"Плоская стопа: допустить или исправить"?

Автор: Баринова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Филиппок"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Плоская стопа: допустить или исправить"?
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Плоская стопа: допустить или исправить?
Обеспечение здоровья детей — главная задача общества. Дети и подростки являются основным ресурсом человеческого общественного и экономического развития. Состояние здоровья детского населения России за последние годы приобрело явно негативные тенденции. В Российской Федерации число больных с заболеваниями опорно- двигательного аппарата (ОДА), зарегистрированных учреждениями здравоохранения составило среди детей 0–14 лет 1, 7 млн. человек, что в структуре общей заболеваемости болезни костно-мышечной системы (КМС) у детей занимает 8 место. Актуальность проблемы заболеваемости ОДА определяется не столько ее масштабами, сколько социально-экономическими потерями. Социальными последствиями заболеваемости ОДА для государства являются снижение числа молодёжи призывного возраста, уменьшение численности трудового потенциала страны и связанное с этим недополучение валового внутреннего продукта. Это болезнь серьезная, именно из-за несерьезного отношения к ней. Вот пример, пациент на приеме у врача. Жалобы: боли в спине, быстро устает, ноют икры ног. После осмотра вердикт-плоскостопие. -Всего-то! -радуется больной,- а я-то думал, что-то серьезное. Подумаешь плоскостопие. -Вот у моего знакомого грыжа поясничного диска, дед от радикулита не разгибается, а это... И самое интересное, что если плоскостопие не лечить, все эти перечисленные недуги впереди. А так как все наши болезни родом из детства, и помочь в детстве гораздо проще и выше результат. Стопа человека представляет собой сводчатую конструкцию: кости соединены суставами, которые укреплены связками; подвижность и «прочность» стопе придают мышцы. Стопы детей отличаются от стоп взрослых по своему строению и функции. Стопа ребенка на этапе ее формирования и развития имеет свои
особенности. Так у детей до 5 лет на подошве хорошо развита подкожная жировая клетчатка, заполняющая свод стопы, что может быть ошибочно принято за плоскостопие. Объем движений стопы у детей больше, чем у стопы взрослых. При ослаблении (вялости) мышечно-связочного аппарата голеней, голеностопных суставов, связок развивается деформация стоп у детей. Под плоскостопием понимают деформацию стоп, которая сопровождается уплощением ее сводов. Приблизительно до 7-летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы. Чрезмерная нагрузка на ноги и неудобная обувь постепенно лишают стопу данных ей от природы изящных изгибов или с самого начала мешают их развитию. Современный человек делает в среднем десять тысяч шагов в день. И только сердце выполнят физическую работу больше, чем наша стопа. Добавьте к колоссальной нагрузке специфику работы, тесную и неудобную обувь, излишний вес - и вы получите массу неприятных сюрпризов, одним из которых может стать плоскостопие - нарушение свода стопы. При плоскостопии стопа уплощается и перестает " пружинить" при ходьбе - отсюда боль и чрезмерная утомляемость. Вспомним, что в стопе все части соединяются между собой при помощи связок и мышц. Связки - это своеобразные соединительно-тканные ленты, стягивающие косточки, что и придает стопе характерную сводчатую форму. Многочисленные сосуды и нервы питают эти анатомические образования. Чтобы нормально ходить, необходима подвижность всех составных частей относительно друг друга. Здоровый человек идет легко, плавно перекатываясь с пятки на пальцы, благодаря мышцам, выстилающим подошву и свод. Ослабление какого-либо звена в этом механизме ведет к деформации всей стопы. При нормальном строении стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний несет рессорную, амортизационную функцию, обеспечивая форму стопы, эластичность походки, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений при передвижении.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования. Чтобы предотвратить возникновение плоскостопия у детей дошкольного возраста необходимо подобрать правильную обувь: -всегда кожаный вверх. Желательно и кожаный низ (подошва) -каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине подошвы не менее трети, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода. Никаких "платформ". -широкий носок. -подошва антискользящая, гибкая это значит, что не только папа в силах ее согнуть при покупке, но и малыш при ходьбе. - жесткий высокий задник. - выраженный супинатор - валик с наполнителем из вспененного материала - перфорация, обеспечивающая циркуляцию воздуха.
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе
совместной деятельности педагогического коллектива

образовательных учреждений и родителей
. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, интерактивные беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стендовая информация и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
Плоская стопа, не допустить и исправить!
Литература: 1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Региональные особенности здоровья детей – основа выбора приоритетов педиатрической науки и практики / Научная сессия академий. – М.: Наука, 2007. – С.68-69. 2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России / М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008.- 240с. 3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей (новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях) / руководство для врачей.- М., 2008.- 424с. 4.Голинская М.С., Носова Н.Г., Конторович А.Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // мед.помощь.-2003.- №5.-с.41-45 5. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)