"Формирование лексико-грамматических категорий у детей с тяжёлыми нарушениями речи в процессе освоения элементарных математических представлений"

Автор: Плаксюк Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7 "Пингвинёнок"
Населённый пункт: Мурманская область, г. Снежногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование лексико-грамматических категорий у детей с тяжёлыми нарушениями речи в процессе освоения элементарных математических представлений"
Дата публикации: 12.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Формирование лексико-грамматических категорий у детей с тяжёлыми нарушениями речи в процессе освоения элементарных математических представлений» Автор: Плаксюк Л.Н. воспитатель МБДОУ №7 «Пингвиненок» г.Снежногорск Одной из основных, и наиболее трудно решаемых задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование лексико- грамматических навыков у детей. Формирование лексико-грамматических навыков — это длительный и трудоемкий процесс. Его эффективность зависит от активного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми с ТНР и умелого построения коррекционно-образовательного процесса в целом. В нашей группе коррекционно-образовательный процесс осуществляется на основе принципа комплексно - тематического планирования как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми (во время режимных моментов, игр, чтения художественной литературы). Формирование лексико-грамматического строя речи происходит и в ходе освоения элементарных математических представлений, где выполнение программных математических задач гармонично сочетается с решением коррекционно- развивающих задач: (задачи на слайде)  автоматизация звуков речи  активизация лексикона  формирование грамматических категорий  развитие связной речи Эти занятия важны, так как, в процессе освоения элементарных математических представлений у детей формируются навыки составления предложений по вопросам на основе показа действий. Вопросы, начинающиеся словами «где», «куда», откуда» использую для упражнения детей в употреблении предложно-падежных конструкций: «На какой полке стоит пять машинок?» - «На верхней полке». «Куда надо положить кружок?» - «на середину листа». Вопросы «Что надо сделать сначала, а что потом?» помогают детям правильно составлять предложения с противительным союзом «а». В ситуациях, возникающих при знакомстве детей с математическими представлениями, формируются навыки употребления простых предложений с однородными членами. Для обогащения словаря, усвоения грамматического строя и совершенствования связной речи на занятиях по ФЭМП широко использую художественное слово, упражнения и дидактические игры с наглядным материалом: натуральными предметами, игрушками, картинками, карточками-заданиями, перфокартами. В качестве счётного материала использую предметы из разных материалов, что стимулирует детей к включению в речь относительных прилагательных. Чтобы повысить рост мотивации, заинтересованность детей на занятиях использую компьютерно-игровые технологии.
Остановлюсь на том, какие игры и задания можно использовать на занятиях по освоению ЭМП при формировании лексико – грамматических навыков у детей с ТНР. Усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных происходит при обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям. Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных
Например: Игровое упражнение «Кого увидел доктор Айболит?»
Воспитатель. Добрый доктор Айболит Он под деревом сидит Однажды Айболит получил письмо. В письме лежала фотография. Кого увидел Айболит на фотографии? Дети. Лису. Воспитатель. Почему вы так решили? Дети. Потому что виден лисий хвост. Воспитатель. Кого ещё увидел Айболит на фотографии? Дети. Медведя. Воспитатель. Почему вы так решили? Дети. Потому что видны медвежьи уши. Воспитатель. Кто ещё изображён на фотографии? Дети. Заяц, волк, белка. Воспитатель. Сколько зверей изображено на фотографии? Посчитайте. Дети. На фотографии изображено 5 зверей. В ходе этого упражнения происходит не только усвоение детьми форм родительного падежа, количественных числительных, но ещё дети учатся употреблять притяжательные прилагательные. Для закрепления правильного употребления падежных форм Существительных с количественными числительными детям необходимо именовать каждое число при пересчете предметов (одна машина, две машины...) При формировании представлений о цвете и форме дети учатся изменению прилагательных в роде, числе и падеже; согласованию прилагательных с числительными и существительными. В этом случае предлагаю детям задания на классификацию предметов по цвету, по форме, на исключение лишнего, на сравнение двух предметов.
Игровая ситуация «Построим мост».
Чтобы перебраться Айболиту через речку, нужно построить мост. Мост надо собрать так, чтобы все «дощечки» в нём были одинаковыми по какому-либо признаку. Выполнив задание, дети рассказывают, по какому принципу они собрали мост. Слайд Дети. Я собрал мост из дощечек красного цвета. - Я построил мост из дощечек квадратной формы. Я взял 5 дощечек квадратной формы.

Игровое упражнение «Где сидит Бельчонок?».
При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляю умение пользоваться предлогами в речи: за, над, под, около и т.д. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.
Следующая игра «Найди свою маму».
Дети помогают каждому детёнышу найти свою маму, называют их, расставляют парами. В ходе выполнения этого задания дети закрепляют счёт парами, упражняются в образовании однокоренных слов (медведь- медведица-медвежонок, заяц-зайчиха- зайчонок)
Игровое упражнение «Расставь по порядку».
(Лексическая тема «Игрушки») Для усвоения представлений о величине нужно научить детей выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определённому признаку. При построении таких рядов складывается представление о порядковом числительном, развивается память, что важно для формирования грамматического строя речи. В ходе таких игровых упражнений дети учатся правильно употреблять прилагательные и наречия в сравнительной степени. Формирование лексико-грамматических категорий происходит и в процессе составления и решения простых арифметических задач. Для составления задач использую следующие задания: составление задач по моделям, по последовательным и ситуационным картинкам. В результате не только фиксируется, умеет ли ребёнок составить задачу с использованием наглядного материала, выполнять арифметические действия в соответствии с условием задачи, находить ответ, называть его, комментируя действия, происходящие на картинке, но и закрепляются в речи детей глаголы с противоположным значением: было - стало, прилетела - улетела. В результате ребёнок учится понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия, и согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже. Все предлагаемые мною игровые упражнения и задания, предполагающие речевую активность, способствуют не только закреплению математических представлений, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребенка. Литература. • Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: «Просвещение», 2006. • Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991. • Н.В.Нищева развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010. • А.В.Белошистая Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Москва. ВЛАДОС 2004.
• А.В.Калиниченко Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи. АЙРИС ПРЕСС Москва 2005.