"Использование метода электронных интеллект-карт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

Автор: Маручок Алеся Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Гимназия №14 г. Белорецк
Населённый пункт: г.Белорецк
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Использование метода электронных интеллект-карт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Новые стандарты образования требуют, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего он учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, систематизировать, обобщать, а ещё уметь общаться, оценивать себя и других. Все эти требования обозначены аббревиатурой – УУД. Как же научить всему этому школьника? Главное: как узнать, чему же он на самом деле научился, какие затруднения испытывал при обучении? Как сформировать УУД, а затем их диагностировать? В этом мне помогает
«метод интеллект - карт»
, в основу которого положены исследования американского учёного
Тони Бьюзена
и профессора Санкт- Петербургского университета
Бершадской Елены

Александровны.
Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей, за операции с числами. Правое полушарие- за ритм, восприятие цветов, воображение.
Представьте себе следующую ситуацию. Вы пытаетесь объяснить собеседнику что-то достаточно сложное или информационно ёмкое, и это никак не удаётся сделать на словах, а рядом оказывается лист бумаги и ручка. Что вы сделаете? «Начнёте рисовать». Причём часто даже сами не представляя, что будет нарисовано в итоге, - просто начинаем рисовать. Почему? Потому что во многих ситуациях этот шаг позволяет существенно быстрее донести нужные мысли. Мы рисуем для того, чтобы подключить к продумыванию лучших вариантов ответа творческие зоны правого полушария мозга и тем самым задействовать больший объем коры головного мозга, что увеличит количество возможных вариантов ответов и повысит их оригинальность. Интеллект - карта – это эффективное средство обработки информации. Интеллект - карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект -карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект карта, во-вторых, интеллект - карты «представляют собой внешнюю фотографию сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени». Они отражают связи между понятиями, частями, составляющими. Вернёмся к вопросу, каким же образом в интеллект - карте отображается обработка информации мозгом:
 В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения),символизирующий основную идею;  Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней;  На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами;  Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках,нумеруются ветки и добавляются ореолы; Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Основное отличие интеллект - карты от схемы состоит в

следующем:


Наличие центрального объекта
, который всегда располагается в центре рабочего стола. В отличие от них начальный объект схемы располагается вверху (центральной части верхнего поля) рабочего стола.
Ветви формируют связную узловую систему
. Интеллект – карты образуют не простую цепочку последовательных блоков, а узловую структуру, где каждый узел- центральный пункт новой системы ассоциаций. Например, садоводам не нужно объяснять, как растёт малина. Из посаженного куста во все стороны начинают прорастать корневища. В некоторых местах это корневище выходит на поверхность, и на этом месте вновь появляется куст малины. Таким образом, процесс продолжается, от этого корневища начинают во все стороны расти корневища. Создание интеллект - карт похоже на разрастание малины из корневищ, а не рост обычного дерева из корня. Существует
два способа построения интеллект - карт:

* классический
, основанный на использовании бумаги и цветных карандашей. *
компьютерный
, основанный на использовании специальных программ для построения интеллект - карт. Одной из которых является
программа

iMindMap. (Ай МАЙНД МЭП)
. Получаются красочные карты, и вы легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.
Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах

и формах урока:
 изучение нового материала  закрепление материала  обобщение материала  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы  подготовка проекта, презентации  аннотирование  конспектирование
Одна из первых интеллект-карт в моей практике по теме «Имя прилагательное». Что мы делали на уроке? Основные ветки будущей ИК были выведены мною: морфологические признаки, грамматическое значение, синтаксическая роль. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем обучающиеся заполняли каждый из признаков через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Мыслительные карты
на уроках литературы
можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты. Организация работы по реализации данного метода заключается в мотивировании учащихся на деятельность. Я делала это так. Сначала при работе со статьёй или при анализе эпизода литературного произведения сама составляла Интеллект - карту на глазах у учащихся. И по ней дети легко воспроизводили полученную информацию, видя преимущество такого «графического плана». Когда учащиеся усвоили особенности интеллект- карты, составляли на уроках её коллективно, а затем представляла всё большую самостоятельность обучающимся. При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д. Например, интеллект-карта, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Ребята прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По лермонтовским местам» и приступили к составлению интеллект - карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект - карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием. Также можно предложить учащимся составить ментальную карту прочитанного произведения. При этом интересно послушать их концепции нарисованного и написанного. Чтение и анализ объёмных текстов классиков, например «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, можно сделать интересным, если организовать исследовательскую работу с оформлением интеллект – карт к каждой главе поэмы. На первом уроке мы составляли интеллект - карту на доске, что помогло всем не только дать старт для серьёзной, целенаправленной работы с произведением Гоголя, но и желание исследовать текст, останавливать своё внимание на художественных деталях, которыми богат гоголевский текст, и определять их значение. Далее уже в группах учащиеся сами отбирали материал, который заносили в интернет – карты.
Очень удобен метод при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Правописание приставок», «Правописание суффиксов». Не менее эффективны интеллект – карты при подготовке к написанию сочинения. Например, в 10 классе проработав требования к написанию части С, учащиеся для закрепления структуры сочинения составляют интеллект- карту.
Также удобна эта технология для написания сочинения ОГЭ, задание 15.3, в котором нужно раскрыть значения слов ДРУЖБА, Нравственный выбор, искусство. Как показывает практика, что составление ИК помогает учащимся справиться с этим заданием. Становится очевидным, что в технологии интеллект - карт
много

преимуществ
. И это всё многообразие умений становится достоянием современного ученика. Данный метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе обучения и подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, поможет сформировать
познавательные, личностные, коммуникативные

и регулятивные УУД.
Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки . Составление этих карт поднимает наше мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид наших записей ведет свое начало из Средневековья, то карты ума – принадлежность века компьютерных технологий.