Методические рекомендации к урокам ОРКСЭ "Активные формы и приемы работы на уроках"

Автор: Чиркова Нина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Селтинская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Селты, Селтинский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации к урокам ОРКСЭ "Активные формы и приемы работы на уроках"
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Селтинская начальная общеобразовательная школа Селтинский район Удмуртская республика Методические рекомендации к урокам ОРКСЭ «Активные формы и приемы работы на уроках»
Автор
: Чиркова Нина Михайловна, учитель начальных классов, 1 категории Контактный телефон: 8(950)-822-47-31
Селты,2014


Аннотация
Структура построения всех тем в учебнике способствует организации совместной позитивной деятельности учителя, учащихся и родителей. Единственный недочет – нет тетрадей для учащихся. Возникает также проблема при подготовке к уроку, так как нет методических разработок. Приходится при подготовке использовать различные справочники, интернет, энциклопедии, что отнимает очень много времени. Данная методическая разработка поможет учителям при подготовке к урокам. Эти формы и приемы работы можно использовать при проведении уроках ОРКСЭ на всех модулях. Такие уроки конечно нужны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах наших детей. Но для этого мы должны учиться, делиться опытом. Только сообща можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.

Пояснительная записка
Данная методическая разработка для уроков ОРКСЭ в 4 классах. Я работаю по модулю «Основы светской этики», но данную методическую разработку можно смело использовать и при работе с другими модулями. Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Важным условием успешности на уроках является использование учителем интерактивных методов работы. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматривается как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, игры. В своей работе я описала активные формы и приемы работы на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким, живым и интересным. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит тема занятия интересна детям.

Активные формы и приемы работы на уроках ОСЭ
Сегодня в каждом городе, в каждом населенном пункте проживают вместе люди разных национальностей, и одной из задач общества и государства является воспитание гражданина России. В связи с этим особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ. Я считаю, что введение предмета ОРКСЭ способствует развитию познавательной мотивации учащихся через творческую, поисковую, исследовательскую деятельность и формирует моральные ценности на начальных этапах. Структура построения всех тем в учебнике способствует организации совместной позитивной деятельности учителя, учащихся и родителей. Единственный недочет - нет тетрадей для учащихся. Возникает также проблема при подготовке к уроку, так как нет методических разработок. Приходится при подготовке использовать различные справочники, интернет, энциклопедии, что отнимает очень много времени. Основными задачами курса «Основы светской этики» являются:  развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей  развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Этому могут способствовать активные формы и приемы обучения, способствующие глубокому пониманию и усвоению материала. Для организации деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ необходимо
руководствоваться следующими рекомендациями:  Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;  Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);  Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей; • Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности. Очень важен на уроках ОРКСЭ эмоциональный настрой на урок (Приложение 1) Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока. Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОСЭ является технология обучения в сотрудничестве. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:  деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;  выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;  группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг дpyгa.(npuмepы распределения в группы: по цвету жетонов, сильные или слабые учащиеся набирают команды и т. д. ) Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1. Подготовка к выполнению группового задания.  постановка познавательной задачи;  инструктаж о последовательности работы;  раздача дидактических материалов группам. 2. Групповая работа.  знакомство с материалами, планирование работы в группе;  распределение заданий внутри группы;  индивидуальное выполнение задания;  обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;  обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);  подведение итогов группового задания. 3. Заключение.  сообщение о результатах работы в группах;  анализ познавательной задачи, рефлексия;  общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения. Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции:
контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Работа в группах длится не более 15 - 20 минут. Сегодня я остановлюсь на некоторых формах и приемах работы в рамках данной технологии.
Формы работы:

Беседа
Беседа является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превратилась в лекцию. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть
репродуктивного

или эвристического
характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Взаимные вопросы и задания группам.
После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты). Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором
случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Интервью
Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения. Интервью. (Например, по теме «Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества»)Коллективный проект «История моей школы»
Приемы работы
Творческая мастерская Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов. Содержание: к уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 - 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются
замечательные работы. Конечные результат: мини- проекты -книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр. Прием. Расшифруй слово. Используется при создании проблемной ситуации. (пример) Прием. Ассоциации. Используется при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии. Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей при выполнении задания. Содержание: обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме. Конечный продукт: словарь понятий. (Например, по теме: Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечеств; тема: «свобода и моральный выбор» (Приложение 2) В курсе ОСЭ много различных понятий, Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать, они должны знать наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также для контроля за усвоением их используется на уроках следующие приемы:  Прием. Домино - состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано понятие, на другой - определение к другому понятию.(Приложенuе 3) • Прием. Кроссворды. (примеры) (Приложение 4) В рамках проведения уроков в выше указанных технологиях используются ИКТ и ЦОРы. ИКТ способствуют активизации познавательной
деятельности, могут использоваться на разных этапах урока. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить.
Использование мультимедийных презентаций к уроку
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для поиска справочной информации по теме.
Использование видео и аудиоматериалов.
Данные материалы можно использовать на разных этапах урока. Преимущества: l. процесс обучения более живой и интересный 2.способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. 3.непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.
Этапы работы с материалом:

