"История возникновения города Сызрань"

Автор: Мамыкина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП"Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г.Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань, Самарской области
Наименование материала: конспект
Тема: "История возникновения города Сызрань"
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для старших дошкольников на тему: «История возникновения города Сызрань». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие. Цель: познакомить детей с историей возникновения родного города Сызрань. Задачи  Познавательное развитие. Уточнять и расширять знания детей об истории родного города Сызрань, продолжать формировать знания о том, что построение города началось с крепости. Обогащать знания детей элементарными историческими фактами: указ царя о построении города – крепости, набеги, кочевники.  Речевое развитие. Продолжать расширять представление детей о многообразии окружающего мира. Обогащать речь детей словами: указ, кочевники, бог Солнца – ра, воевода, крепость, купец. Активизировать словарь словами: кремль, Сызрань, река Волга, волжанин, хлеборобы. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Знакомить со способами образования слов: Волга - волжанин, купец – купеческий.  Социально- коммуникативное развитие. Формировать умение оценивать поступки людей. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему. Воспитывать любовь и уважение к родному городу, бережное отношение к своей малой Родине.  Художественно – эстетическое развитие. Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать стихи, легенды, сказание о городе Сызрань. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. Методы и приемы Практические : динамическая пауза «Мой город» Наглядные: презентация «Сызрань, новая и старая»,фотографии, иллюстрации города Сызрань, макет старой крепости Кремля. Словесные : рассказ воспитателя об основании города, чтение стихотворения «Град – краса, чудо – град» автор Оксана Сидоренко, легенда о Сызрани, вопросы к детям. Материал и оборудование: фотографии Сызрани, презентация «Сызрань, новая и старая», подборка художественной литературы; стихотворения «Град – краса, чудо – град» автор Оксана Сидоренко, макет старой крепости Кремля.
Форма организации совместной деятельности. Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности. 1.Познавательно – исследовательская. Рассказ воспитателя обосновании города Сызрань, что означает название города. рассматривание фотографий. Презентации. 2.Коммуникативная. Ответы на вопросы воспитателя о городе Сызрань и его истории. 3.Двигательная. Динамическая пауза»Мой город» 4.Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения«Град – краса, чудо – град» автор Оксана Сидоренко. Рассказывании е легенды о Сызрани. Логика образовательной деятельности. № Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемый результат 1. Введение в ситуацию. Воспитатель совместно с детьми рассматривает слайд презентации – река Волга. Обращаясь к детям рассказывает о городах расположенных на реке Волге, в том числе и Сызрань. Дети рассматривают слайд о реке Волге, слушают рассказ воспитателя. Проявление интереса, расширение представления об окружающем мире. 2. Педагог предлагает вниманию детей легенду о Сызрани. Легенда о Сызрани. А в те времена стародавние, Во времена стародавние, стародревнии. Во времена не нынешние, минувши, В те же времена, как и теперешние. Текла вольно и широко, Русская красавица Волга. Текла она далеко и долго. А на берегах её жили люди добрые, Люди добрые, не злобливые. Но пришла к ним беда черным вороном, Слушаю легенду. Сформировано умение слушать легенду о городе Сызрани, воспитывать чуткость к художественному слову.
Гостем незваным, горем негаданным. Пришел враг поганый, силой немереной, Пришел татарский хан - злой басурман. Но люди добрые, русичи свободные, Не хотят ,ему покорится, да с неволей мириться. Хотят биться с ворогом! Вышел в перед могучий богатырь, Могучий богатырь – добрый молодец. Показал он врагу свою силушку. Но трудно ему одному устоять, Просит он помощи у Волги – матушки. У Волги – матушки, да у Солнца – батюшки. И сказал он такие слова: «Не жалко мне жизни своей, Жалко русской земли. Сделайте меня сильным, словно крепость, Защищал бы я тогда землю крепко!» И превратился богатырь в крепость И назвали её люди Сызран! 3. Воспитатель показывает новый слайд с изображением города Сызрань и продолжает повествование об истории возникновения города и переводов его названия. Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают слайд. Обогащаются знания детей об элементарных исторических фактах. 4. Динамическая пауза. Сызрань город, как высок он(Поднимают руки вверх). Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и Дети имитируют движения согласно тексту. Снятие эмоционального напряжения. Развитие слухового
распахивают окна). Город наш, такой большой( руки в стороны) Он уютный и живой (обнимают себя) Он сверкает и цветет (фонарики) Город улыбается(дарят улыбки) Он нам очень нравится (знак «Класс») восприятия текста. 5. Воспитатель читает стихотворение Оксаны Сидоренко «Град – краса, чудо – град». Там где Волга катит воды, На крутом речном мысу. По приказу воеводы, Возвели мы град красу. И садами – теремами, Украшали, как могли. И съезжались строить город, Люди волжской всей земли. С вдохновеньем и любовью, Каждый вкладывал свой труд. И купец на руку щедрый И простой рабочий люд. Дети слушают стихотворение, рассматривают слайды презентации. Сформировано умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывается чуткость к художественному слову. 6. Выставляется фотография воеводы Г.А Козловского. Воспитатель рассказывает, как по указу Царей Петра Алексеевича , Иоанна Алексеевича был построен город Сызрань. Какие здания и для чего были построены первыми. Дать понятие , что крепость звалась Кремлем и как она охранялась. Из 5 башен , 4 были деревянными. Пятая башня - каменная, главная, воротная. Еще были две чугунные пушки, около рва с водой. Слушаю рассказ воспитателя, рассматриваю макет старинной крепости. Сформированы элементарные понятия о возникновения крепости.
