"Развитие творческого потенциала детей посредством создания диафильмов детьми дошкольного возраста"

Автор: Цыбульская Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18" Артемовского городского округа
Населённый пункт: Приморский кр., г.Артем
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческого потенциала детей посредством создания диафильмов детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 14.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» Артемовского городского округа
ПРОЕКТ

«Развитие творческого потенциала

детей посредством создания

диафильмов детьми

дошкольного возраста»
Подготовили: Цыбульская М.А., воспитатель, Устюжанина О.Ю., воспитатель

ПРОЕКТ

«Развитие творческого потенциала детей посредством

создания диафильмов детьми дошкольного возраста»
Проблема: современные дети дошкольного возраста не знают, что такое «диафильм» Что такое диафильм в наше время знает не каждый, тем более ребёнок дошкольного возраста, что совершенно не удивительно во время бурного развития информационных технологий. Сегодня домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами наших детей. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми. После проведения опроса с детьми старшего дошкольного возраста выяснили, что такие понятия как диафильмы и фильмоскоп (диапроектор) сегодня знает далеко не каждый ребенок. А во времена нашего детства диапроекторы имелись практически в каждой семье. В самом продвинутом случае к диафильму полагалось звуковое сопровождение в виде грампластинки, сигнал к смене кадра подавался писком, записанным на пластинку. Поэтому сегодня перед педагогами встала задача: познакомить детей с понятием «диафильм», с профессиями людей, которые создают диафильмы, научить детей проявлять творческий потенциал и творческие способности, создавая «диафильмы» по знакомым сюжетам и по коллективным сочиненным детским сюжетам
Информация о проекте Название проекта «Развитие творческого потенциала детей посредством создания диафильмов детьми дошкольного возраста» Девиз, слоган, цитата Каждый ребенок в своё время есть натуральный гений и он может творить. К.И. Чуковский Краткая аннотация В современном обществе необходимо привить любовь дошкольников к книгам, литературным произведениям, обогащать «читательский» опыт детей за счет многообразии жанров литературных произведений. В Примерной основной образовательной программе дошкольного образования в разделе образовательной области «Речевое развитие» развиваем речь и коммуникативные способности детей, где одной из задач является развитие связной монологической формы речи, стимулирование и развитие речевого творчества детей; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей; понимание и адекватная оценка языка художественного произведения. Проект направлен на создание коллективного творческого продукта – диафильма. Также проводится работа и на развитие у дошкольников навыков смыслового прослушивания литературных произведений. При помощи системы вопросов и творческих заданий воспитанникам предлагается неоднократно прослушать тексты сказок по разным основаниям. Эта работа будет способствовать развитию у воспитанников умений: - выразительно рассказывать (пересказывать) литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности; - давать краткую характеристику героям произведения; - находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь; выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. - воспринимать на слух тексты в исполнении педагога, товарищей при пересказывании, автора произведения (аудирование).
Проектная деятельность позволит организовать деятельность дошкольников наиболее эффективно, чтобы не только охватывать широкий круг образовательных задач, но и развивать умение работать в команде, развивать рефлексивные умения Интегрирование образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Возраст участников 4-7 лет Приблизительная продолжительность проекта Три года Основа проекта Образовательные стандарты Данный проект реализуется в рамках примерной образовательной программы дошкольного учреждения Цели проекта согласованы с ФГОС. Работа в проекте направлена на формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста (проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций. Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ:
– способность оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. – принятие и освоение социальной роли ребенка; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; в том числе на самоконтроль результат; – способность к самооценке на основе критериев успешности
Регулятивные:
– способность принимать и работать по предложенному плану; – планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; – способность адекватно воспринимать оценку и предложения педагога, товарищей и других людей; – способность оценивать правильность выполнения действия на соответствие результата работы предъявляемым к ней требованиям; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
– освоение основ смыслового чтения художественного текста с помощью взрослого (способность выделять существенную информацию из услышанного); – делать выводы в результате совместной работы группы и педагога; - освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
– овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составления небольших текстов в устной и письменной форме с помощью взрослого; – овладение умением договариваться совместно с педагогом и детьми о распределении функций и ролей в совместной деятельности; о правилах поведения, общения в группе и следовать им; – овладение умением работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; – относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; – выбирать наиболее точную формулировку главной мысли сказки; – составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; – относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои - помощники, нейтральные персонажи); – выразительно пересказывать произведение, соблюдая интонацию, паузы. Детям дошкольного возраста необходимо знать,
что диафильмы создают промышленным способом.
Историческая справка

