"Тема- микротема"

Автор: Важенникова Евгения Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 54"
Населённый пункт: Свердловская область, город Новоуральск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема- микротема"
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Класс 5

Дата Тип урока:
изучение нового материала
Тема занятия:
Тема - микротема.
Цель урока для учителя:
Дидактическая цель: создать условия для формирования комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в определении микротемы. Личностная цель: воспитывать уважение к русскому языку и культуре речи; исследовательского подхода к изучению словообразовательных особенностей русского языка. Метапредметные цели: развитие исследовательских учебных действий; извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию; анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение работать в группе по решению общих учебных задач. Предметная цель: обеспечить усвоение учащимися понятия «микротема»,создать условия для усвоения умения выделять в тексте микротемы..
Цель урока для учащихся
: узнать как называются важные части текста, научиться находить в тексте микротемы. .
Задачи урока для учителя:
Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов
обучения:  создать условия обеспечивающие воспитание интереса к родному языку  включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками к самостоятельной учебной деятельности; Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов
обучения:  способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме;  создать условия для развития умения различать, выделять, называть, обобщать;  развить умение слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов
обучения:  создать условия для включения учащихся в деятельность по открытию правила, установлению закономерности;  организовать деятельность по первичному проговариванию новых знаний;  способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности.

Основные этапы и

время организации

учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Учебная

ситуация,

которая

приведет к

достижению

запланированны

х результатов

Ценностная

нагрузка этапа

урока

На формирование

или развитие, каких

УУД направлено

учебное действие

Рефлексия

Результат

(продукт) каждого

этапа учебной

деятельности

учащихся
Мотивирование к учебной деятельности (1-2 минуты) Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне Мотивация на урок Целеустремлен ность и настойчивость Мотивация учения, личностный моральный выбор «какое значение, смысл имеет для меня учение» Вхождение учащихся в пространство учебной деятельности Актуализация (6 минут) Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика Работа с визуальным материалом. Вызов к изучению новых знаний. Творчество и созидание Фиксация затруднений Выявлены затруднения в решений поставленной учебной задачи Постановка учебной задачи (3 минуты) Обсуждение затруднения С помощью проблемного диалога и анализа языкового материала определяется место затруднения и уровень знаний относительно предложенной практической работы Целеустремлен ность и настойчивость Прогнозирование Определена суть затруднения; выявлено и зафиксировано во внешней речи затруднение (конкретные знания и умения, которых недостаточно для решения предложенной практической работы) Действие целеполагание (2 минуты) Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению темы и целей учебного занятия С помощью подводящего диалога определяется тема и цель урока Целеустремлен ность и настойчивость формулирование проблемы; формулирование познавательной цели; Определена тема урока, поставка цели учебного занятия
Планирование и организация деятельности по «открытию нового знания» (15 минут) Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения Для работы дан материал для работы с новым понятием. Сверка выводов с материалом учебника Работа с текстом по выделению микротем. Создание инструкции. Творчество и созидание Принятие решения и его реализация; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, моделирование, анализ с целью выявления признаков, синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждения Взаимооценивание Выступление учащихся Физминутка Зарядка для глаз Первичное закрепление (10 минут) Проговаривание новых знаний Создание модели текста. Целеустремлен ность и настойчивость Анализ и обобщение, работать по плану, излагать своё мнение, участвовать в диалоге, принимать позицию другого, создавать устные и письменные тексты. Взаимопроверка выборочно- распределительного диктанта по эталону Выполняют предложенные задания. Делают выводы. Рефлексивно оценочные действия Осознание учащимися своих учебных действий, самооценка результатов своей деятельности и всего класса Работа с картами оценивания. Трудолюбие, ценность знаний, стремление к истине Личностный моральный выбор, сличение способа действия и его результата, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения Произведен анализ конечного уровня знаний по теме урока и качество работы на занятии. Домашнее задание Вариативное Упражнение или составить
связный текст по пословице
Всякому

