"Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников"

Автор: Филиппова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Лебедянь
Наименование материала: статья
Тема: "Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников"
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Краеведение как средство формирования

духовно-нравственной культуры младших школьников
Т.С. Филиппова, МБОУ СОШ №3 г. Лебедянь Липецкой области Аннотация: В данной статье раскрывается системная и целенаправленная работа по изучении родного края, которая способствует формированию культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника:
«Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей

гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины»
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа. Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры Сегодня не достаточно вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а необходимо сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, развивать умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации через организацию коллективно-творческой, исследовательской и поисковой работы , формировать личность, способную к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации Поэтому моя задача, как педагога – реализовать системно-деятельностный подход посредством организации краеведческой деятельности, показать все многообразие усвоения культурных ценностей, способствовать формированию исследовательской культуры школьника в учебной, внеучебной, проектной и поисковой деятельности . Считаю, что без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» Введение элементов краеведения в структуру уроков и внеурочных занятий в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Ведь краеведение – всегда «краелюбие». Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.
С чего для ребёнка начинается Родина? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей… Со временем, постепенно понятие «родной дом» расширяется: и это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже – Россия, и, наконец, планета Земля – наш общий дом. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Становится ясно, что без малой родины Россия была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Основная задача при изучении родного края в этот период заключается в формировании у школьников образа своего родного города – интересного и привлекательного. Исходя из этого, в 2012 году возникла идея создания краеведческой программы по внеурочной деятельности «Лебедянь…Лебедянка…Лебяжье…» для начальной школы, цель которой - воспитать стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Реализуя цель программы, старалась придать изучению своего города и края целостный, последовательный и перспективный характер. Особенность ее в том, что она имеет междисциплинарный характер содержания, интегрируя учебную и внеклассную деятельность и проектные исследования, и основана на единстве интеллектуального и эмоционального восприятия среды в сочетании с практической деятельностью. Основное поле краеведческой работы открывается во
внеурочной деятельности
. Моя задача - использовать разнообразные формы работы. Это классные часы, тематические праздники и коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность, экскурсии и походы по родному краю, викторины. 2013 год был юбилейным для нашего города. Ярким мероприятием в классе стала пресс-конференция «Лебедянь.. Лебедия..Россия..». На пресс-конференции участвовали эксперты, работники краеведческих музеев, экскурсоводы, а также журналисты различных изданий. В ходе пресс-конференции ребята не только познакомились с историей своего города, его легендами, но также примерили на себе разные социальные роли. Ценность таких ролевых мероприятий в том, что в процессе подготовки у учащихся формируются информационные, коммуникативные социальные компетенции. Кроме того, ребята принимали участие в творческих заданиях и проектной деятельности. Они готовили поздравительную открытку к юбилею города, принимали участие в конкурсе рисунков на тему «Любимый уголок», создавали коллективный фотоколлаж «Лебедянь…Лебедия…Россия…» и синквейн «Мой город». Также ярко прошла защита творческих проектов «Мой любимы город», «Профессия моих родителей» «Война в истории моей семьи», что носит глубоко личный и ценностно-ориентированный характер. Не менее значимыми для детей стали экскурсии на предприятия города. Посещая Лебедянский хлебзавод, ООО «ЛеМаЗ», физкультурно-оздоровительный комплекс, ООО Рepsiko, ребята не просто знакомились с предприятиями, но и понимали неоценимый вклад родителей в экономическую жизнь города. Исследовательская работа «Тайны Тяпкиной горы» (Чурилина В.) заслужила высокую оценку жюри –
II место
в муниципальной практической конференции «Находим. Исследуем. Применяем.»,
I место
в региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний» г. Липецк и
I место
Фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» ( региональный этап).
На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края . Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование краеведческой культуры младших школьников , а также способствует повышению творческой активности, экологического сознания, а также потребности в познавательной деятельности и активизации учебных знаний учащихся начальной школы. В содержании курса
окружающего мира
достаточное количество краеведческого материала. Говоря о родном края, дети узнают о парке с. Троекурово, расположенного в бывшей усадьбе князей Троекуровых, с аллеей из тополя серебристого, клена остролистного, березы бородавчатой, ясеня обыкновенного, лиственницы сибирской. Узнают об урочище Павелка и низовьях Красивой Мечи, рекой Дон и Красивая Меча. Особенно заинтересованно проходит изучение лекарственных растений с последующим проектом «Зеленая аптека Лебедянской земли и составление маршрута «От школы до дома».
На уроках математики
многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае Например: • Первый российский ипподром был организован в Лебедяни в 1826 году, а Казенный мост через реку Дон в 1910 году. На сколько раньше был построен ипподром? • Город Лебедянь основан в 1613 году. Какой день рождения он отметит в 2053 году?
Русский язык
. Для развития связной речи можно использовать задание «Закончи предложение».(1- 2 класс). Например, Меня зовут … . Я живу в городе ... . Он расположен на берегу … … . В нашем городе много ..., ... и ... . Он очень ... . Мы все любим свой ... . В 3 – классах предлагаю ребятам составить предложения о родном городе самим, написать сочинение «С чего начинается Родина?». На чистописании, при изучении букв и их соединений прошу назвать улицы города и записать их в алфавитном порядке (Ленина, Советская, Шахрая, Свердлова, Интернациональная). Навыки грамотного письма отрабатываю на текстах краеведческого содержания.
На уроках литературного чтения
соприкасаемся с творчеством писателей и поэтов– земляков Е.И. Замятина и Т.Чурилина, а на уроках
музыки
говорим о К.Н.Игумнове.
На технологии
младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению к объектам природы и изделиям из них. А на уроках
изобразительного искусства
ребята выполняют рисунки на темы «Улицы нашего города», «Город, который я люблю», «Эмблема Лебедяни», «Симметрия в архитектуре родного города». Очень часто использую эпиграфы к урокам на тему краеведения. Например, слова Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя Родина может дать тебе, а спроси себя, что ты можешь дать Родине» располагают к последующей беседе. Таким образом, ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет обучающимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания. Я убеждена, только системная и целенаправленная работа по изучению родного края способствует формированию культурных ценностей, а соответственно и духовно-
нравственного человека. С оздавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. Литература: 1. Акимов В. Лебедянь от А до Я. Из блокнота краеведа.- Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2005. 2. Акимов В.В., Надов К.О. Лебедянь. От Сенной до Ярмарочной. Исторический фотопутеводитель по центру Лебедяни 1913 года – Воронеж, 2013 3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010. 2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010 5. ФГОС: / Министерство образования и науки РФ. – М., 2010.