Создание диафильма
Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам. Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования. Диафильмы производились студиями «Диафильм» основанной в 1930 г., "Укркинохроника", киностудиями Тбилиси и Ленинграда. Самый ранний диафильм, находящийся на нашем сайте, датируется 1948 годом. Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных фотоплёнках. Как правило, каждый диафильм состоял из 38-56 кадров. Встречаются диафильмы количество кадров в которых превышают 100 шт, это как правило двух серийные диафильмы на одной плёнке.
Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами. Некоторые умельцы умудряются сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки. Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основным способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка . В первом случае применяется любой подходящий сканер, тут могут подойди как профессиональные аппараты с автоподатчиками плёнки, так и недорогие домашние сканеры со слайд адаптерами. Для второго варианта Вам не понадобится сканер. Достаточно иметь цифровой фотоаппарат и умелые руки. Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или
фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь. Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки. Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала. Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия "Диафильм" выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.
Детский мини-проект


«Создание коллективного диафильма к творческой

сказке «Осьминожки»

Пояснительная записка

к творческому продукту

(диафильм «Осьминожки»).

Педагоги
: Цыбульская Марина Александровна
Образовательное учреждение
: МБДОУ «Детский сад №18» Артемовского городского округа
Тема
: создание текстов и рисунков
Группа
: подготовительная к школе
Цели:
Образовательные: учить детей сочинять сказки, уметь их запоминать и пересказывать, распределять раскадровку, рисовать точно по сюжету творческой сказки, использовать договоренную цветовую гамму Развивающие: расширять словарный запас детей, развивать творческие способности и кругозор; Воспитательные: воспитывать у ребенка интерес к творческой деятельности, а именно к новому виду деятельности, воспитывать позитивное восприятие работая коллективно при создании диафильма, проявляя творчество, самовыражение
Предварительная работа:
Перед началом работы над диафильмом педагог в течение недели объяснила слова-термины: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажёр, сценарист, субтитр. Дети дома вместе с родителями подбирали к этим терминам картинки или делали зарисовки, чтобы закрепить эти понятия Диафильм Монтаж Кадр Сценарий Иллюстратор Монтажёр Сценарист Субтитр Ход работы 1. Работа сценаристов над сценарием. На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи дети работают над творческой сказкой: придумывают героев сказки,
сюжет сказки. Педагогу необходимо записать сказку точно по сочиненному тексту детьми. 2. Работа иллюстраторов над кадрами № кадра Изображение Субтитр Заставка 1 2 3 4 5 6 7 8 Концовка Дети в группе, создавали по одному слайду диафильма, то есть зарисовывали. При создании кадров диафильма дети договариваются в какой технике рисования будут готовить кадры. Договорились, что для диафильма нужны легко узнаваемые повторяющиеся объекты и рисунки одних и тех же предметов у детей должны получаться более похожими. Субтитр к слайду готовит педагог по записанному заранее сочиненному тексту детьми. 3. Монтажеры монтируют диафильм. Дети склеивают созданные кадры по сюжету творческой сказки с помощью скотча Диафильм демонстрировался на открытом мероприятии в дошкольном учреждении, на которое были приглашены родители и гости. Все создатели диафильма получили грамоты.
Консультация для педагогов


Создание диафильма в дошкольном

учреждении

(поэтапная технология)
В наше время в детских садах дети под руководством воспитателя изготавливают диафильмы. Посредством создания диафильмов у детей развивается творческий потенциал. В чем это выражается?
Работа по созданию диафильмов происходит поэтапно .

