"Консультирование учителя-логопеда – необходимый аспект обеспечения коррекционной направленности семейного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи".

Автор: Цевелева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБУ АКЦ ППМС-помощи (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия)
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: "Консультирование учителя-логопеда – необходимый аспект обеспечения коррекционной направленности семейного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи".
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультирование учителя-логопеда – необходимый аспект обеспечения

коррекционной направленности семейного воспитания детей с

тяжелыми нарушениями речи.
Цевелева Ю.В., учитель-логопед КГБУ АКЦ ППМС-помощи (центральная психолого- медико-педагогическая комиссия) Семейное воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся дефектов речи и на предупреждение возникновения новых отклонений. Невозможно переоценить роль родителей в процессе становления и развития общения и речи детей, т.к. семья является для ребенка естественной речевой средой. Для того чтобы родители могли быть хорошими помощниками учителю-логопеду, необходимо тесное сотрудничество со специалистом. Одним из основных элементов в системе коррекционной помощи является консультативная работа с родителями. Процесс передачи знаний родителям должен носить дифференцированный характер и быть ориентирован на изучение уровня родительской мотивации и факторов, снижающих желание родителей сотрудничать с детским учреждением. Уровень родительской мотивации может оцениваться по следующим показателям:  Адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;  Готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы;  Степень инициативы в плане сотрудничества;  Продуктивность использования педагогических и медицинских рекомендаций. Разная степень готовности к сотрудничеству со специалистами соответственно определяет различные уровни родительской мотивации: высокий, средний, низкий.  Высокий (адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству, проявляют инициативу, выполняют рекомендации)  Средний (адекватно воспринимают состояние ребенка, мотивируют свою пассивность недостатком времени, затрачивают минимум усилий при сотрудничестве) Некоторые качественные отличия в характеристике группы родителей с низким уровнем мотивации к сотрудничеству позволили выделить два типа низкого уровня мотивации:  Первый тип (отсутствует адекватная оценка состояния ребенка, занимают пассивную позицию в сотрудничестве (не понимают необходимости коррекционной работы), критические замечания и предложения не принимаются)  Второй тип (адекватно оценивают состояние ребенка, необходимость сотрудничества отрицается, вследствие устоявшейся позиции в отношении средств воспитательного воздействия к своему ребенку, которую считают единственно верной). Исследование уровня родительской мотивации позволило выделить основные принципы организации работы с родителями:  Дифференцированная помощь, учитывающая уровень родительской мотивации и базовый уровень дефектологической осведомленности;
 Наличие условия обратной связи со стороны родителей. Наибольшие трудности при организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов, на каждом из которых используются соответствующие приемы. Содержание этапов индивидуального консультирования:  I этап (первичная беседа) – создание доверительных отношений с родителями;  II этап (собеседование по итогам всестороннего обследования ребенка) – обсуждение характера, степени, причины выявленных трудностей, разъяснение конкретных форм помощи, объяснение роли родителей в системе коррекционной работы, планирование последующих встреч с целью обсуждения динамики продвижения ребенка;  III этап (в ходе коррекционной работы) – формирование у родителей «воспитательной компетентности», привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям, анализ причин незначительного продвижения в формировании речевых навыков, выработка совместных рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка. Индивидуальное консультирование родителей со средним и высоким уровнем мотивации осуществляется по тем же принципам, но при некотором переструктурировании этапов с учетом уровня мотивации. Консультирование родителей ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Такая практика сотрудничества специалистов и родителей должна стать частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению речевых и коммуникативных нарушений у детей с ведущей речевой патологией, ограничивающей возможность их социальной адаптации. Список литературы:
1. Белопольская Н. Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии // Практикум по патопсихологии/Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В.Лебединского. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 167-178. 2. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреж дения. Коллектив авторов. Хрестоматия. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь,. – 400 с., 2007 3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1998. - №1. – С.60-66. 4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 5. Жукова Н.С., Мастюков Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990 6. Микляев Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. – № 4. 7. Мишина ГА. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. - 2001. – № 4.