"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через ознакомление с достопримечательными местами Бежицкого района города Брянска."

Автор: Сашкова Алла Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №77 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через ознакомление с достопримечательными местами Бежицкого района города Брянска."
Дата публикации: 10.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья

На тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,

через ознакомление с достопримечательными местами Бежицкого района города

Брянска.»
Автор: воспитатель МБДОУ№ 77 «Золотая рыбка» города Брянска Сашкова Алла Николаевна Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, малой Родине, обычаях истории, культуре родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно- экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. . В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов, а также авторов региональных краеведческих программ (Г.Т.Анифанова, Н.В.Бибикова, З.А.Алёшина и др. – Москва) в том, что в социально-нравственном воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее: - ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. - введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностного значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. - формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни
города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребёнка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И.Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъективности. - развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего. - осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. То есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охрана природы и т.п.). - привлечение к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.). познакомиться с жителями Брянщины – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т.п. - осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность. - создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р.М.Чумичёва) - организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Брянщине должны передаваться детям. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину. Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь, необходимы: 1. Изучение методической литературы по теме « Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с достопримечательными местами Бежицкого района» 2. Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды; 3. Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО). Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий; 4. Разработка перспективных планов, конспектов занятий;
5. Профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и музейного педагога. 6. Взаимодействие с родителями.
Успешному проведению занятий способствовали следующие методы развивающего

обучения
:
-
метод акцентирования деталей; - метод вызывания адекватных эмоций; - метод тактильно-чувственный; - метод оживления детских эмоций с помощью литературных произведений; -метод музыкального сопровождения;
Приёмы:
-прием «рассказ-образец личностного отношения педагога» по фрагменту открытки, фотографии узнать памятники, социально-значимые объекты, достопримечательности родного города и рассказать о них. После неоднократного применения рассказа-образца личностного отношения к достопримечательностям родного города, мы заметили, что речь детей значительно обогатилась; - прием точных установок , который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, что это за памятник и где он находится, внимательно посмотри, на фотографию или открытку, и назови памятник, кому он посвящён, расскажи о нём, и покажи на карте его место нахождения». - игровые приемы стимулирующие желание ребёнка рассказать о достопримечательностях Брянска: «Кто расскажет лучше, интереснее?». Обучали детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей; - прием пояснения; - прием сравнения. Вводили в процесс постепенно. Вначале давали для сравнения характерные особенности старого и современного города (как выглядели и одевались люди, как и где работали, во что играли дети, старинные и современные улицы).
Также в своей работе мы используем:
 игровые обучающие ситуации;  сюрпризные моменты;  поисковую деятельность;  модели;  сказочные сюжеты;  авторские пособия для занятий и дидактических игр. Начиная работу по нравственно-патриотическому воспитанию, особое внимание уделяется фрмированию интереса к культурно-историческим памятникам. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у детей представление о том, чем славен родной Бежицкий район. Успех работы во многом зависел от ряда условий:
. использование разнообразных методов и приёмов при ознакомлении с памятными местами Бежицкого района. Это экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки. .
Одной из основных форм ознакомления дошкольников с родным городом является

экскурсия.
Работа состоит из
3 этапов:
1. подготовительный. Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе. 2. работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему. 3. заключительный. Проводится сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему.
Приведу возможные приёмы организации работы с детьми в музее:
- беседа-диалог (проводят педагог или экскурсовод). Важно определить, как поставить (сформулировать) вопрос к детям, чтобы получить содержательный ответ; как продолжить диалог в контексте темы; как подвести итог занятия, стимулируя детей вербально и зрительно объединить свои впечатления и т. п.; - рассматривание экспоната музея. Важно определить, что главное, а что второстепенное для запоминания, на что обращают внимание сами дети. Во время экскурсии дети должны не только рассматривать объекты и отвечать на вопросы экскурсовода, но и сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. - итоговая беседа-игра проводили для закрепления усвоенного детьми материала. Предпочтительна живая беседа или игра «в экскурсовода», «в зрителя», в основе которых наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей об «образе музея». Всё это способствует углублению интереса к общественной жизни, развивает любознательность, умение размышлять. -
Изобразительная и художественно-конструктивная деятельность дошкольников

после посещения музея
. Итоговые занятия, имеющие обычно индивидуальный и коллективный характер проводим на заданную тему по выбору самого ребенка. Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях. Поэтому после беседы детям предлагали нарисовать их любимые места в городе. В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю. Эти занятия (к примеру, занятие «Рисование красками») мы выстраивали следующим образом: - рисование на свободную тему «Что мне понравилось на экскурсии» по памяти; - рисование на заданную тему «Наш Бежицкий район», «Мой любимый город», «Героическое прошлое района». Наиболее интересные палитры и композиции детей мы отбирали для выставок в детском саду. Свои впечатления после экскурсий дети непосредственно отражали в своих работах.
-
Игры-развлечения
. Широко использовались игры и развлечения тематического (по каждому музею или его разделу) или комплексного характера (по одному или всем музеям) с использованием полиграфии (лото, домино, мозаики, разрезные картинки и др.). Это «игры - путешествия», «игры-викторины». В игре-викторине, к примеру «Вспомни и расскажи» , подбирали иллюстративный материал (фото, открытки, календари, репродукции и др.) по различным художественным музеям и историко-краеведческим музеям в смешанном порядке предлагали: 1. вспомнить и отобрать картинки, которые относятся, к примеру, к посещению музея Братьев Ткачевых или школьным музеям. 2. рассказать о музее и отобранных экспонатах. Аналогично проводили игры-викторины по коллекциям конкретного музея и его разделов.
Например,
тема «В музее Братьев Ткачевых» можно проигрывать с детьми по частным направлениям в соответствии с задачами воспитания: «Военная тематика в творчестве».
- Играли дети по своей инициативе

