"Край мой родниковый"

Автор: Гулина Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 25"
Населённый пункт: удмуртия, г. Глазов
Наименование материала: проект
Тема: "Край мой родниковый"
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление дошкольного образования Администрации города Глазова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида №25»
Проект

«Край мой родниковый»

приобщение старших дошкольников

к национальной культуре Родного края
Составитель: Н.Н.Гулина Старший воспитатель
Глазов, 2016г.
По целевой установке
: познавательный, исследовательский, творческий
Длительность:
долгосрочный
Участники проекта
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальные руководители, инструктор по ФК, работники библиотеки «Зеленый мир», сотрудники «Краеведческого музея».
Цель проекта
Приобщение дошкольников к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим национальной культуры родного края.
Задачи:
•расширять и углублять знания детей о родном крае, его истории, культуре, достопримечательностях, животном и растительном мире; •учить «видеть культуру» своего народа вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц); •расширять представления об удмуртской литературе (стихи, потешки, сказки, песни); •развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатства родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый край; •воспитывать любовь к Родине, родному краю посредством изучения народных обычаев, народно-прикладного искусства, и художественной литературы; •вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края.

Содержание:
•ознакомление с краеведческим материалом; •ознакомление с устным народным творчеством; •ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов;
Формы представления результатов
 Тематические праздники, выставки, развлечения, конкурсы чтецов, выступления на педагогических советах и родительских собраниях.  Дидактические и организационные материалы (тесты, кроссворды, памятки)  Анкеты для родителей «Знаешь ли ты свой край?», консультация для родителей «Приобщение детей к истокам удмуртской культуры».
Планируемый результат.
1. Расширение представлений детей об удмуртских обычаях, традициях, праздниках и творчестве удмуртского народа. 2. Обогащение представлений детей о доброте и зле. 3. Углубление жизненного опыта. 3.Знакомство с удмуртскими народными играми. 4. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению удмуртской культуры.
Схема реализации проекта
Игровая деятельность •Театрализация удмуртских сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение удмуртских народных игр. •Социально – нравственное воспитание
•Изучение традиций удмуртского народа Речевое развитие •Знакомство с фольклором удмуртского народа (потешки, сказки, пословицы, поговорки) Ознакомление с окружающим • Формирование представлений о том, люди каких национальностей живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются. Художественная литература •Знакомство со стихами о семье, Родине, Удмуртии. Знакомство с удмуртскими поэтами. Чтение удмуртских сказок. Изобразительная деятельность •Изучение удмуртского декоративно-прикладного искусства. •Изучение традиционных удмуртских промыслов, способов и приемов их изготовления. Музыка • Знакомство с удмуртскими праздниками, обычаями. •Знакомство с удмуртскими песнями.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный 1. Совместное планирование деятельности. 2. Подбор методической литературы. 3. Составление планов работы. Практический 1. Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (смотр конкурс уголков краеведения, создание информационного стенда для родителей) . 3. Внедрение в практику работы с детьми серии совместной деятельности педагога и детей «О тебе и твоем народе» 4. Создание папок – передвижек, консультаций для родителей с целью просвещения по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства. 5. Разработка и накопление методических материалов, мероприятий, разработок, рекомендаций по теме проекта. Заключительный (аналитический) 1.Обработка результатов по реализации проекта 2. Создание банка методических материалов, мероприятий, разработок, рекомендаций по теме проекта.
Ожидаемый результат
. -накопление знаний дошкольников о жизни удмуртского народа, -формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за культурное наследие родного края; -применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках; Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Формы работы
Познавательно-исследовательская деятельность Серия совместной деятельности педагога и детей 5-7 лет по приобщению к национальной культуре «О тебе и твоём народе»: • «Гуляй, да присматривай» - сезонные народные приметы о зиме, весне, лете, осени; •«Удмуртская изба» быт, одежда, утварь ;
•Народные праздники, обряды, традиции: «Святки», «Рождество», «Новый год», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Красна горка», «Покров». • «Дело мастера боится» - народные промыслы; •Матрёшка - народная игрушка, как символ России; •«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»- беседа о народах Удмуртии, о взаимовыручке и поддержке; •Национальная культура коренных народов Удмуртии; •«Вот какие мы» - образ жизни, обычаи, традиции Удмуртии; •«На героя и слава бежит» - беседа о русских богатырях; •«Нет милее дружка, чем родная матушка»- беседа о маме; Коммуникативная деятельность •Знакомство с фольклором народов, проживающих на территории Удмуртии (потешки, заклички, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте и гостеприимстве) ; •«Сказка для Лопшо - Педуня» - самостоятельное рассказывание детьми сказок о родном крае; •Заучивание закличек, потешек о солнце, дожде, о явлениях природы, о весне, о растениях, животных, насекомых. •«Небылица в лицах, небывальщина» - придумывание детьми небылиц об Удмуртии •Прощание с «избой» - рассказывание докучных сказок; словесные народные игры: «Путаница». Продуктивная деятельность • Городецкая роспись-«русская прялка» ; • «Крестьянская игрушка» - игрушка – самоделка; • «Народная вышивка» - вышивание тамбурным швом; • «Русская изба»;
• «Золотая хохлома» • «Гжель прекрасна»; • «Русская матрёшка»; «Удмуртские орнаменты» «Дизайнер» (создание современного наряда с использованием удмуртских орнаментов» Игровая деятельность • Народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы) : «Горшки», «Гори, гори ясно», «Верба –вербочка», «Прялица», «Урожайная», «Капуста», «Солнышко идождик», «Хороводная – огородная», «Во поле берёза стояла», «Ручеёк», «Ворота», «Карусель» и т. д. • Игры – состязания: «Богатырская силушка», «Гостеприимная хозяюшка»; • Дидактические игры: «Вершки да корешки», «Что как называется? », «С какого дерева детки? », »Кому, что нужно для работы? »; • Сюжетно – ролевые игры: «К нам на праздник гости пришли», «Фотоохота в лесах Удмуртии», «Наши колядки», «Собираем урожай», «Овощной магазин», «Ателье национальных костюмов», «Путешествие по Удмуртии», «Экскурсия в краеведческий музей г.Глазова», «Национальный театр», «Мы архитекторы», «Салон красоты-«Удмуртская красавица». Музыкально–художественная деятельность Пение: частушек на пасхальной неделе, песенок – попевок «Восенушка – осень»; «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и кувшин», «Проказы старухи зимы» • Фольклорный праздник «Зимние забавы»; • Праздник ко Дню государственности «В гостях у Лопшо-Педуня». • Народные праздники: «Посиделки», «Коляда», «Масленица», «Красна горка» • «Разгуляй» - национальный праздники русской песни и удмуртской песни; • Новогоднее развлечение «Тол -бабай в гостях у дошколят»
Чтение художественной литературы Удмуртские и русские народные сказки. Стихи о Родине. Поэзия и проза народов Удмуртии
Список литературы:
1. Владимирова Р.А., Корепанов К.И., Никулина Т.Е. Примерные планы-конспекты по истории Удмуртии, Ижевск, 1980 г. 2. Владыкин В.Е., Гришкина М.В., Христолюбова Л.С. Даур куара. Ижевск, Удмуртия, 1998 г. 3. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С Этнография удмуртов. Ижевск, Удмуртия, 1997 г. 4. Волкова Л.Д. О наших предках – хлеборобах. Ижевск, Удмуртия, 1996 г. 5. Гришкина М.В. Удмурты. Этюды из истории IX-XIXв.в. Ижевск, Удмуртия, 1994 г. 6. Ефремов А.Д. Край удмуртский – сторона родная. Ижевск, Удмуртия, 1988 7. Иванова Д.А. Истоки удмуртского народа.ижевск, Удмуртия, 1994г. 8. Ишимова Д.А. История России в рассказах для детей. Москва, Цитадельтрейд, 2005г. 9. Куляшов П.Ф., Шкляев А.Г. Край родниковый. Москва, Современник 10. Кулемин И.Г. Героев наших имена. Ижевск. Удмуртия, 1996г. 11. Самсонов С.А. Между Камой и Чепцой. Москва, Советская Россия, 1977 г. 12. Саушина И.К. Удмуртия в играх, загадках и кроссвордах. Ижевск, 2001г. 13. Суханов А.И. История нашего края. Ижевск, Удмуртия, 1981г. 14. Тарунов А.М. Памятники отечества. Полное описание России. Москва, 1995г. 15. Кралина Н.П. Удмуртские народные сказки. Ижевск, Удмуртия, 2003г. 16. Черыгова В.М. Родной земли просторы. Ижевск, УдГУ, 2004г.
17. Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск, Удмуртия, 1990 Андреева Т.С. Удмуртия на веки с Россией. Ижевск, Удмуртия, 2008г.