Целостный и ценностный процесс познания художественного произведения на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Истории изобразительного искусства"

Автор: Слодовникова Лариса Николаевна
Должность: преподаватель истории изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ дополнительного образования муниципального образования "Детская школа искусств "Родник"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Целостный и ценностный процесс познания художественного произведения на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Истории изобразительного искусства"
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования муниципального образования город Краснодар

«Детская школа искусств «Родник»

Целостный и ценностный процесс познания художественного произведения

на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Истории изобразительного искусства»
СОЛОДОВНИКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА Преподаватель истории изобразительного искусства Краснодар, 2016

Целостный и ценностный процесс познания художественного произведения

на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Истории изобразительного искусства»
В художественной педагогике второй половины 20 века произошло осмысление ценностного познания искусства по следующим параметрам(1):  искусство отражает жизнь на философском уровне, рассматривая вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций;  познание искусства осуществляется как самостоятельная творческая деятельность учащихся, художественная по содержанию и учебная по форме;  деятельность учителя - это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепринятом, традици онном смысле, а понимание ее как методическое творчество по организации ис следовательской деятельности школьников. Попытаемся на нескольких примерах нашей педагогической практики показать методические поиски по реализации задач, которые стоять перед преподавателями дополнительного образования художественной направленности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История изобразительного искусства» на художественном отделении детских школ искусств осваивается в течение 4 лет и предназначен для обучающихся 10- 14 лет. В содержании программы - страницы истории изобразительного искусства от Первобытного времени до наших дней. Три фрагмента организации творческого, исследовательского восприятия и осмысления художественного явления из первобытной эпохи, эпохи Возрождения и первой половины 20 века предлагаем для осмысления. На занятиях по первобытному искусству, перед преподавателем стоит задача возвеличить человека первобытного времени, на плечах которого, стоят все последующие цивилизации.
Восприятие картины Иос де Момпер «Жизнь первобытных людей» (коллекция Краснодарского художественного музея им. Ф.А.Коваленко), на которой группа людей изображена в шкурах, у костра совпадает с уже сложившимися представлениями о первобытном человеке из уроков истории. Ученики невольно начинают гримасничать и двигаться, подражая обезьяне, в этих движениях их восприятие этого человека. Затем мы смотрим наскальные и пещерные рисунки, в которых главным героем был зверь. Детальность изображения зверей учениками объясняется тем, что зверь был пищей и у этих рисунков первобытные охотники тренировались. А педагог вводит понятие тотемизм и вместе с учениками ищет новые смысловые объяснения такой детальной проработки в изображении животных в первобытной живописи. И так на первом этапе восприятия дети интерпретируют артефакты данного периода с прагматической точки зрения. Только ли в этом была основная функция первобытного искусства? Перелом в восприятии наступает, когда преподаватель задает вопрос, а зачем люди первобытной эпохи создавали мегалитические конструкции: менгиры, дольмены, кромлехи? В поисках ответа на данный вопрос, на который однозначно не отвечает наука, у детей возникают более значимые ответы: познание и объяснение окружающего мира, космоса и внутреннего мира человека. Кульминацией начала познания человека первобытного времени становиться чтение фрагмента из рассказа «Заклинатель дождя» Германа Гесса (2). «….Это случилось не одну тысячу лет назад…В неподвижной, блестящей сети звезд то тут, то там стали появляться мерцающие вспышки…Здесь собралось уже пол деревни, стоял приглушенный гул, все оцепенели, онемели от страха, подавленные ужасом и отчаянием….Слуга тут же взялся за дело. Он выкрикивал знакомые всем слова молитвы, ритмично отбивая ритм ладонями… сгибался низко до самой земли и выпрямлялся…и вот уже десять, двадцать человек повторяют его движения. Замысел Слуги удался. Вместо отчаявшейся орды бесноватых перед ним стояла община людей присоединившаяся к стройному хору. ….А когда неба стало постепенно успокаиваться, истомленных людей преисполнило чувство избавления от того,
