 тона. стр. 77, § 28, абзац 4; 9. 7 стр. 104, § 38, абзац 3; 10. полутоном стр. 11, § 5, абзац 4; 11. случайными стр. 22, § 11, абзац 2; 12. большие стр. 77, § 28, абзац 4; 13. увеличенные стр. 77, § 28, абзац 4; 14. малые стр. 77, § 28, абзац 4; 15. основание\октаву стр. 80, § 30, абзац 1; 16. неустойчивых\устойчивые стр. 127, § 42, абзац 1; 17. В стр. 121, § 40, абзац 9; 18. Cis-dur стр. 90-110, глава 5 §§ 33-38; 16
2 вариант; 1. да стр. 121, § 40, абзац 2; 2. шумовыми стр. 7, § 2, абзац 1; 3. двух стр. 50, § 20, пример а); 4. В стр. 100, § 36, абзац 1; 5. С стр. 21, § 11, абзац 1; 6. 1-А; 2-D. стр. 77, § 28, абзац 4; 7. BEАF стр. 81, § 30, пример 128; 8. 6 стр. 99, § 35, пример 162; стр. 110, § 38, пример 185; 9. доминантовый стр. 145, § 46, абзац 2; 10. целым тоном стр. 11, § 5, абзац 4; 11. пауза стр. 23, § 13, абзац 1; 12. для повышения и понижения ступеней и их (повышения и понижения) отмены стр. 11, § 5, абзац 6,7; 13. малые стр. 77, § 28, абзац 4; 14. уменьшённые стр. 77, § 28, абзац 4; 15. большие стр. 77, § 28, абзац 4; 16. 9 стр. 81, § 30, абзац 1; 17. четырём стр. 123, § 41, абзац 1; 18.Fis-dur стр. 90-110, глава 5 §§ 33-38; 3 вариант; 1. да стр. 121, § 40 , абзац 2; стр. 123, § 41, абзац 1; 2. гаммой стр. 92, § 34, абзац 4; 3. метром стр. 40, § 17, абзац 4; 4. А стр. 104, § 38, абзац 3; 5. B стр. 75, § 27, абзац 1; 6. 1-B; 2-Е; 3-С; 4-F. стр. 122, § 40, таблица; 7. Б; Г; Д. стр. 140, § 43, абзац 1; 8. 2; стр. 45,46, § 19; 17
9. терция, квинта, секста. стр. 78, § 26, абзац 5; 10. ключ стр. 20, § 10, абзац 1; 11. перед нотой стр. 22, § 11, абзац 2; 12. большие стр. 77, § 28, абзац 4; 13. малые стр. 77, § 28, абзац 4; 14. чистые стр. 77, § 28, абзац 4; 15. примы, терции, кварты, квинты, сексты, октавы стр. 83, § 32, абзац 4; 16. В стр. 122, § 40, таблица; 17. В стр. 121, § 40, пункт 3; стр. 122, § 40, таблица; 18. cis стр. 76-80, §§ 28-29; 4 вариант; 1. да стр. 92, § 34, абзац 5; стр. 108, § 37, абзац 2; 2. нота стр. 18, § 9, абзац 1; 3. A стр. 121, § 40, абзац 2; 4. А стр. 11, § 5, абзац 8; 5. B стр. 94, § 35, абзац 2; 6. DECB стр. 76, § 28, абзац 5; 7. DBhg стр. 97, § 35, пример 156; стр. 98, § 35, пример 160; 8. понижается стр. 100, § 36, абзац 1; 9. последовательное\интервалом стр. 75, § 27, абзац 1; 10. ключевыми стр. 22, § 11, абзац 2; 11. малые стр. 77, § 28, абзац 4; 12. чистые стр. 77, § 28, абзац 4; 13. большие стр. 77, § 28, абзац 4; 14. энгармонически равными стр. 80, § 29, абзац 2; 15. малые и большие секунды, ув. кварта, ум. квинта, малые и большие септимы. стр. 83, § 32, абзац 5; 16. D стр. 122, § 40, таблица 198 4; 17. большие стр. 77, § 28, абзац 4; 18. II стр. 92, § 34, пример 142; 18
Критерии оценок. Варианты тестов имеют по 18 вопросов. Из них № 1-6 относятся к 1 уровню сложности, № 7-17 – ко 2 уровню сложности и № 18 к третьему уровню сложности. Ответ за каждое правильно выполненное задание 1 уровня равен 2 баллам. Ответ за каждое правильно выполненное задание 2 уровня равен 3 баллам. Ответ за правильно выполненное задание 3 уровня равен 5 баллам. Сумма баллов в каждом варианте теста равна 50 баллам. Оценочная шкала баллов по пятибалльной системе: 5 – соответствует 41-50 баллам; 4 – соответствует 31-40 баллам; 3 – соответствует 25-30 баллам 2 – соответствует 0 – 24 баллам
Методические материалы, используемые для выполнения заданий
1. В. Вахромеев. Элементарная теория музыки Издательство: МУЗГИЗ 1962 год. 2. В. Вахромеев. Элементарная теория музыки Издательство «Музыка» М. 1975 3. И.В. Способин. Элементарная теория музыки Издательство: Государственное музыкальное издательство 1963 год. 4. Красинская Л.Э., Уткин В.Ф. Учебное пособие Издательство: М. Музыка. 2007 год 5. Мясоедов А.Н., Алексеев Б.К. Элементарная теория музыки. Издательство: Музыка. 1986 год. 6. В. Хвостенко. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки Издательство: Музыка 1965 год. 19