Первый этап
- коллективное составление диафильма по сюжету знакомой сказки из детских рисунков. После прослушивания и обсуждения сказки детям предлагается нарисовать понравившийся эпизод. Воспитатель заботится о том, чтобы содержание детских рисунков было разнообразным и отражало основные компоненты сюжета сказки. Для этого он сам участвует в занятии и выполняет рисунок, передавая недостающий элемент сюжета, подсказывает необходимое для будущего диафильма содержание рисунка детям, затрудняющимся в его выборе. Из выполненных рисунков при помощи скотча составляется диафильм. При этом дети вспоминают последовательность сюжета, определяет его ключевые моменты, подбирают подходящие рисунки. При составлении диафильма важно, чтобы в нем нашли место все детские рисунки. Далее детям предлагают «озвучить» получившийся диафильм, то есть пересказать сказку по рисункам. В дальнейшем составленный детьми диафильм может стать элементом развивающей среды и использоваться для упражнения детей в пересказе. Дети с удовольствием будут « показывать и озвучивать» диафильм друг для друга или в процессе сюжетно-ролевой игры « В семью» для кукол.
Второй этап
работы над диафильмом предполагает индивидуализацию процесса передачи знакомого содержания в рисунках. Каждому ребенку выдается вертикальная полоска бумаги («лента диафильма»), разделенная на пять частей («кадров»). Детям предлагается нарисовать свой диафильм по знакомой сказке или рассказу. При этом
следует предложить детям сначала изобразить первый и сразу же последний кадры диафильма, а затем заполнить середину «ленты», распределив содержание по кадрам. В выполнении диафильмов дети могут пользоваться фломастерами, цветными (или простым) карандашами, красками. Поэтому диафильмы получаются индивидуальными по содержанию и форме исполнения. После выполнения дети сравнивают получившиеся диафильмы, находят самые интересные по исполнению и авторы озвучивают их.
Третий этап
работы над диафильмом предусматривает развитие речевого и изобразительного творчества детей. Используя одну из форм творческого рассказывания, дети вместе с воспитателем коллективно придумывают новый сюжет, новых героев сказки, устанавливают логику событий и передают содержание сочиненной сказки в диафильме. Формы организации детской деятельности повторяют первый этап: каждый ребенок изображает один из кадров. Однако теперь дети должны прежде договориться о внешнем виде героев, определить количество кадров, установить их последовательность, распределить их между собой для выполнения. Это развивает коммуникативные умения детей, активизирует формы полилогической речи ( полилогическая речь - одна из форм языкового общения людей, когда в разговоре участвуют трое и более собеседников; коллективная форма общения), воспитывать самостоятельность, умение сделать выбор, ответственность за качество выполненной части общей работы.
Четвертый этап
предполагает самостоятельную индивидуальную работу ребенка над содержанием, логикой сюжета своего сочинения и формой его исполнения: каждый ребенок самостоятельно придумывает содержание диафильма и изображает его. Педагог обязательно фиксирует придуманный рассказ или сказку ребенка, записывая или используя диктофон, помогает ребенку определить количество кадров. Ребенок сам выбирает «пленку» нужной длины, делит её на кадры и приступает к работе
над созданием своего диафильма. Воспитатель может сопровождать индивидуальную детскую деятельность, поддерживая интерес к созданию диафильма(предлагая приемы изображения, подсказывая речевые и изобразительные способы передачи характера героя, его настроение), стимулируя творческое воображение и фантазию, предупреждая ошибки (при распределении кадров часто не хватает места для передачи всего придуманного содержания), помогая преодолеть трудности (помочь придумать название диафильма, сделать надписи , вспомнить продолжение сюжета и др.). Индивидуальные детские диафильмы пополняют общую фильмотеку группы и становятся хорошим пособием для упражнения детей в творческом рассказывании. Дети могут озвучивать диафильмы друг для друга, используя при этом собственную лексику, синтаксические формы и собственные средства выразительности. Озвучивание диафильмов может стать традиционным компонентом педагогического процесса развития речи в старшей группе и еженедельно (вечером) использоваться для упражнения детей в речевых формах в условиях развивающей среды. Сочинение диафильмов может предполагать включение творческой деятельности родителей. На этапе самостоятельного сочинительства можно предположить нарисовать диафильм по сочиненной ребенком сказке вместе с родителями дома. Это позволит продемонстрировать родителям творческие речевые возможности ребенка, привлечь их к сотворчеству и сотрудничеству с ним. Таким образом, посредством создания диафильмов у детей развиваются речевое и изобразительное творчество, коммуникативные умения, активизируются формы полилогической речи, воспитываются самостоятельность, умение сделать выбор, ответственность за качество выполненной части общей работы, творческое воображение и фантазия. При озвучивании диафильмов, дети, используют собственную лексику, синтаксические формы и собственные средства выразительности, развивают творческое рассказывание.
Консультация для родителей
ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ

ДИАФИЛЬМОВ

?
Что такое
диафильмы
и
фильмоскоп (диапроектор)
сегодня знает далеко не каждый ребенок. А во времена нашего детства диапроекторы имелись практически в каждой семье. В самом продвинутом случае к диафильму полагалось звуковое сопровождение в виде грампластинки, сигнал к смене кадра подавался писком, записанным на пластинку. Сегодня домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами наших детей. А родителям проще купить мультики по мотивам знаменитых сказок, чем прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов. Те, кто думают, что фильмоскоп и диафильмы – прошлый век и ребенок вряд ли будет смотреть их, сильно ошибаются. Вспомните себя маленькими, как вы ждали каждый вечер начала сеанса. Как усиленно начинало биться маленькое сердечко, когда мама еще только начинала занавешивать окна, натягивать простыню или экран. С какой готовностью вы приносили сколько угодно книг для того, чтобы использовать их в качестве подставки для фильмоскопа. Как вы стояли у выключателя (даже приносили тяжелый стул, чтобы дотянуться до него) и спрашивали маму каждые пять секунд «Уже можно выключать свет?». Поверьте, ваши дети будут вести себя точно также. Само понимание того, что огромное количество интересных историй, сказок появляются благодаря тому, что кто-то рядом или сам малыш вертит ручку фильмоскопа, а родной голос мамы или папы читает текст на экране, придает «вечеру сказки» совершенно неповторимую атмосферу. Ребенок, может, еще
и не понимает, но точно чувствует, что те, кто в тот момент с ним рядом, его любят. Здесь вам и общение, и развитие мышления и воображения, и возможность для ребенка сделать что-то интересное самому. Но самое главное то, что сказка, которую вы читаете ребенку, учит его жить. Каждое поколение накапливает определенный опыт и передает его детям. И самой доступной формой для этого являются сказки. Народные сказки появились практически с появлением самого человечества. Основной целью сказок была передача ценностей данной цивилизации следующему поколению. Сегодня о пользе диафильмов говорят многие детские психологи. С помощью сказок дети учатся отличать хорошее от плохого, доброе от злого, черпают для себя модели поведения. К тому же сказки говорят с детьми на доступном для них языке. А родители, рассказывая сказки ребенку, создают в семье особую атмосферу доверительности, тепла и уюта. Это объединяет разные поколения и прокладывает ниточку, связывающую сердца близких людей, которая зачастую не рвется всю жизнь. Кроме того, диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания, в обучении чтению и письму. Для того, чтобы слайды и диафильмы за многие годы не потеряли своих свойств храните их в тёмном месте с умеренной влажностью и постоянной температурой 15-25°. Нельзя прикасаться к эмульсионной поверхности, поскольку повредите слайд или диафильм. И лучше всего пользоваться нитяными перчатками для работы с диафильмами и слайдами. Полюбите семейные вечера с просмотрами диафильмов!