"Двойная роль букв е,ё,ю,я"

Автор: Шалагина Елена Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" г.Пикалёво им.А.П. Румянцева
Населённый пункт: г. Пикалёво, Бокситогорский район, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка по русскому языку 2 класс
Тема: "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Дата публикации: 12.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс

(система Л.В. Занкова)

Учитель
: Шалагина Елена Леонидовна (МБОУ «СОШ №4» г. Пикалёво им. А.П. Румянцева)
Тема урока
: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Тип урока
: комбинированный с мультимедийной поддержкой.
Цель:
совершенствовать знания о йотированных буквах, обозначающие 2 звука
Планируемые результаты
: 1. Предметные – устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными. 2. Личностные – сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников. 3. Познавательные – активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; активизировать словарь при общении; использование знако – символических средств. 4. Коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению; допускать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. 5. Регулятивные – давать адекватную самооценку; проговаривать вслух последовательность производимых действий; целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что еще неизвестно.
Оборудование:
 Учительский ноутбук  Нетбуки для каждого ученика  Проектор мультимедиа  Экран  Презентация  Учебник
Структура урока
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний (работа в группах) 3. Сообщение темы урока 4. Физминутка 5. Основная часть 6. Физминутка 7. Закрепление (УМК «Кирилл и Мефодий») 8. Рефлексия. Итог.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинается урок. Сегодня, как и всегда, потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках. А о чём пойдёт речь, узнаете позже. Итак, 1 задание. Вспомните своё имя, выделите 1 звук и первым присядет за парту тот, чьё имя начинается с гласного звука, затем у кого с согласного мягкого, потом у кого с согласного твердого. Молодцы! Никто не остался без места. Открыли тетради, записываем дату, классная работа.
2.

Групповая работа.
На доске: л о ф р г и м ы а з е о з - Назвать буквы. - Какое задание можно придумать? - Составьте слово - Что такое фразеологизмы? - Сейчас каждой группе будет дано задание. На карточках записаны фразеологизмы, объясните их значение. 1 группа  Пропускать мимо ушей  Навострить уши  Прожужжать уши 2 группа  Лететь стрелой  Ушки на макушке  Льёт как из ведра 3 группа  Сложа руки  Кот наплакал  Повесить нос 4 группа  Бить баклуши  С глазу на глаз  Как снег на голову Ребята стоят около своих мест. Дети садятся за парты. Дети записывают дату, классная работа. -Разделить на группы; составить слоги; составить слова. -Фразеологизмы. -Устойчивые сочетания слов. Дети делятся на группы. -Не обращать внимания на то, что говорят. -С вниманием и интересом слушать. -Надоесть разговорами об одном и том же. -Бежать очень быстро. -Готов к неожиданному, внимателен. -Сильный дождь, ливень. -Ничего не делая, бездельничая. -Мало. -Огорчиться, загрустить. -Бездельничать. -Наедине, беседовать без свидетелей, без посторонних. -Неожиданно, внезапно.
5 группа  И след простыл  Зарубить на носу  Голова идёт кругом Проверка (по 1 представителю от группы) Итог.
3.

Сообщение темы.
Прочитайте выражение на доске. Что это?

На доске: Проглотить язык - Когда так говорят? Что это означает? (перестать говорить) - Назовите мягкие согласные. Докажите. - Выполните транскрипцию слова «язык». - Что заметили? - Почему? - Какие ещё буквы обозначают 2 звука? - О чём будем говорить на уроке? (Буквы е, ё, ю, я) – 1 слайд - Для чего нужны буквы е, ё, ю, я? - Как по–другому называют эти буквы? Почему? - Какие звуки обозначают я (2 слайд), ё (3 слайд), ю (4 слайд), е (5 слайд)? -Удрал, сбежал, скрылся. -Запомнить навсегда. -Много дел, забот. Каждый представитель группы дает объяснение фразеологизмам. Остальные слушают и исправляют, если с чем– то не согласны. - Фразеологизм -Так говорят, когда человек молчит. Означает – перестать говорить. [т’], так как после стоит и. [т’], так как после стоит ь. На доске: [й’азык] - Звуков больше, чем букв, так как «я» стоит в начале слова и обозначает 2 звука. - Буквы е,ё,ю,я. - О буквах е,ё, ю,я. - Они показатели мягкости согласных. - Хитрые буквы, могут обозначать 2 звука. «Я» обозначает 2 звука [й’а]; «ё» - [й’о]; «ю» - [й’у]; «е» - [й’э].

Физкультминутка

4
.
Основная часть.


Сейчас отправляемся в путешествие на остров Звуков. Чтобы путешествовать, нужен транспорт. Посмотрите на названия и выберите подходящий к теме нашего урока транспорт (6 слайд). Катер, яхта, поезд (исключите из списка)(7 слайд) В бортовых журналах (тетрадях) запишите слово «яхта» и выполните транскрипцию. Чтобы путешествие проходило весело, давайте выполним задание. На доске: Мяч няня солянка Мял баян обезьяна Яма поля поляна Найти лишнее слово и доказать (8, 9, 10 слайды) Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мышц туловища; для мобилизации внимания; для глаз. - Поезд – это наземный транспорт. - Катер – «е» обозначает 1 звук. - Яхта – «я» в начале слова и обозначает 2 звука. Дети в тетрадях выполняют транскрипцию слова «яхта». Проверка на экране. [й’ахта ] - В 1 столбике лишнее слово «мял» - это глагол, остальные существительные. - А я не согласен, думаю лишнее «яма», так как «я» стоит в начале
Вывод: когда «хитрые» буквы обозначают два звука? (11 слайд). (Когда стоят в начале слова; когда стоят после гласного; когда стоят после ь и ъ знаков)
Работа с учебником.
Мы причалили к острову Звуков, и здесь новое задание: откройте учебник Страница 68, упражнение 124 слова и обозначает 2 звука [й’а]. (ответ другого ученика) (Появляется слайд с изображением ямы) - Во 2 столбике лишнее слово «поля», так как имя. Дети не согласны, так как имена пишутся с большой буквы. Лишнее слово «баян», так как «я» стоит после гласного и обозначает 2 звука. (Появляется слайд с изображением баяна). - В 3 столбике лишнее слово «обезьяна», так как это существительное одушевленное, а еще в нем «я» стоит после «ь» и обозначает 2 звука. - Когда стоят в начале слова. (слайд) - Когда стоят после гласного. (слайд) - Когда стоят после ь и ъ знаков. (слайд) Дети открывают учебник. Читают задание про себя. Читает ученик вслух.
1 вариант - выписать слова, где «Я» обозначает мягкость согласного. 2 вариант - слова, где «Я» обозначают два звука. Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Представьте, что вы учителя и надо проверить тетради. Взяли карандаши и исправляем ошибки, если их услышали. К доске со своими тетрадями Женя и Олег. Проверка (двое у доски) Если все выполнено без ошибок нарисуйте смайлик с улыбкой. Если допущены 1-2 ошибки - смайлик обычный. Если больше 2 ошибок смайлик грустный. На полях нарисуйте смайлики. - БЕЗ - без ошибок - 1-2 ошибки - больше 2 ошибок - Вернули тетради обратно. Поднимите руку, у кого смайлик улыбается. У кого грустит? Кто допустил 1-2 ошибки? - Молодцы. Хорошо справились с работой. А теперь отдохнем. Встали все.
Физкультминутка
Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх. Яблоко, Настя, ёжик, море, Юля, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.
5.Закрепление
На острове мы повстречали летучую мышь. Вот какое задание она нам предложила: УМК «Кирилл и Мефодий» Кл. 1, урок 4, задание 6
6. Итог. Рефлексия
. Наше путешествие подошло к концу. Путешествие быстро не заканчивается, и на следующем уроке мы его продолжим. Давайте подведём итоги. - О чём говорили на уроке? - Поставьте «+», если согласны с утверждением: 1. Знаю правило. Ученики самостоятельно выполняют задание. Дети в парах обмениваются тетрадями. Двое у доски читают по своим тетрадям. 1 вариант – коляска, утята, солянка, мякоть, поляна, цыплята, гулял, рядом, мяч, рябина. 2 вариант – якорь, язык, январь, ягоды, яблоко, яма, Яков, ясень, як. Дети проверяют, исправляют ошибки, если есть; рисуют смайлики. Дети поднимают руки, по которым видно, как ребята справились с заданием. Упражнения на внимание, упражнения для снятия утомления. На экране появляется задание от летучей мыши. Дети по цепочке объясняют, сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я и почему. В слове «якорь» «я» обозначает 2 звука, так как стоит в начале слова и т.д. - Мы говорили о двойной роли букв е,ё,ю.я.
2.Смогу увидеть слова с 2 звуками. - Поднимите руку, у кого получилось 2 «+». - А кто, на ваш взгляд, из класса сегодня работал лучше всех? - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали! Урок окончен. Дети поднимают руки, учитель пересчитывает и делает вывод. Ответы детей.