мила своя

сторона

Ход урока Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Мотивирование к учебной деятельности (1-2 минуты) Сегодня на уроке мы продолжим разговор наш разговор о тексте. Надеюсь, что знания, приобретенные на уроке, помогут вам как в учебной, так и в повседневной жизни. И как обычно мы начнем наш урок с речевой разминки. Для чего она необходима? «Речевая разминка» (дыхательная гимнастика «Посчитаем до 10, меняя громкость», Артикуляционная гимнастика) Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос. Выполняют речевую гимнастику. Актуализация (7 минут) Для того, чтобы нам двигаться вперед в изучении нового материала, необходимо вспомнить то, что было изучено нами на прошлых уроках. Прошу вас сформулировать вопросы для своих одноклассников, касающиеся темы прошлых уроков.(Что такое текст? Какие сильные позиции текста вы знаете? Почему так важен заголовок? и т.д.) Какие ключевые понятия мы повторили? (текст, тема, основная мысль, ключевые слова, вступление, заключение) Одно слово осталось закрытым. Почему? (оно станет темой нашего урока) Учащиеся формулируют вопросы, отвечают на вопросы своих одноклассников. Учитель открывает ключевые понятия на доске Постановка учебной задачи (4 минуты) Итак, попробуем определить, что это будет за слово. Обращение к презентации: На слайде изображены картинки, изображающие части и целое различных предметов. Что вы увидели на картинках? Почему я вам их показываю? Как они связаны с темой нашего урока? Знаете ли вы из каких частей состоит текст? Версии учащихся - На картинках изображены части и целое предметов. -Эти картинки связаны с темой нашего урока. -Любой текст состоит из частей - Вступление, основная часть, заключение, абзацы Действие целеполагание (4 минуты) Попробуйте озаглавить наш урок. Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
Оцените свое участие в этом этапе урока
Предположения учащихся: Текст и его части, Части текста. Узнать, как называются части текста Научиться выделять в тексте эти части.
Учащиеся работают с листами самооценки.
Планирование и организация деятельности по «открытию нового знания» (15 минут) Чтобы достичь этих целей, что нам необходимо сделать? Обратиться к теоретическому материалу. Поработать с текстом.(проанализировать текст) 1. Анализ языкового материала. 2. Первичные выводы. 3. Работа с теоретическим материалом. 4. Коррекция первичных выводов. 5. Практика.
- План работы определен, начинает действовать. - Объявляю мозговой штурм. Работа в группах. Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы достичь первой цели? Обратиться к теоретическому материалу. Где его можно найти? (источники информации) Что вы узнали из текста? (Что эти важные части называются микротемами). Что такое микротема?( Это новая мысль автора, ее новый поворот) Можно ли сейчас по- другому озаглавить на урок? (Тема и микротема) Для чего необходимо знать микротему? (Можно восстановить текст, создать новый)
Проба 1

Перед вами текст, но его части рассыпались. Соберите его,

обоснуйте свой выбор.
Что необходимо сделать, чтобы его собрать? Составьте текст, определив порядок предложений. Обоснуйте свой вывод. Знаменитые игры проводились в Элладе один раз в четыре года. Одно из главных состязаний – пятиборье - начиналось с бега. Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка спортсмены пользовались гирями. Метание копья и диска было третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлета. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. Древние греки были искусными ремесленниками.
Оцените свою работу
Можно ли чем- то еще дополнить эту инструкцию?
Инструкция

1.

Определить тему текста.

2.

Определить из скольких частей состоит.

3.

Выделите в каждой части главную мысль, используя

ключевые слова.
Обращение к учебнику стр.17. Учащиеся читают текст, выделяют ключевые слова. Работа в группах. 1гр.
Составляет текст и

составляет инструкцию «Как найти

микротему
» Остальные группы работают по заданию. Выполнив работу, учащиеся сравнивают ее по ключу. Сравнивают, объясняют свои затруднения. Последняя группа выступает с инструкцией. Учащиеся предлагают свои варианты

4.

Записать микротему в виде предложения.
Физминутка Мы многое узнали по нашей теме, приготовимся выполнить зарядку. Первичное закрепление (10 минут) Ребята, инструкция составлена. Попробуем ее на практике. Перед вами еще один текст. В нем отсутствую абзацы. Определите тему текста, количество частей, назовите микротемы. Создайте модель текста (схема, рисунок и т.д). Защитите свою модель. Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.
Оцените свою работу в листах самооценки
Учащиеся работают с текстовым материалом. Создают модель текста. Выступают с защитой своих работ. Учащиеся 1- ой группы оценивают работы выступающих групп. Рефлексивно оценочные действия Ребята, какую цель мы ставили в начале урока. Все ли этапы по достижению цели мы с вами прошли? Какие затруднения вы испытывали на уроке? Какой продукт на уроке у нас получился? А для чего нужно правильно определять микротемы? Завершите работу с листами самооценки, не забудьте баллы перевести в оценку. - За ярко выраженную активность на уроке, правильность ответов я ставлю оценку «5» следующим учащимся …. Оценивают свою деятельность на уроке, делятся впечатлениями.
Домашнее задание  Те, у кого не возникло затруднений дома пробуют создать текст по пословице
Всякому мила своя сторона, а у кого есть

еще вопросы, работают дома с упражнением 14 стр. 18