что они сумели умилостивить высшие силы и восстановить порядок в небесной тверди». Последние слова производят на детей большое впечатление. И они уже не могут вернуться к первому своему представлению о первобытном человеке. Анализируя этот текст, вспоминая все увиденные ранее памятники, обучающиеся приходят к выводу о том, что, познавая мир и себя, первобытный человек пришел к значимости таких понятий как мера и упорядоченность, ритм и цвет, а главное, смысл всего этого. Полезно давать ученикам домашнее задание в такой формулировке: «Подумайте и назовите черты, факты, события в жизни современного человека, отношения человека к этим событиям, которые говорят о том, что мы наследники первобытного человека». На втором году обучения дети входят в мир искусства эпохи Возрождения. Одна из художественных вершин данной эпохи картина Рафаэля де Санти «Сикстинская мадонна». В предшествующем художественном опыте обучающихся - образы Девы Марии, Богоматери в скульптуре и иконографии Средневековья, воплощающие её божественное начало. Организуя восприятие картины Рафаэля, обращая внимание обучающихся на все ее элементы, преподаватель решает главную задачу этого процесса, дети самостоятельно должны прочувствовать и осмыслить пафос данного произведения, которая в искусствоведческой литературе обозначается как одно из первых воплощений вечной темы искусства – темы материнства. Об этом выразительно написал Василий Гроссман (3) в рассказе «Сикстинская мадонна». Фрагмент из рассказа читаем после того как обучающиеся почувствовали, осмыслили, приблизились к этому самостоятельно. «….Победоносные войска Советской Армии, разбив и уничтожив армию фашистской Германии, вывезли в Москву картины Дрезденской галереи. Весной 1955 года Советское правительство решило вернуть картины в Дрезден. Перед тем как отправить картины обратно в Германию, было решено открыть девяностодневный доступ к ним.
И вот холодным утром 30 мая 1955 года, пройдя по Волхонке мимо кордонов московской милиции, регулировавшей движение тысячных народных толп, желавших видеть картины великих художников, я вошел в Музей имени Пушкина, поднялся на второй этаж и подошел к Сикстинской Мадонне. При первом взгляде на картину сразу, и прежде всего, становится очевидно - она бессмертна. Я увидел молодую мать, держащую на руках ребенка. Как передать прелесть тоненькой, худенькой яблони, родившей первое тяжелое, белолицее яблоко; молодой птицы, выведшей первых птенцов; молодой матери косули... Материнство и беспомощность девочки, почти ребенка. Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм, и пыльную, каменистую дорогу к нему, и безобразный, короткий, тяжелый, неотесанный крест, который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской груди... Почему нет страха в лице матери и пальцы ее не сплелись вокруг тела сына с такой силой, чтобы смерть не смогла разжать их, почему она не хочет отнять сына у судьбы? Она протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя. Мадонна с младенцем на руках - человеческое в человеке - в этом ее бессмертие». На четвертом году обучения подростки входят в сложный период развития искусства – 20, 21 веков. Знакомясь с творчеством Сальвадора Дали, смотрим его работу «Тайная вечеря». Обучающиеся четвертого года обучения привыкли сравнивать, сопоставлять художественные произведения, особенно если есть какие-то точки соприкосновения. И в данном случае они вспоминают фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Помня из анализа фрески Леонардо, что художник строил композицию, воплощая слова из Евангелия: «Один из вас предаст меня», невольно задаются вопросом, а в чем пафос работы Сальвадора Дали? Что хотел выразить художник в своем произведении? И не могут, не обратить внимание, на замкнутость, закрытость, одиночество всех учеников Христа. Эрих Фромм (4) в книге «Искусство любить» написал: «Человек наделен разумом, чтобы осознать свое одиночество перед силами
природы и общества». Для подростков 14-15 лет осмысление себя как личности в современном социуме чрезвычайно важно. И общение с искусством 20, 21 веков, для которого вопросы самоопределения человека перед выбором добра и зла, ответственность перед собой и окружающими всегда актуальны. Следуя методу организации занятия по закону художественно- педагогической драматургии Лии Михайловны Предтеченской (1), мы в диалоге: преподаватель-обучающиеся, обучающийся-произведение искусства, ищем ответы на вопросы: «Кто?», «Что?», «Как?» и «Для чего?». В контексте данного высказывания подчеркиваем значимость поиска ответа на вопрос «Для чего?». Если этот вопрос звучит в сознании и в душе каждого обучающегося и он ищет на него ответ, мы надеемся тем самым решаем одну из задач Концепции развития дополнительного образования детей (5), которая формулируется так: «В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен». Литература 1. Ю.А.Солодовников Л.М.Предтеченская. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6-11 кл.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 2. Герман Гессе. Игра в бисер. Изд. «Художественная литература», Москва, 1969. 3. В.С. Гроссман. Несколько печальных дней. М., «Современник», 1989. 4. Эрих Фромм. Искусство любить. Исследование природы любви. - Москва: Педагогика, 1990. 5. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р governmentmedia/files/41d502742007f56a8b2d.pdf