7. Рефлексия Педагог подводит итоги, задает вопросы детям. 1.Что нового и интересного вы сегодня узнали? 2.Кто строил наш город? 3.Как переводится название нашего города? 4.Какое название вам больше всего понравилось? 5.Сколько было башен в древнем Кремле? 6.Как называлась каменная башня и почему? Дети отвечают на вопросы воспитателя. Активизируется и обогащается словарь детей. Совершенствуются умения согласовывать слова в предложении.
Конспект
На экране презентация «Сызрань, новая и старая» (слайд 1-й Волга) -на великой русской реке Волге - десятки замечательных больших и малых городов. Среди них – Сызрань (слайд с видами Сызрани). Её сторожили, утверждают, краше места не найти. Не будем спорить - каждому свой край люб… У городов, как и у людей биографии неповторимы. А история Сызрани начиналась так… (слайд с видами Волги)- Расскажу я вам одну легенду. А в те времена стародавние, Во времена стародавние, стародревнии. Во времена не нынешние, минувши, В те же времена, как и теперешние. Текла вольно и широко, Русская красавица Волга. Текла она далеко и долго. А на берегах её жили люди добрые, Люди добрые, не злобливые. Но пришла к ним беда черным вороном, Гостем незваным, горем негаданным. Пришел враг поганый, силой немереной, Пришел татарский хан - злой басурман. Но люди добрые, русичи свободные, Не хотят ,ему покорится, да с неволей мириться. Хотят биться с ворогом! Вышел в перед могучий богатырь, Могучий богатырь – добрый молодец. Показал он врагу свою силушку. Но трудно ему одному устоять,
Просит он помощи у Волги – матушки. У Волги – матушки, да у Солнца – батюшки. И сказал он такие слова: «Не жалко мне жизни своей, Жалко русской земли. Сделайте меня сильным, словно крепость, Защищал бы я тогда землю крепко!» И превратился богатырь в крепость И назвали её люди Сызран! (Слайд старой крепости Сызрани) -Конечно это красивая, старая легенда, но в каждой легенде есть своя правда. Очень давно, русские люди жили на берегу реки Волги, но кочевники – воины Хана, совершали набеги и грабили русское население. И тогда, чтобы защитить их, цари Петр Алексеевич и Иоанн Алексеевич подписали указ о создании города – крепости. (слайд с изображением Петра I и указ) Имя городу дала река, на которой его начали строить Сызран – Сызрань. Но есть и другие толкования о названии нашего города. Например один из переводов звучит так – туманное место. С древних времен великую реку, которой мы называем Волгой, называли именем бога Солнца «Ра».А крепость расположенную на берегу Волги назвали Сызрань. Что стало означать «Вы от бога Солнца». Японцы переводят название нашего города как, «Утренний цветок». (слайд старой Сызрани) Вот сколько перевод имеет название нашего города.
Динамическая пауза.
Сызрань город, как высок он(Поднимают руки вверх). Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают окна). Город наш, такой большой( руки в стороны) Он уютный и живой (обнимают себя) Он сверкает и цветет (фонарики) Город улыбается(дарят улыбки) Он нам очень нравится (знак «Класс») -Послушайте дети, я вам прочту отрывок из стихотворение Оксаны Сидоренко «Град – краса, чудо – град». Там где Волга катит воды, На крутом речном мысу. По приказу воеводы, Возвели мы град красу. И садами – теремами, Украшали, как могли. И съезжались строить город, Люди волжской всей земли. С вдохновеньем и любовью, Каждый вкладывал свой труд.
И купец на руку щедрый И простой рабочий люд. (слайд фотографии воеводы Г.А Козловского) -Строил город воевода Григорий Афанасьевич Козловский. Город нужен был для обороны правого берега реки Волги. Крепость окружал глубокий ров. С высоким земляным валом. Крепость называлась Кремлем. В стены Кремля были встроены 5 башен. Четыре башни деревянные, пятая башня – главная, воротная, каменная. Воротная она называлась, потому что под её арками был въезд на территорию Кремля. Попасть в Кремль можно было только по деревянному мосту, проложенному через ров. В случаи опасности мост убирался. Ещё около башен стояли две чугунные пушки. Вот так возник наш город! (слайд современной Сызрани) -Ребята мне хотелось бы услышать от вас, что нового и интересного вы сегодня узнали? Кто построил наш город? Как переводиться название нашего города Сызрань? Какое из названий вам больше понравилось? Сколько было башен в древнем Кремле? Как называлась каменная башня и почему? Да за плечами Сызрани славное прошлое. Но я верю, что впереди – не менее славное будущее. И оно зависит от нас, сегодняшних горожан. А сколько ещё тайн хранит в себе история нашего города. Я с удовольствием расскажу в следующий раз!