"Совершенствование навыков чтения младших школьников"

Автор: Бутакова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Белоярский, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование навыков чтения младших школьников"
Дата публикации: 12.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Совершенствование навыков чтения младших школьников

Бутакова В.И.

учитель начальных классов

г.Белоярский, ХМАО-Югра
С начала внедрения в нашу жизнь новых информационных технологий многие надеялись, что хоть какой- то процент нечитающего населения станет читать с экрана монитора компьютера. Но чуда не произошло. Учёные – статисты в один голос твердят, что, как правило, кто не читает бумажных книг, тот не будет читать их электронных вариантов. Во многом причина кроется в нашем образе жизни, ведь процесс истинного чтения требует некоторой смены ритма и собственных привычек. Если родители не читают, то их дети тем более читать не будут! Казалось бы, такие блага цивилизации, как стиральные машины, микроволновые печи, водопровод и т.п. должны были облегчить наш быт и ежедневный труд, освободив время для каких-то увлечений. Но на самом деле вслед за облегчением физического труда последовала лень душевная. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – это умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов; это выразительность – умение интонировать знаки препинания. Чтение – это одно из важных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы. Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. Плохо читающие дети на уроках чтения сидят и зевают или занимаются посторонними делами. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. В своей работе использую методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Упражнения по совершенствованию техники чтения можно разделить на группы: 1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся: - артикуляционная гимнастика для губ, языка; При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. ЧТЕНИЕ ШЕПОТОМ И МЕДЛЕННО: Да – да – да – из трубы бежит вода. До – до – до – на дереве гнездо. ЧТЕНИЕ ТИХО И УМЕРЕННО: Арка – арца Арта – арда Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ЧТЕНИЕ ГРОМКО И УВЕРЕННО: Гарь – парь – жарь Дверь – зверь – червь - Игры на звукоподражание, например: Наша уточка с утра…Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда…Га, га, га! Работа со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма: «В скороговорках необходимо выяснить её смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких – либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. На первом этапе беру обязательно короткие, а затем более сложные скороговорки: Шашки на столе, Шишки на сосне, Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларю, Лариона, Ларину маму, 2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят: - упражнения на восполнение пропусков букв в словах; - чтение строчек с прикрытой нижней половиной; - чтение строчек с прикрытой верхней половиной; - чтение текста через слово. 3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором; - чтение в парах; - групповое чтение; - чтение с отрывом взгляда от текста; - чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст; - жужжащее чтение; - зрительные и слуховые диктанты; - упражнение “чтение-спринт”; ЧТЕНИЕ «СПРИНТ»: небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо еще следить за выразительностью, правильностью. Еще чтение «спринт» провожу и так: учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все». Провожу также упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением подготавливаю класс психологически, даю команду: «Приготовиться! Внимание! Начали!». При обучении чтению «спринт» использую следующую памятку: ПАМЯТКА. 1. Плотно сожми губы и зубы. 2. Читай только глазами. 3. Читай как можно быстрей. 4. Ответь на вопросы к тексту. ЧТЕНИЕ «КАНОН»: один ученик читает абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на три – четыре слова (как при пении канона).
ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОМ СЛОВ заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. ПАМЯТКА. 1. Плотно сожми губы и зубы. 2. Читай только глазами. 3. Читай как можно быстрей, считай про себя слова текста. 4. Ответь на вопросы к тексту. Первый вопрос к учащимся – о числе слов текста. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим – удовлетворительным – 5 – 10%, при условии, что дети ответили на вопросы к тексту. 4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся: - упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога. 1. На доске записаны две – три пословицы. Предлагаю их закончить. ДЕЛУ ВРЕМЯ - ……, КОНЧИЛ ДЕЛО - …… 2. Найди начало и конец пословиц Готовь сани летом пока не перепрыгнешь. Не торопись языком торопись делом. За твоим языком телегу зимой Не говори «гоп» не поспеешь босиком. 3. Прочитать загадку, подставить недостающие слова: Посмотрите – дом стоит, До краев водой – (налит). В этом домике жильцы – Все умелые – (пловцы). 5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста . К ним относятся: - словарная работа; - чтение строчек наоборот по буквам, слогам; - поочерёдное чтение слов нормально и наоборот; - чтение только второй половины слов. 6 группа. Игровые упражнения: Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады). "Слово рассыпалось".Собрать рассыпанные буквы, чтобы получились слова. куж (жук)-бажа (жаба) жичи (чижи)-тогьс (гость) маалп (лампа)-ясокул (косуля) 4. "Играем в прятки". а) Найти между строк птицу Этот вид роз давно производят в Румынии (Дрозд)
б) Отыскать, кто спрятался между строк. Дышать легко. Закат пылает. (коза) ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребенок откроет в нем что–то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. “Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. “Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста. Таким образом, подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений Основное условие для успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать. Анализ ответов анкет родителей это подтверждает.: В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, - ибо "дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души", истина, известная уже древним римлянам.