"Химические свойства кислот" 8 класс

Автор: Межевых Людмила Афанасьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока в соответствии с требованиями новых ФГОС
Тема: "Химические свойства кислот" 8 класс
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Готовимся к введению ФГОС по химии.

УРОК ХИМИИ 8 КЛАСС

Тема урока: «Химические свойства кислот».

Учебник Г.Е. Рудзитис, С.Г. Фельдман, «Химия. 8 класс».

Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Вид урока:
лабораторный
Цели урока:

Образовательные:
способствовать формированию знаний учащихся об общих химических свойствах кислот на основе общности их строения, формирование понятия «реакции нейтрализации».
Развивающие
: развитие представлений у обучающихся о химических свойствах кислот. Создание на уроке условий для развития исследовательской деятельности учащихся при изучении химических свойств кислот.
Деятельностные:
формирование у учащихся умений самостоятельно добывать знания в результате проведённых на уроке исследований химических свойств кислот, применять их в нестандартных ситуациях, умения определения и составления уравнений реакций нейтрализации.
Воспитательные:
создание на уроке условий для саморазвития каждого ученика, формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном труде, выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личности каждого ученика (личностного, социального и познавательного его развития).
Задачи урока:
1). Усвоение учащимися знаний о химических свойствах кислот и мерах безопасности при работе с ними на практике, умений управлять учебной деятельностью, определить причинно- следственные связи между строением и свойствами кислот, составлять и записывать уравнения реакций с их участием. 2). Способствовать развитию практических навыков при работе с химическими реактивами при определении химических свойств кислот, формирование у учащихся умений применять полученные теоретические знания о свойствах кислот на практике, проводить химический эксперимент с участием кислот, соблюдая правила по технике безопасности 3). Продолжить формирование у учащихся общеучебных УУД (приёмы работы с информацией, её систематизация, умения выделять главное, осуществлять постановку проблемы и формулировать пути её решения), коммуникативных УУ
Д
(планирование учебного сотрудничества, умения проведения дискуссии в группе, аргументации свих позиций и умения слушать одноклассников, понимать и принимать их точку зрения), регулятивные (принимать и понимать задачи урока, планировать свою деятельность для решения поставленных на уроке задач). 4). Продолжить формирование личностных умений учащихся (проявлять интерес к изучению химии как естественной науки, осуществлять адекватную и позитивную самооценку деятельности на уроке).

Методы проведения урока:
словестно-исследовательский, наглядно-исследовательский, практически-исследовательский.
Технологии проведения урока:
критического мышления, проектирования деятельности, исследовательская работа, дискуссионная, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная и индивидуальная, групповая.
Оборудование урока:
для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку. для учащихся : растворы соляной и серной кислот, индикаторы (метилоранж, фенолфталеин, лакмус), цинк, медь, оксид меди 2, гидроксид меди 2, гидроксид натрия, карбонат калия, нитрат серебра.
Умения и виды деятельности
: - учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места; - учебно-информационные: использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов её решения; - учебно-логические: определение объектов анализа, оперирование химическими понятиями; - учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения.
Этапы урока и задачи каждого этапа:

1. Организационный момент:
Подготовка учащихся к организованной работе на уроке. (1 минута).
2. Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятии учащимися

учебно-познавательной деятельности:
Установить взаимосвязь строения и свойств кислот. Как влияет наличие атомов водорода на общие свойства кислот.(3 минуты).
3.

Усвоение новых знаний и способов действий

:
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений строения и свойств кислот. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений строения и свойств кислот. (20 минут)
4. Первичная проверка понимания

:
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.(10 минут).
5. Подведение итогов урока :
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работе.(3 минуты).

6. Рефлексия :
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, культуры общения). Усвоения принципов саморегуляции и сотрудничества . (2 минуты).
7.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, проверка

соответствующих записей.
(3 минуты).
ХОД УРОКА:

1. Организационный этап:
Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку и отмечает отсутствующих учеников
,
повторяет правила поведения в кабинете химии. Ученики приветствуют учителя. Готовятся к уроку Показатели реальных результатов: Полная готовность учащихся класса. Быстрое включение в работу. (УУЛ - личностные, регулятивные, коммуникативные).
2. Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися

