"Формирование коммуникативной компетентности через интеграцию учебной и внеклассной деятельности"

Автор: Серазутдинова Лилия Галямитдиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Новоенисейский филиал КГБ ПОУ "Красноярский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетентности через интеграцию учебной и внеклассной деятельности"
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование коммуникативной компетентности через интеграцию учебной и внеклассной деятельности На современном этапе профессиональное образование ориентировано на подготовку специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности. Формирование навыков и умений, способствующих развитию коммуникативной компетентности, должно играть важную роль в содержании современной профессиональной подготовки. К таким навыкам относятся: умения понимать и оценивать влияние обоюдных интересов, формирование позитивного личностного сознания и продуктивного мышления, развитие способности адекватно реагировать на изменения внешней среды, понимать возможности конструктивных изменений в собственной деятельности. Значение коммуникаций в современном мире как для профессиональной деятельности, так и для обыденной жизни не вызывает сомнений. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации. Коммуникация – выражение мыслей, идей, знаний, она является основой формирования новых понятий, знаний, сознания, культуры человека. В современной литературе понятие «компетенция» предполагает интеграцию знаний, умений и ценностей, установок и отношений, которые являются равнозначно важными для осуществления трудовой деятельности. Центральный аспект компетенций – способности, осуществляющие какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе ограниченного единства знаний, умений, опыта и традиционного подхода к обучению, необходим еще опыт профессиональной и управленческой деятельности, а также сознательное отношение к объектам и субъектам деятельности и самому себе. Компетентность (от латpetens – соответствующий)- это:  совокупность и готовность к самостоятельному управлению собственной деятельностью;  часть психологии личности, связанная с ее познавательными процессами и сознанием. Если соединить все эти составляющие воедино, то можно сказать, что компетентность – это результат мероприятий, направленных на приобретение у обучающихся таких знаний и навыков, которые позволяют им войти в экономику, основанную на знаниях, а также принимать обоснованные решения. Очевидным является и тот факт, что профессионализм обеспечивается успешной профессиональной деятельностью, которая не является таковой без определенных способностей, коммуникативных процессов, компетентности. Коммуникативные способности входят в структуру профессиональных способностей, играют важную роль в формировании коммуникативной компетентности и являются основой профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных, профессионально значимых характеристик современного специалиста. Следует различать общую и профессиональную коммуникативную компетентность. Профессиональная компетентность формируется на базе общей благодаря специальному обучению и определяет эффективность профессиональной деятельности в целом. Одним из способов достижения профессиональной коммуникативной компетентности является развитие критического мышления студентов, которое дает возможность критически относиться к происходящему вокруг, находить собственные приоритеты, анализировать ситуацию. При подготовке специалистов любого профиля, в частности в нашем учебном заведении готовят бухгалтеров и технологов деревообработки, т.е. специалистов среднего звена управления очень важно сформировать критическое мышление как важное звено дальнейшей профессиональной деятельности.
В целях исследования коммуникативных способностей студентов нашего техникума мною была проведена диагностика коммуникативной целью, которой было определение типа поведения, трудностей в общении. Дифференцированный анализ результатов показал, что у 80% студентов преобладает уверенное поведение в общении, 15% опрашиваемых испытывают трудности, неуверенны в себе, 5% студентов агрессивно реагируют на критику. Для успешного формирования коммуникативных компетенций, преодоления трудностей студентов в общении необходимо использовать современные технологии и методы учебной и внеклассной деятельности. В своей педагогической практике я использую интегрированный подход как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Опыт работы в этом направлении дал положительные результаты. Так мною было успешно поведено интегрированное мероприятие по дисциплинам общепрофессионального цикла по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Межпредметная викторина, целью которой являлось развитие познавательных, интеллектуальных навыков, формирование общих и профессиональных компетенций, а также развития коммуникативной компетентности. Эффективным примером, является также проведение практикума « Коммуникативные способности, как главное слагаемое успешного трудоустройства», как в учебной деятельности по дисциплине «Менеджмент», так и в рамках профориентационных мероприятий для выпускников. Формирование коммуникативной компетентности в нашем учебном заведении осуществляется в ходе кружковой работы, волонтерского движения, круглых столах, встречах с работодателями, где студенты могут самостоятельно проявлять инициативу, выдвигать различные идеи. На наш взгляд, формирование навыков и умений, способствующих развитию коммуникативной компетентности, должно играть важную роль в содержании современной профессиональной подготовки. К таким навыкам относятся: умения понимать и оценивать влияние обоюдных интересов, формирование позитивного личностного сознания и продуктивного мышления, развитие способности адекватно реагировать на изменения внешней среды, понимать возможности конструктивных изменений в собственной деятельности. Опыт интеграции учебной и внеклассной деятельности, групповой работы убедительно доказывает главный результат работы в режиме диалога – формирование общего интеллекта человека в различных его характеристиках, развитие эмоциональной сферы, психических образований, необходимых для успешной деятельности, повышения творческого потенциала, формирования коммуникативной компетентности. Непрерывное повышение профессиональной и коммуникативной компетентности студентов техникума – бухгалтеров и технологов обеспечивается на наш взгляд, освоением теоретических и практических основ коммуникативной деятельности:  интеграцией научных знаний об основах общения в практическую сферу профессиональной деятельности;  соответствие применяемых приемов и средств коммуникативного взаимодействия меняющейся ситуации делового общения;  освоением психолого-педагогических технологий, деловых игр, средств и приемов разрешения деловых ситуаций. Список использованных источников: 1. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании/ Под общей ред.А.А. Скамницкого.-М.,2006. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. Пособие.-М.: Народное образование,1998.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании-М.,2004 4. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально- значимых ситуациях межкультурного общения: ДИС. д-ра пед. наук.- М: МГЛУ, 1997 5. Зильберман С.В., Диагностика коммуникативной компетентности педагога: мет. пособие к проведению практических занятий для слушателей курса повышения квалификации./ С.В. Зильберман – Красноярск: КГБОУ ДПО ПКС «ЦСТПО»,2015- 54с.