"Изучение исторических документов, источников исторических знаний".

Автор: Порягина Елена Семеновна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГАОУ НСО школа- интернат
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение исторических документов, источников исторических знаний".
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Изучение исторических документов, источников

исторических знаний
.
Значение применения письменных документов в обучении истории
. С помощью документов реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ может сделать рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи. Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать. Оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки. Видят в них след деятельности когда-то живущих людей. Виды исторических документов
. Актовые документы
- это юридические, хозяйственные, политические, программные. Законы: Русская Правда, Судебники, Соборное Уложение,. Грамоты, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи
. Повествовательно- описательные документы
- летописи, хроники, мемуары, письма, описание путешествий. Памятники художественного слова- произведения устного народного творчества мифы, басни, песни, крылатые выражения.
Критерии отбора документов для уроков-
документ должен соответствовать целям и задачам обучения истории; отражать основные. Наиболее типичные факты и события эпохи, быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания; быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным, содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных
событиях, явлениях, процессах , оказывать на них определенное эмоциональное воздействие; обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствованию мыслительной деятельности.
Методика изучения документов
. Обучение работе с документом включает следующие этапы: 1 Учитель предлагает образец разбора документа. 2. Ученики анализируют документ под руководством учителя 3. Работают под руководством учителя и самостоятельно. 4. Самостоятельно изучают документ в классе и дома. Ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста, творческие сочинения. Работа с документом включает в себя : чтение и пересказ документа и составление по нему плана, объяснительное чтение, самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему, сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие, критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завешенные части, лавные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Прежде чем обратиться к документу на уроке необходимо дать его краткую характеристику : когда и кем составлен. В каких целях, что ученики узнают из этого документа. Приступая к ознакомлению с «Русской Правдой» учитель отмечает, что этот свод древнерусских законов включает отдельные нормы закона русского, Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха. Статьи «Русской Правды» направлены на защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан. В ней описано положение зависимых людей указаны права и обязанности свободных людей ( обязательное и наследственное право). Списки «Русской Правды» распространялись в 17-18 веках.
Вопросы к документу: 1. Что такое «Русская Правда»? 2. Какие группы населения названы в этом документе? 3. Кто работал в княжеском хозяйстве?( Ст.70,71,73, 103) 4. Каково положение закупа? Холопа? Смерда?( В противоположностьст.104) 5. Кто управлял княжеским хозяйством?( Ст.18,21,22) 6. Какого рода преступления каются по статьям: 30, 39,60,78,79. 7. Как сопротивлялись закабаляемые смерды?(Ст 78) 8. Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18,21,23. 9. Какой общественный строй показан в «Русской Правде»? Ученики читают документ по частям ,учитель объясняет необычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово7 Как вы понимаете смысл этого выражения? Лишь затем осуществляется повторное чтение и разбор документа по частям. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Они не должны усваиваться как готовые знания, они возникают в сознании школьников в результате логического выведения или построения. Документы позволяют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему , а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение документов с разных позиций, освящающих одно и то же событие. Ученики определяют, чем отличается описание одних и тех же событий. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схема изучения следующая: анализ документа- извлечение из него фактов- их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении. Возможно сочетание
документального описания и карты; правового документа и дневниковых записей; мемуаров; писем и портрета той или иной личности. Ученики придумывают вопросы к документам. Составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. На уроках целесообразно привлекать документы семейной истории , семейные фотографии по таким темам: «Моя семья в 70-е годы», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Трудовые награды в моей семье.
Сравнение точек зрения при работе с документами
1.Опредилите суть спорной проблемы. Перед тем как сравнивать точки зрения вы должны понять предмет разногласий. Этому поможет формулировка проблемы в виде вопроса. 2. Сопоставьте точки зрения, этому поможет составление их перечня. 3. Исследуйте доказательства. 4. Установите различие между фактами и мнениями. При сравнении точек зрения полезно сравнивать факты и пренебречь мнениями.
Как различать факты и мнения пи работе с документами
Одним из способов анализа получаемой информации из документов является способность устанавливать различие между фактами и мнениями. Факты- это достоверные утверждения, которые можно доказать, подтвердить различными способами. Мнения- это утверждения, основанные на личном отношении к фактам, отражающие убеждения, позиции, чувства, отношения их авторов. Люди часто опираются на факты, чтобы подтвердить свое мнение , и хотя мнения могут быть очень убедительными, они не всегда основываются на фактах. Важно научиться их различать, а так же проверять достоверность информации. Научившись этому, учащиеся смогут более критично оценивать информацию, получаемую из документов. Чтобы различать факты и мнения необходимо при работе с документами следовать следующим правилам:
1. Установить достоверность документа. Чтобы установить факты, поставьте некоторые вопросы для уточнения информации. Если информация отвечает на вопросы кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Информация скорее всего содержит факты. Если получаемая информация из документа на ваш взгляд достоверна, постарайтесь подобрать различные доказательства , подтверждающие это. Чем больше будет у вас доказательств, тем сильнее будет уверенность в достоверности информации. Каков источник информации? Исторически документы, свидетельства очевидцев- хорошие источники информации. 2. Установите способ изложения информации в документе. Нередко даже одна фраза может изменить утверждение от факта к мнению. Такие фразы в документе, как «с нашей точки зрения», «по моему мнению», ли «я думаю, что…», ясно показывают, что в данном случае приводится чье- либо мнение. 3. Определите форму изложения информации в документе. Информация, представленная в эмоциональной форме, обычно выражает чье- либо мнение, точку зрения, предупреждение. Старайтесь использовать информацию в документе, представленную в беспристрастной манере.
Технология критического мышления при работе с документами
представляет систему стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией в документе, принимать осмысленные решения. Она позволяет найти ответ на вопрос: как научиться вести диалог с текстом? Фазы этой технологии: вызов, осмысление, рефлексия. В рамках технологии развития критического мышления возможна организация деятельности учащихся по составлению алгоритма на основе исторических документов из хрестоматии. 1. Имя героя вашей истории (правитель, полководец, герой войны) 2. Описание внешности, возраста, черт характера, качеств. 3. Описание места действия (страна, город) 4. Описание проблемы истории.
5. Что явилось причиной проблемы в истории? 6. Что происходит с героем и его окружением ? 7. Что предпринимается для решения проблемы? 8. Каким образом удалось решить проблему? Посредством предложенного алгоритма учащиеся создают на основе исторического документа портрет исторического лица, отбирая важную информацию, систематизируя ее, создавая свой собственный текст о личности в нестандартной форме. Работа с историческими документами способствует овладению учащимися исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучению анализу документов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различных фактов и их интерпретаций. Важно использовать на уроках фрагменты исторических документов, раскрывающих суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Подбор документов на уроки истории таким образом, что учащимся предлагаются не готовые факты и интерпретации, а возможность самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы. При работе с документами на уроке истории формируются умения анализировать, соотносить и сравнивать факты и явления, концепции и точки зрения. Выбирать главное, критически анализировать информацию, давать ее оценку, видеть, понимать и объяснять содержание, причины и следствия, процесс развития того или иного явления. Высказывать и аргументировать свое отношение к изученному вопросу, собирать и обрабатывать данные, получать необходимую информацию.