учебно-познавательной деятельности:
Учитель сообщает учащимся тему урока: «Химические свойства кислот» (СЛАЙД 1) и подводит учеников к определению познавательной цели урока. Ученики самостоятельно формулирую цель урока: «Исследовать теоретически и на практике как влияет наличие в молекулах всех кислот атомов водорода на общность их химических свойств». (СЛАЙД 2). Учитель создает проблемную ситуацию. Ученики выделяют проблему урока, планируют свою работу. (Регулятивные УУД: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы)
3. Усвоение новых знаний и способов действий:
Учитель предлагает ученикам познакомиться с химическими свойствами кислот, для чего они выполняют задания к самостоятельной работе с учебником и экспериментально исследуют общие химические свойства кислот, выполняя задания лабораторных опытов 11-16 стр.113 учебника Г.Е.Рудзитис, С.Г.Фельдман, (исследовательско-поисковая деятельность учащихся с теоретическим материалом), (СЛАЙД 3). Учитель организует работу по первичному закреплению знаний, с проговариванием полученных сведений о химических свойствах кислот во внешней речи, в парах и в группах. Учитель проводит проверку усвоения полученных знаний о свойствах кислот, предлагает им ответить на следующие вопросы (фронтальная беседа по прочитанному материалу):  С помощью каких веществ можно определять среду раствора? Какие индикаторы и как изменяют свою окраску в кислой среде?
 Все ли металлы способны вытеснять атомы водорода из растворов кислот? От чего это зависит? Определите тип этих реакций.  В какие по типу реакции вступают кислоты с оксидами металлов и основаниями? Почему при реакции кислот с основаниями кислоту добавляем по каплям? (Проблемная ситуация). Как называются реакции между кислотой и основанием? Сформулируйте определение понятия «реакции нейтрализации». Составьте схему ориентировочной деятельности по определению этих реакций среди других реакций. При каких условиях кислоты реагируют с солями?  Какие кислоты способны к реакциям самопроизвольного разложения? В ходе беседы с учащимися учитель проводит коррекцию полученных знаний и даёт пояснения о химических свойствах кислот. Учитель предлагает учащимся исследовать химические свойства кислот практически на примере растворов соляной и серной кислот, выполняя лабораторные опыты №11-16 по инструкции учебника на странице 113. (Исследовательско-поисковая деятельность учащихся в группе из 4 человек.) Учащиеся перечисляют правила безопасного обращения с кислотами и щелочами, оказания первой помощи при химических ожогах кислотами. В ходе проведения лабораторной работы учащиеся проводят химический эксперимент, соблюдая правила по технике обращения с веществами, ведут наблюдения и обсуждение результатов опытов, составляют уравнения проведенных реакций и аргументируют их. После проведения опытов они заполняют таблицу в тетради (СЛАЙД 4). Учащиеся обсуждают полученные результаты эксперимента и записывают с аргументацией уравнений проделанных реакций на доске (фронтальная работа). Учитель корректирует знания учащихся в ходе фронтальной работы. В ходе лабораторной работы учитель организует работу учащихся и наблюдает за деятельностью обучающихся. (УУД - познавательные , коммуникативные , регулятивные ). Показатели реальных результатов: Активные действия учащихся при решении практического задания, соблюдение правил обращения с кислотами, щелочами; планирование исследовательской деятельности, умение слушать товарищей, вступать с ними в диалог; учащиеся самостоятельно анализируют результаты опытов, делают логические выводы и обобщения; используя самостоятельно полученные знания. Проговариваются основные выводы о свойствах кислот, составляются схемы уравнений реакций.

4. Первичная проверка понимания:
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и выполняют в тетради задания, представленные на СЛАЙДЕ 5(самостоятельная и фронтальная работа). Учитель контролирует мыслительную деятельность учащихся и проводит анализ их ответов и корректирует допущенные ошибки. Показатели реальных результатов : Усвоение химических свойств кислот и способов написания уравнений реакций с участием кислот. Хорошее качество ответов учащихся. Работа в группах дала возможность всем учащимся проговаривать новый материал, практически проводить реакции с кислотами, участвовать в обсуждении результатов эксперимента, составлении уравнений проделанных реакций, делать выводы и обобщения. Учащиеся самостоятельно составляют схемы уравнений реакций с участием кислот и применяют их на практике , при этом они сотрудничают друг с другом и с учителем, аргументируют свою позицию, сравнивают разные точки зрения, отстаивают свою позицию. ( УУД коммуникативные, регулятивные, познавательные).
5. Подведение итогов урока:
Учитель подводит итоги урока и оценивает работу учащихся на уроке, отвечает на вопросы учащихся, проводит коррекцию полученных на уроке знаний и умений анализирует и оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу. Ученики уточняют полученные на уроке знания, задают учителю вопросы по исследуемой на уроке проблеме. Показатели реальных результатов: Получение учащимися информации о реальных результатах обучения на уроке. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы. Этап включения в систему знаний и повторения.
6. Рефлексия:
Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили учащиеся в начале урока и проанализировать достигли ли они цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 7) и предлагает ученикам закончить предложенные высказывая о своих впечатлениях, полученных в ходе урока. Ученики выполняют на листочках предложенное задание и проводят самооценку своей деятельности на уроке. Сдают листочки с ответами учителю. Показатели реальных результатов
:
Обстановка на уроке доброжелательная, располагает учащихся к рефлексии, учащиеся реально проводят самооценку своей деятельности, её результатов и самоощущений полученных на уроке. (УУД-познавательные , личностны, коммуникативные)
7. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, проверка

соответствующих записей.
Учитель обсуждает с учащимися вопрос о значении домашнего задания для качественного закрепления нового материала. Учащимся предложено выполнить домашнее задание §32 учебника , упражнение 7-8 задача 3; , печатная тетрадь стр.55-58, з.3-4 (СЛАЙД 7).
Учитель информирует учащихся о домашнем задании и инструктирует по его выполнению, проверяет запись домашнего задания в дневниках учащихся. Показатели реальных результатов : Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развитием. Содержание домашнего задания соответствует уровню обученности учащихся.
Презентация к уроку.

Слайд №1

Слайд №2


Слайд №3

Слайд №4


Слайд №5

Слайд №6


Слайд №7

Слайд №8