l. Преддемонстрационный этап
Цели этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения. 1. Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео или прослушиванию
аудио. 2.Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике, также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра видео и аудио материалов при условии, что они открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.
2. Демонстрационный этап
Цель этапа: демонстрация фильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых. На этом этапе используются задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного материала. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе.  Отметить основное содержание  Составить 5 вопросов  Ответить на вопросы предложенные учителем
3.Последемонстрационный этап
Цель этапа: использовать исходный видео и аудиоматериал в качестве основы и опоры для развития продуктивных знаний и умений. На всех этапах урока необходимо оценивание. Формы оценивания:  самооценка  взаимооценивание  оценка учителя Задания на дом в процесс е изучения курса «Основы светской этики» должны
иметь творческий, поисковый или проблемный характер. В течение года каждый учащийся выполняет 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы. Рекомендации к домашним заданиям  Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение ... ).  Заучивание (минимального количества терминов, имен).  Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). • Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки. • Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.) Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Работа с притчей.
Притча - дидактико- аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное и религиозное поучение. Близка к басне. Именно притча является наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление. Использую на этапе объяснения нового материала, закрепления, на этапе рефлексии.( Приложение 5) Способы использования притч в учебном процессе: -обсуждение основной идеи и смысла истории; -анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
-притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться; -иллюстрация рассказа; -сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; -выделитъ ключевые понятия; -инсценировка по рассказу; -найти или предположить пропущенные слова; -связь содержания притчи с современной жизнью; -сравнение нескольких притч.
Наряду с традиционными уроками можно рекомендовать проведение

уроков в
нетрадиционной
форме:
-уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина; -уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы: урок-исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж; -проблемные уроки; -интегрированные уроки; -уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, -урок-фантазия; -уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок-блок, урок откровения; -уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион.
Рефлексия

Прием. Дерево Впечатлений

Прием.
Сниквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение,
написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка - два прилагательных. 3 строка - три глагола. 4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример
синквейн
по теме
«Нравственный поступок» 1.поступок 2.плохоЙ, хороший 3.делать, действовать, нарушать 4.выражение моих мыслей 5.деЙствие
• заполнение таблицы
Я знал
• отзыв
Данные формы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности обучающихся. Такие уроки конечно нужны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах наших детей. Но для этого и мы должны учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.
Список используемой литературы
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. И.Б.Катышева, К.В Савченко 4. Как проектировать УУД в начальной школе от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др. М., 2008 Прu ложенu е №1
Эмоциональный настрой на урок

Я держу в ладошках солнце Я дарю его друзьям Улыбнитесь. Уходя - просто улыбнитесь Лучик солнца И кусочек солнца - это вам!
Упражненuя-разминки
«комплименты» - дети становятся в два круга ПО парам, поворачиваются друг н другу и делают «комплименты, ПО хлопку двигаются на шаг вправо и т. д. «Сундучок комплиментов» - учитель открывает сундучок и одному из учеников говорит комплимент, Он в свою очередь адресует другому (не повторяться, комплименты искренние) Друзья мои, я очень рада. Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших добрых глаз. Закройте глаза и представьте себе яркое солнце. Пусть лучи его согреют вас, солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите его родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям. Представьте: летний теплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому
небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу и желание познавать мир. Что значит быть хорошим человеком? Наивнейший, казалось бы вопрос. Поразмышлятъ невредно нам об этом, Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост. Чтоб рассуждать определиться надо, Что хорошо, что плохо и вообще, Чтобы потом обидой и досадой Не замутили помыслы себе.
Игровой прием «Дружеская мойка»
Похвалы, симпатии, поощрения. Этот прием нацелен на воспитание уверенности в себе и самоуважению. Расставить детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет между этими рядами. Каждый пожимает руку, одновременно произнося слова Прозвенел уже звонок! Пора, ребята, на урок! Посмотрите на друзей, Улыбнитесь всем скорей. Слово доброе скажите, Настроенье поднимите. А теперь начнем урок, Руки все на локоток Прu ложенu е 2

Тема урока «свобода и моральный выбор!!!
Прием « Ассоциация»
Жизнь

Выбор

Простор

Небо

Счастье

Каникулы

Ветер
Прu ложенu е 3
МОРАЛЬ-

СИСТЕМА НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ , РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
ЭТИ КА-
ЭТО HAУKА, КОТОРАЯ РАССМАТРИВАЕТ ПОСТУПКИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ.
ЗЛО-
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДОБРА 1 ЭТО T0 1 ЧТО МОРАЛЬ СТРЕМИТСЯ УСТРАНИТЬ И ИСПРАВИТЬ.
ДОБРО-
НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ, КОТОРАЯ ОТНОСИТСЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 ОБРАЗЕЦ ПОСТУПКОВ ЛЮДЕЙ И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НИМИ. Прu ложенu е 4
Кроссворд по предмету "этике" на тему "Вежливые слова"
1
2 3 4 5 6
По горизонтали
1. Чем заканчивается разговор 2. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... 6. С чего начинается встреча
По вертикали
1. Доб рый день! Если только вам не лень, уважаемый кассир, я бы очень попросил мне, жене и дочке во втором рядочке дайте лучшие места, вот мое3. Встретил Витю я соседа. Встреча грустная была: На меня он как торпеда, налетел из-за угла! Но представьте! Зря от Вити ждал я слова. Что говорит вежливый мальчик, встречаясь со знакомым 5. К ак называется наука, которая изучает правила и культуру поведения людей в школе и на улице
Приложение 5
Притча «Гвозди»
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз. Когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один....гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: « Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, столько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.