Напоминание

"Анализ из баллады М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"

Автор: Сорокина Лариса Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 города Донской
Населённый пункт: город Донской мкр Северо-Задонск
Наименование материала: Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: "Анализ из баллады М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок литературы в 6 классе

Тема «Анализ из баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Цели
: обучать анализу поэтического текста; познакомить с художественным приемом - антитезой; работать над выразительным чтением; развивать у учащихся умения выделять главное, отбирая материал из текста.
Учитель Сорокина Лариса Ивановна,
МБОУ «СОШ №5»
Ход урока:

1.0ргмомент.
-Проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник и хорошее рабочее настроение.
2.Вступительное слово о поэте.
-Ребята, послушайте отрывок из автобиографической поэмы и скажите, кому он принадлежит и что можно сказать о настроении лирического героя? Он не имел ни брата, ни сестры. И тайных мук его никто не ведал. До времени отвыкнув от игры, Он жадному сомненью сердце предал. И, презрев детства милые дары, Он начал думать, строить миф воздушный. И в нем терялся мыслию послушной. -Действительно, таким мы знаем М. Ю. Лермонтова. Он очень рано остался без мамы. Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Его воспитанием занималась бабушка, которая не поладила с отцом, и отец был вынужден расстаться с сыном. Ссора 2-х самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он писал: «Ужасная судьба отца и сына - жить розно и в разлуке умереть». Бабушка богатая помещица - Елизавета Алексеевна Арсеньева души - нечаяла во внуке, исполняла все его желания, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии, дала ему прекрасное образование. Лермонтов был очень чутким и ранимым человеком. Он жил в жестокое и мрачное время, и в этом мире чувствовал себя одиноким. Поэтому от его поэзии веет грустью.
3. Работа по теме урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой М. Ю. Лермонтова» Три пальмы», с новым художественным приемом - антитезой. Работа над содержанием и художественными особенностями этого произведения позволит нам ответить на вопросы:1.К каким вечным темам обращается поэт? 2.В чем заключается философский смысл этой баллады?
4.Выразительное чтение актером баллады.
-Внимательно послушайте чтение баллады актером и ответьте на вопрос: где и когда происходит действие в балладе?
5.Словарная работа.
Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне. Оазис-место в пустыне, где есть растительность и вода. Шатры - большие палатки, крытые тканью, коврами.
6.Работа над содержанием и художественными особенностями баллады.
-«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. Что же такое баллада? Какую роль играет подзаголовок - «Восточное сказание»? Реальные или фантастические события описываются в стихотворении? Какова композиция стих - я? Сколько эпизодов можно составить? 1 -2 строфы - описание оазиса в пустыне, многолетнего, бесполезного одиночества пальм. 3 строфа - упреки пальм небу. Богу. 4-6 строфы - описание каравана. 7 строфа - приветливая встреча усталых путников 8 строфа - гибель пальм. 9-10 строфы - описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм. -Таким образом, в небольшую форму баллады поместилось целое повествование. -Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Зачитайте по тексту. -О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Почему пальмы были погублены? Давайте посмотрим, как повели себя путники? Почему караванщики отнеслись так безжалостно к тем, кто дал им приют, возможность отдохнуть? Вот так прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного и утилитарного. - Как изображены пальмы? Кого они напоминают? -Обратите внимание на ударение в слове сОрвали. С какой целью поэт переносит ударение? Где еще встречается такой перенос ударения? (по кОрням упругим)
7. Задания по группам.

-Посмотрим, как изобразил автор караван -
1 ряд
- какие краски использует автор, рисуя караван. Посмотрите на репродукции М. Пикова « Три пальмы» и Д. Поленова « Караван в Аравийской пустыне».
-2 ряд:
какими звуками наполнена картина? - По корням упругим топор застучал – обратите внимание на повтор согласных п., р. Такой прием называется аллитерацией. Повтор согласных звуков помогает изобразить картину. Озвучить ее, передать чувство.
-3 ряд
: какие сравнения использует автор? Как поэт называет пальмы? Что означает это выражение? Это выражение придает особый трагизм гибели пальм, под ударом топора диких людей гибнет то, что воспитывалось, выращивалось столетиями. -Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм? Какой мы видим природу после их гибели. Какова главная мысль баллады?
8.Знакомство с художественным приемом.
- Для того, чтобы резче подчеркнуть или выявить те или иные стороны человека или пейзажа, поэт использует прием контраста. Посмотрите на два листа (черный и белый). Они противоположны по цвету. В литературе такое противопоставление называется АНТИТЕЗА. Найдем антитезу в балладе. Прочитаем первую и последнюю строфы. Как они соотносятся? - Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу. Образы природы говорят и о судьбе человека, его стремлениях и страданиях.
9. Вывод
- Давайте подведем итог нашему разговору. -Понравилось вам это произведение? Чем? -Ответьте на вопросы, сформулированные вначале урока. - С какими новыми терминами познакомились на уроке?
10. Домашнее задание.
-Приготовить к следующему уроку выразительное чтение баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады.