"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ, как основа их успешной социализации в рамках деятельности ОДЦ "Открой себе мир" на базе ДТДиМ"

Автор: Стефанькина Надежда Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" МО города Братска
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: социально-педагогический проект
Тема: "Создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ, как основа их успешной социализации в рамках деятельности ОДЦ "Открой себе мир" на базе ДТДиМ"
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Социально-педагогический проект по теме: «Создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ, как основа их успешной социализации в рамках деятельности ОДЦ «Открой себе Мир » на базе ДТДиМ» автор: Стефанькина Н.В.- педагог дополнительного образования ДТДиМ г. Братск Обоснование Актуальность Обоснованием для создания данного проекта являются: - Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы - Федеральная целевая программа Развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, в которой уделяется особое внимание интеграции в сферу дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- сирот, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - Программаразвития системы дополнительного образования детей Иркутской области до 2020 года», одной из главных задач которой является создание условий для развития талантов детей с ограниченными возможностями здоровья. - Победа социально-педагогического проекта по теме «Опыт создания и организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДТДиМ» на региональной этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в 2014 году в г. Братске В современном мире актуально воспитание творческой социально- адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемым окружающим миром. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен. Поэтому с целью максимально возможной социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов, в настоящее время возникает необходимость создания дополнительных возможностей для более полноценной социализации детей данной категории. Кроме этого, дети с ОВЗ могут быть такими же талантливыми, как и их здоровые сверстники. Но существует неравенство возможностей: дети с ОВЗ проводят много времени, находясь на лечении, операциях, реабилитационных занятиях. В Управлении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по городу Братску на учете состоит свыше тысячи семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как никто другой, нуждаются в особом внимании, поддержке и адресной помощи. Диагностика потребителей и интересов детей с ОВЗ и их родителей показала, что сегодня существует социальный заказ на
дополнительные образовательные услуги для таких детей и их родителей. В решении данных проблем особое место принадлежит системе дополнительного образования детей, которая дает возможность детям с ОВЗ попробовать свои силы, развивать свои способности, занимаясь художественно- эстетической , декоративно- прикладной , культурно-досуговой и другими видами деятельности Поэтому, во Дворце творчества детей и молодежи Департамента образования г. Братска эта проблема нашла воплощение в жизнь. В 2013 году был открыт образовательно-досуговый центр «Открой себе мир» для детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 15 лет. Первоначальной целью деятельности Центра было создание условий для организации образовательно-досугового процесса, включение детей с ОВЗ в различные области интеллектуальной творческой деятельности. В результате реализации проекта по созданию и организации работы ОДЦ «Открой себе мир» ДТДиМ: - был открыт отдельный кабинет для организации образовательного процесса и досуга детей; - была создана материально-техническая база для деятельности центра, что позволило определить в кабинете зоны деятельности (учебная, игровая, зона отдыха, здоровье сберегающая зона, учебно- методическая зона, информационная зона); - разработана и реализована комплексная дополнительная образовательно-досуговая программа «Открой себе мир», состоящая из 12 коррекционно-развивающих программ; - в программу деятельности центра был разработан и апробирован блок занятий по ЛФК на базе спортивно-оздоровительного центра ДТДиМ «Тэмп»; - выстроена система взаимодействия с культурно-досуговыми, спортивными учреждениями города; - создан Сайт ОДЦ «Открой себе мир» stefa. educomm. ru - разработана система обучения педагогов, работающих с «особыми детьми» через создание предметной комиссии; - разработана программа создания и развития клуба для родителей «Давайте посоветуемся»; - дети стали участвовать в конкурсах, фестивалях на уровне Дворца, города, региона. В процессе организации деятельности Центра для дальнейшего его развития возникла необходимость в расширении целей и задач, а значит в создании нового проекта развития ОДЦ «Открой себе мир», сохранив целостность идеи предыдущего проекта в то же время расширив диапазон форм работы, а следовательно содержания деятельности Центра.
Тема проекта Цель Задачи Основные направления содержания проекта «Создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ как основа их успешной социализации в рамках деятельности ОДЦ «Открой себе мир» на базе Дворца» Создание оптимальных условий для комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приводящих к индивидуальному максимуму его творческих достижений. Содействие активности детей с ОВЗ, стремящихся к самореализации на основе принятия ими определенных глубинных ценностей и смыслов. 1. Создание условий , обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию образовательной среды для формирования у детей с ОВЗ ключевых компетентностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в обществе и государстве. 2. Разработка, апробация и реализация дополнительных образовательных программ, необходимых для осознанного самоопределения учащихся с ОВЗ. 3.Повышение функциональной грамотности детей с ОВЗ, через обеспечение более широкого доступа к культурным ценностям и социальным благам. 4.Оказание социально- психологической, педагогической поддержки семей детей с ОВЗ. Основными направлениями проекта является дальнейшее развитие образовательного и досугового модулей, а именно: - образовательного направления, которое состоит из трех блоков: - коррекционный блок, включающий в себя коррекционно- развивающие занятия на коррекцию и развитие познавательных процессов; - развивающий блок, включающий восемь направлений, в том числе: вокалотерапию, музыкотерапию, танцедвигательную терапию, куклотерапию, психотерапию, сказкотерапию, изотерапию, тестопластику. Здоровьесберегающий блок, включающий занятия на профилактику сколиоза, плоскостопия, развитие общей и мелкой моторики, коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, витаминизацию, элементы иппотерапии и фитотерапии, занятия ЛФК. - досугового направления и взаимодействия с социумом, которое состоит из: досуговых мероприятий (праздники, игротеки, развлекательные мероприятия и т.д.), посещения зрелищных, культурно-досуговых,
Алгоритм работы спортивных учреждений, экскурсий. При определении и построении занятий, мероприятий обязательным условием является учет таких факторов, как умственно- эмоциональное, физическая нагрузка детей, последовательность распределения видов деятельности, разучиваемого репертуара, вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Особенностью организации и проведения занятий с детьми с ОВЗ является то, что при определении образовательных, развивающих и воспитательных задач имеет место коррекционный аспект. Системное обучение и повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Процесс организации деятельности и развития Центра «Открой себе мир» включает четыре этапа: - проектно-подготовительный; - поисково-преобразовательный - этап реализации; - рефлексивно-обобщающий этап. В период проектно-подготовительного этапа создается нормативно- правовая база, регламентирующая деятельность Центра. Поисково-преобразовательный этап и этап реализации включают в себя определение содержания деятельности Центра, разработку и внедрение инструментария для реализации поставленных целей и задач. С целью дальнейшего обеспечения координации и содержания образовательной деятельности Центра разработана и реализуется комплексная дополнительная образовательно-досуговая программа «Открой себе мир» для детей с ограниченными возможностями здоровья 2-й ступени. Особенность программы 2-й ступени заключается в том что на основе тщательного анализа реализации программы 1-й ступени, анализа состояния здоровья и возможностей учащихся, целенаправленно изменились задачи, главными из которых стали коррекция и развитие всех сторон речи учащихся, а именно: лексической, диалогической, монологической и связной речи. Решение данных задач прослеживается через всю программу, начиная от тематики занятий и заканчивая ожидаемым результатом. Занятия проводятся как в самом Центре, так и в других кабинетах ТО Дворца творчества детей и молодежи, а также в библиотеке, литературном музее, спортивном и тренажерном залах. С детьми Центра работают: психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, библиотекарь ДТДиМ. Досуговые мероприятия проводятся по пяти направлениям: - мероприятия с учащимися центра и их родителями;
Сроки реализации проекта Предполагаемые результаты - мероприятия учащихся центра с волонтерами и творческими коллективами ДТДиМ; - мероприятия с учащимися на уровне города; - посещение городских, зрелищных культурно-досуговых учреждений; - участие в конкурсной деятельности на уровне Дворца творчества, города и региона. В дальнейшем необходимо создание клуба для родителей «Давайте посоветуемся». Уже определены этапы создания клуба, цели и задачи деятельности, основные формы работы, направления деятельности клуба. Составлен план работы и определен ожидаемый результат. В ОДЦ «Открой себе мир» приняты и обучается 33 ребенка. Это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, зрения, речи, умственной отсталостью, сахарный диабет. Эти дети нуждаются в системной долгосрочной помощи, поэтому данный проект рассчитан на 2 года. 2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год Сохранение каждого ребенка, кто пришел в центр.Создание гибкого режима работы на основе социального заказа на дополнительные образовательные услуги для особых детей и их родителей. Создание комплексной программы образовательной и воспитательной и реализовать их. Обучить педагогов работе с детьми с ОВЗ. Принимать участие с уч-ся ОДЦ « Открой себе мир» в конкурсах и фестивалях разного уровня. Создание и развитие ОДЦ « Открой себе мир» позволит детям с ОВЗ обладать некоторой системой знаний и умений, которую принято обозначать «социальная компетентность» или «коммуникативная компетентность», накапливать знания, вырабатывать взгляды и убеждении, формировать духовные потребности, умения общаться с коллективом, семьей, друзьями. У учащихся повысится уровень социально-психологической адаптации в обществе (сформированность умений выражать различные эмоции и понимать их проявление у других детей, сформированность адекватной поведенческой реакции в различных жизненных ситуациях общения). Повысится уровень речевого развития ребенка (звукопроизносительной стороны речи, лексического развития, монологической диалогической связной речи). Повысится уровень познавательного развития ребенка (уровень
Показатели эффективности знаний об окружающем мире, уровень сформированности высших психических функций, восприятие, мыслительных операций, памяти, внимания, уровень развития мелкой и общей моторики). Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества через систематическое посещение социокультурных учреждений города. В результате выполнения проекта будет достигнуто: - разработана модель эффективной комплексной социально- педагогической и социально-средовой реабилитации, способствующей успешной социализации детей с ОВЗ, через систему дополнительного образования; - разработана модель дополнительного образования одаренных детей из числа детей с ОВЗ, созданы условия для проявления их способностей в конкурсах, состязаниях, фестивалях, включая международный; - будет создан консультационный центр для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ; - будет создан центр профессиональной подготовки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования. Методические продукты 1. Сборники технологических карт и сценариев коррекционно- развивающих занятий. 2. Сборник программ 1-й ступени (1-й, 2-й год обучения) к комплексной дополнительной программе «Открой себе мир» - 12 программ 3. Сборник ЭУМК к программам. 4. Сборник программ 2-й ступени (1-й, 2-й год обучения) - 12 программ 5.Сборник нормативно-правовых документов