"Инструмент — оркестр. Фортепиано"

Автор: Свириденко Елена Робертовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Школа №21"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Инструмент — оркестр. Фортепиано"
Дата публикации: 12.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по музыке

2 класс, III четверть, урок № 21

(программа Т.И. Науменко, В.В. Алеева)

Свириденко Елены Робертовны

учителя музыки

МБОУ СОШ № 21

города Ростова-на-Дону

Тема урока: Инструмент — оркестр. Фортепиано
Цель урока – развитие творческого мышления в процессе выполнения заданий, способствующих развитию представлений о музыкальном искусстве. Тип и вид урока – урок изучения нового материала комбинированного типа с элементами творческих игр и поисково-исследовательской направленности деятельности учащихся. Задачи образовательные: 1. совершенствование умения определять на слух особенности музыкального произведения 2. изучение основ музыкальной грамоты, понятий «форте» и «пиано». 3. формирование представления о клавишных музыкальных инструментах, о фортепиано, как инструменте — оркестре. 4. знакомство с творчеством М. И. Глинки 5. ознакомление с творчеством Т. Попатенко Задачи развивающие: 1. развитие образной памяти 2. развитие ассоциативности мышления 3. развитие способности творческого комбинирования 4. развитие звуковысотных представлений Задачи воспитательные: 1. воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку 2. воспитание личной заинтересованности через приобщение к элементам музыкального исполнительства. 3. воспитание чувства особенной значимости самореализации Оборудование: компьютер, проектор, пианино, музыкальный центр. Музыкальный материал: М. И. Глинка. Марш Черномора. Из оперы «Руслан и Людмил». Фрагмент (слушание) А. Филиппенко. «Весёлый музыкант» (пение и пластическое интонирование). Компетенции: 1. смысл понятий «форте» и «пиано», 2. названия музыкальных инструментов группы клавишные, 3. сравнивать музыкальные характеристики фортепиано и оркестра, 4. названия изученных произведений и их авторов, 5. музыкально-пластическими движениями передавать особенности исполнения музыки на различных инструментах,
Терминология: 1. клавиша 2. форте 3. пиано 4. клавикорд, клавесин, вёрджинел, челеста, синтезатор, пианино, рояль. Виды деятельности учащихся: 1. выполнение творческих заданий 2. слушание музыки 3. поисково-исследовательская, экспериментальная деятельность 4. практическое исполнительство Методы обучения: 1. словесный 2. наглядно-слуховой 3. создание проблемно-поисковых ситуаций 4. проведение эксперимента. 5. обобщение Структура урока:  организационный момент  объяснение нового материала  закрепление нового материала в процессе выполнения творческих заданий, решения проблемно-поисковых ситуаций, проведения эксперимента.  диагностика  оценивание  объяснение выполнения домашнего творческого задания.

Ход урока.
№ Структура урока Вре- мя Учитель Ученики 1 Организационный момент 2-3 мин. 1. Вход в класс под музыку: «Веселый музыкант» А. Филиппенко 2. Приветствие в форме вокализации: Давайте поприветствуем друг друга музыкой. Вначале послушайте меня, а по моему жесту руки повторяйте за мной: «Добрый день, добрый день! Заниматься нам не лень, Будем песни распевать, В игры разные играть» 3. Представиться: «Меня зовут Елена Робертовна. Сегодня я проведу для вас урок музыки» 4. Дети садитесь 5. Тема урока: Все вместе прочитаем:
На экране Слайд № 1

Тема урока:

«Инструмент — оркестр.

Фортепиано»
Цель нашего урока – выяснить, что представляет собой инструмент фортепиано. «Добрый день, добрый день!» Заниматься нам не лень, Будем песни распевать, В игры разные играть»
2 Объяснение нового материала Создание проблемно- поисковой ситуации Постановка проблемы вокальное музицирование и пластическое интонирование песни «Веселый музыкант» 2 мин 3-4 мин Ребята, а что вы здесь видете?
Слайд № 2

«Симфонический оркестр?»
Посмотрите, какие музыкальные инструменты используются в оркестре? В симфоническом оркестре могут одновременно звучать более 20 музыкальных инструментов. Так неужели фортепиано может быть похожим на оркестр и создавать звучание, которое имитирует различные музыкальные инструменты? Давайте разберемся:
Почему фортепиано называют

инструмент — оркестр?
Попробуйте вообразить себя настоящими музыкантами и научиться играть на музыкальных инструментах. Для этого мы разучим песню А. Филиппенко «Весёлый музыкант» Ознакомление с мелодией, словами песни и игрой на воображаемых инструментах. 1. поет учитель, потом задает вопрос: «Почему же разбежались наши зайки?» 2. учим слова и движения 3. играем и поём Распределение ролей. 1 ряд — играют на скрипке 2 ряд — на балалайке 3 ряд — на барабане Вы обратили внимание, что наши инструменты звучали по-разному? Я смогла на фортепиано изобразить звучание скрипки? Как звучала скрипка? Как мы играли на балалайке? Мне удалось паказать эвучание балалайки? Сравнение: количества музыкальных инструментов в оркестре и одного фортепиано скрипки, виолончели, труба, барабан тромбон, Они услышали барабан Дети по рядам исполняют свои роли. да протяжно, плавно весело, задорно