в сюжетно-ролевые игры
«Экскурсия», «концерт», «Вечер песни», где проявляли своё творчество (пели, плясали, состязались в силе, ловкости, выявляли знания). -
Организация художественных выставок.
Тематические занятия по изобразительной деятельности детей до и после посещения школьных историко-краеведческих музеев и экскурсий мы завершали обязательным устройством выставок работ всех без исключения детей. Выставки были свободными и тематическими, организовывали по видам изобразительного искусства и соответственно по видам детских работ (рисование красками или карандашами с аппликацией). Обычно такие выставки имеют смешанный характер по содержанию и экспозиции работ. Итак, после экскурсий в художественные музеи, школьные историко-краеведческие музее и тематических бесед у детей возникали новые ассоциации, связанные с собственным опытом изобразительной деятельности. Содержательная жизнь в группе, обогащение развивающей среды материалами о Брянске и Бежицком районе (дидактические игры, пособия предметы искусства, продукты детского творчества и др.), постоянная занятость детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить своё творчество), обеспечение эмоционального благополучия ребёнка устранили конфликты среди них. Дети стали спокойнее, добрее, отзывчивее. Одним из условий успешного развития ребёнка в детском саду является создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы и пробуждающего эстетические чувства.

В группе была создана оптимальная предметно – пространственная развивающей

среда.
В неё входит:
1.
Для проведения художественных занятий по ознакомлению с произведениями живописи мы выделили небольшое пространство («уголок», «зону») в групповой комнате. Художественно-творческое развитие ребёнка в детском саду обеспечивается в процессе его активной продуктивной деятельности. Эта деятельность требует соответствующего материального оснащения, своего инвентарного ассортимента: - комплекты для рисования «юный художник», палитры, емкости для красок, мелки, подставки для карандашей и кистей, ножницы, клей, салфетки, палочки-стеки; детская спецодежда для декоративных работ (фартуки, нарукавники), губки, тряпочки; наборы красок (акварель, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, кисти для красок (мягкий и жесткий ворс, круглые и плоские), бумага белая и тонированная цветная разных фактур и размеров, картон поделочный, глина керамическая, пластилин детский и пластикаты.
. Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:
полиграфические альбомы «Символы России», «Бежица любимая моя», «Наш город», «Брянск – город труженик»; - тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток; - пособия - репродукции картин известных художников на тему «Великая Отечественная война»; - систематизирована картотека о стихов, пословиц, поговорок о родном городе и России; - подобрана фонотека музыкальных произведений классической и современной музыки.
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к

организации воспитательно-образовательного процесса,
в своей работе мы используем современные
педагогические технологии:

Моделирование
. Использование картинок – моделей - «Часть – целое», предметно- схематическая модель «Композиция рисунка», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний. ♦
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды пейзажей», ♦
ОТСМ – общая теория сильного мышления
. Этому способствуют такие игры, как «Угадай, что это?», «Угадай по описанию» и пр. ♦
Проектная деятельность.
Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (художественный проект «Искусство вокруг нас», «Экология души – братья наши меньшие», «Моя семья»).

.
На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем
выставки детского художественного творчества
: «Родные просторы», «День Победы», «Бежица любимая моя» и другие.
. Разработаны авторские дидактические игры
с использованием современных педагогических технологий: кубы-модули Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А.С.Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
В работе с родителями использовались+следующие формы:
-
информационно-ознакомительные:
родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» консультации: лекции-беседы, фотовыставки: «Бежица любимая моя» «День открытых дверей»; -
информационно-просветительские формы:
 оформление папок – передвижек: «В музей с ребёнком» ; «Как смотреть произведения изобразительного искусства»  оформление информационных листов «Ребёнок рисует мир» , «Ребёнок и прекрасное»  анкетирование; -
нетрадиционные формы:
досуги, экскурсии, праздники, совместное посещение музеев. Главным результатом нашей работы мы считаем, что нам в какой-то мере удаётся определить место родителей в социуме, сделать их сопричастными к нашей работе по воспитанию детей, начать прививать детям гордость за историю, культуру, жизнь родного края. Наши дети умеют быть благодарными зрителями и слушателями.
Единство эстетических чувств и нравственных переживаний закладывает основу для понимания ценности всего, что создано человеком, для формирования позитивного отношения к миру. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах и будем продолжать совершенствоваться в решении данной темы, учитывая право каждого ребёнка на охрану своей индивидуальности и гармоничное развитие.
Этого результата удалось достичь правильно организованной работой

по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- организация предметно - пространственной развивающей среды, ее насыщение дидактическим оборудованием, пособиями; - грамотно составленное перспективное планирование; - занятия по ознакомлению дошкольников с творчеством художников братьев Ткачевых, посвящённых Великой Отечественной войне; - составление конспектов тематических занятий; - подборка материалов по нравственно-патриотическому воспитанию; - успешное привлечение родителей к работе группы по заявленной теме; - тесное сотрудничество с музеями, школой искусств и библиотекой - созданные авторские пособия.