Конспект занятия для подготовительной группы "Путешествие в страну грамоты"

Автор: Путкарадзе Наталия Яковлевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ дс №20 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект занятия для подготовительной группы "Путешествие в страну грамоты"
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект открытого занятия логопеда ГБДОУ д/с № 20 Выборгского района г. Санкт-Петербург Путкарадзе Наталии Яковлевны. Тема: «Путешествие в страну Грамоты» Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье». Цель: Развитие фонематических процессов, закрепление понятия гласный звук, гласная буква» Задачи: - Развитие фонематических процессов, закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов, - Развитие умения работы с деформированным текстом. - Профилактика дисграфии. - Развитие конструктивного праксиса, -Профилактика оптической дисграфии. -Закрепление навыка чтения - Воспитывать понимание, доброжелательность и дружеские взаимоотношения между детьми. Оборудование: Алфавит, гласные буквы, картинки для составления слов по первой букве, разрезные предложения, картинки-рыбки , ведрышки со звуковой схемой слова, карточки со словами с пропущенными буквами, разрезные буквы (э, ы), письмо с предложениями, картинка со спрятанной буквой Ю, домик со слогами. Ход занятия. Орг. момент Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в страну грамоты. А кто главные жители этой страны? (Буквы и звуки). Давайте вспомним, чем звук отличается от буквы. Звуки произносим, слышим. Буквы мы в тетради пишем. А какие бывают звуки? (гласные и согласные). Смотрите, жители страны нас встречают, что это? Ребенок читает стихотворение: Буквы – значки как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется строй… (Алфавит) Но все ли жители выстроились в ряд? Каких букв не хватает? (гласных) Но без гласных не может получиться ни одного слова! Наверное они заблудились, попали в беду. Нам нужно найти их и вернуть в алфавит на свои места.

Развитие фонематических представлений. Выделение первого звука в слове.
= Посмотрите, у каждого картинки, под каждой картинкой нужно написать букву с которой начинается название картинки. Какие получились слова? А теперь из этих слов составим предложение. БУКВА ПЕРВАЯ ВСЕГДА В АЛФАВИТЕ ЭТО А. Мы с вами нашли букву А, а что это за звук? (гласный) Как узнали? (звук поется). Вернем букву А в алфавит. (Ребенок ставит букву А на свое место в алфавите).
Работа с деформированным текстом.
=А теперь я вам предлагаю разделиться на две команды. Вам нужно из слов собрать предложение. Какая команда справиться быстрее? Какие получились предложения? ИРА И ИННА ИГРАЮТ. ИВАН ИСКАЛ ИЗБУШКУ. Как вы думаете, какую букву возвращаем в алфавит? (И) Почему? ( Все слова в предложениях начинаются с буквы И).
Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза.
=А сейчас я хочу вас пригласить к необычному озеру. В нашем озере плавают рыбки картинки. Сейчас каждый поймает рыбку, назовет картинку и найдет для своей рыбки подходящее ведерко. Как вы думаете, почему на каждом ведерке кружочки красные, синие, зеленые, но везде разные. Что это? (Это звуковые схемы слова. По этим схемам мы будем узнавать в какое ведерко поместить рыбку). УХА, УЗОР, УЛИТКА, СУМКА, УРОЖАЙ. Как вы думаете, чем похожи слова? Есть ли лишнее слово? (Все слова начинаются на звук У, лишнее слово - сумка, т.к. звук У в середине слова, а в других словах звук У в начале слова). Какую букву возвращаем в алфавит? (У)
Развитие фонематического анализа. Игра «Буква потерялась».
=Посмотрите, у меня на карточках написаны слова, но одной буквы не хватает и не понятно какое слово написано. Вам нужно вставить пропущенную букву. Я вам подскажу, во всех словах буква должна быть одинаковая. ГН__М, СЛ__Н, ГР__М, М__СТ, В__ЛК. Какую букву вставили? (О) Какие слова получились? Возвращаем в алфавит букву О.
Развитие конструктивного праксиса. Профилактика оптической дисграфии.
=Посмотрите, что произошло с этими буквами – они рассыпались. Давайте их сложим и посмотрим какие буквы у нас получатся. Дети собирают буквы Э, Ы. Давайте найдем место этим буквам в алфавите. Какие буквы мы вернули в алфавит, назовите. (А,О,И,У,Э,Ы) Что это за буквы? (Это гласные) Но посмотрите, мы еще не все буквы вернули в алфавит, значит продолжаем путешествие. Но сначала давайте отдохнем.

Динамическая пауза. Игра «Запретное движение»

Работа с предложением.
=Посмотрите, нам пришло письмо. Что в нем написано? (Предложения) Давайте вспомним, как пишутся предложения. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Все слова в предложении пишутся раздельно.) Обратите внимание на наше письмо. Давайте исправим ошибки. ёлочку украшают иголочки. Ёжикедетвлеснаёлку. Емеля на дудочке играет Какие буквы чаще встречаются в этих предложениях? (Е и Ё) А что это за буквы? (Эти буквы, состоят из двух звуков. Е – й,э; Ё – й,о) Давайте найдем место этих букв в алфавите.
Профилактика оптической дисграфии.

=
Посмотрите на картинку, что нарисовано? Какая буква спряталась? (Дети составляют предложения. Мы нашли букву Ю) Что это за буква? (Эта буква, состоит из двух звуков Ю – й,у) Возвращаем ее в алфавит. Нам осталось найти еще одну букву и тогда мы сможем вернуться в наш детский сад.
Работа над предложением.
= Посмотрите, какой у меня домик. В нем живут слоги, если они встанут по порядку, то получится предложение, но все слоги перепутались. Давайте мы расставим слоги на свои места. У каждого слога своя цифра. Что получилось? ВСЕМ ИЗВЕСНО БУКВА Я САМАЯ ПОСЛЕДНЯ. Вот и нашлась наша последняя буква Я. Расскажите про нее. (Эта буква, состоит из двух звуков Я – й,а) Все буквы нашлись и встали на свои места. Мы справились с заданием! Что больше всего вам запомнилось? Что понравилось? Все буквы алфавита благодарны вам за помощь и передали вам маленький сюрприз. Вам осенью идти в школу и этот предмет вам обязательно пригодится. Это закладки. Для чего они нужны? Дети получают закладки, прощаются, уходят. Использованная литература: Чистякова О.В. «Обучение грамоте» Изд. Дом «Литера» 2010г Новиковская О.А. «Найди букву» Изд. «Нева» 2004г.