"Пространство Сибири"

Автор: Синягина Марина Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №182"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка урока, направленного на формирование УУД в условиях реализации ФГОС ООО по географии
Тема: "Пространство Сибири"
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Синягина Марина Евгеньевна учитель географии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №182» г.Нижний Новгород, Нижегородская область Секция «Методы и приѐмы построения уроков в соответствии с ФГОС»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД, В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ФГОС ООО второго поколения содержит требования трех типов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: предметным, метапредметным и личностным.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход который обеспечивает:  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Концепция деятельностного подхода требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно- познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника. Важное место в этой системе отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта. К основным функциям УУД можно отнести: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Технологическая карта урока по географии в соответствии с

требованиями ФГОС ООО
Класс – 9 Учебник - География России/ под.редакцией А.И.Алексеева, 2011
Тема урока

Место урока по теме

Пространство Сибири.
Первый урок по теме: «Сибирь» в разделе Азиатская Россия
Тип урока
Формы, приѐмы, методы
Комбинированный
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная работа. Приѐмы: подводящий диалог, приѐм рефлексии, оценка успешности. Методы: обмен мнениями, обсуждение, анализ, сравнение, частично-поисковый.
Цель урока
Задачи
Сформировать образ Сибири. Выявить

особенности природных условий и ресурсов

Сибири.

Обучающая
– сформировать у учащихся умение определять природные особенности Сибири, сравнивать полученные результаты, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль;
Развивающая
– учиться работать с
различными источниками географической информации (карта, учебник, интернет);
Воспитательная
- развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций.
Ход урока

Цель, этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Результат

1 этап. Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на лично – значимом уровне Ребята, мы с вами изучили экономические регионы западного макрорегиона. Но у нас остался не менее интересный для изучения район России. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет и выписать «ключевые слова». - Слушают, смотрят видеосюжет. - Выписывают «ключевые слова» Познавательн ая Готовность учащихся к познавательной деятельности
2 этап. Актуализация знаний (5 мин.)
Воспроизвести знания и способы действий, необходимые для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания Организует актуализацию знаний через беседу с учащимися. Какие «ключевые слова вы выписали, почему они для вас значимы»? Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы. Коммуникати вная, личностная Умение высказывать свою точку зрения
3 этап. Постановка цели и задач урока (5 мин.)

Формировать

и развивать

цель урока,

умение

формулироват

ь тему урока

(самостоятельн

о или

совместно с

учителем)
Создаѐт условия для формулировки темы урока и определения цели урока через постановку вопросов. 1.О каких особенностях природы Сибири вы узнали? Формулируют тему урока и цель урока. Предметные (умение ставить цель урока , определять пут еѐ достижения) Коммуникати вная (умение отстаивать свою точку Формулировка темы урока и уточнение цели урока, разработка плана учебных действий
2. Кто вспомнит происхождение название «Сибирь»? зрения)
4 этап. Открытие новых знаний и первичное закрепление (20 мин.)

Развитие цели

урока,

совместная

познавательна

я

деятельность,

открытие

новых знаний

о природе

Сибири.



Постановка

проблемного

вопроса
Организует деятельность учащихся в парах по вариантам, с использованием различных источников информации (учебник, карты, интернет ): 1 вариант Анализ рельефа и природных ресурсов Сибири. Приложение №1. 2 вариант Анализ климатических условий Сибири. Приложение №2. 3 вариант Анализ внутренних вод и природных зон Сибири. Приложение №3. Организует повторение особенностей природы Сибири В чѐм вы видите проблемы Сибири? Как вы понимаете слова М.Ю.Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью» Работают с различными источниками информации, фиксируя работу в оценочных листах «Моя работа на уроке» Обсуждение результатов (работа с картами у доски, оценочными листами). Анализ стихотворений писателей (выявление особенностей природы Сибири). Высказывают свои мнения Все виды УУД: личностные, коммуникати вные, познавательн ые, регулятивные, предметные. Умение работы с различными источниками информации. Умение проводить анализ. Умение решать проблемную ситуацию.
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин.)

Организовать

действие по

обобщению:

- анализ

природных
Проводит анализ допущенных ошибок и их коррекцию. Вносят изменения в оценочные листы (корректируют информацию). Коммуникати вная, учебно – познавательн ые. Умение систематизироват ь, обобщать полученное. Соединять части

особенностей

Сибири;

- анализ

проблем

Сибири и

путей их

решения;

- оформление

вывода
Обсуждают полученные результаты. в целое. Решать проблемные вопросы. Работать в группе.
6. Рефлексия (5 мин.)

Осознание

учащимися

своей учебной

деятельности,

самооценка

результатов

своей

деятельности
Предлагает рефлексивный тест: - Я узнал (а)……… - Самым полезным и интересным для меня было……. - На уроке надо было подумать…….. - Я отвечал (а) на все вопросы учителя……. - Я встретился с трудностью при…. - Свою работу на уроке я оцениваю на….. Анализирует деятельность по достижение цели урока Коммуникати вная (устная, письменная) Личностная Оценка и самооценка деятельности каждого. Осознают свой вклад в общий результат урока.
Домашнее

задание
§40, стр.168 (вопрос №9 – ответить письменно), повторить номенклатуру.
Приложение №1

Моя работа на уроке
ФИ ____________________________________________________________ Тема урока______________________________________________________ Задания 1. Ключевые фразы (просмотр фрагмента видео). __________________________________________________________________
2. Анализ природных условий и ресурсов Сибири (по картам учебника).
Климатические особенности
 Определите, в каких климатических поясах лежит равнина (климатическая карта в учебнике стр. 235-237) __________________________________________________________________ В каком климатическом поясе расположена большая часть равнины? _________________________________________________________  Типы климата________________________________________________________  Определите средние температуры Ср. t июля от __________С до ______________°С. Ср. t января от _________°С до______________°С.  Определите количество осадков от__________до__________ мм в год.  Определите причины суровости климата Сибири_________________________________________________________ 3. Проанализируйте стихотворения и выделите особенности природы Сибири (подчеркните) Георгий Жидковский «Запорошены ресницы…» Запорошены ресницы У Сибири – царь-девицы. Запорошена коса, Синью озера – глаза. Манит далью на просторы, В хлябь болотную, в тайгу, В зори летние, в пургу. Шишка, клюква, земляника, Гриб, малина, голубика. Рухлядь мягкая в тайге,
Белорыбица в реке. Запорошены ресницы У Сибири – царь-девицы. Запорошена коса, Синью озера – глаза 4. Предлагаем ответить на рефлексивный тест: - Я узнал (а)__________________________________________________ - Самым полезным и интересным для меня было____________________ - На уроке надо было подумать__________________________________ - Я отвечал (а) на все вопросы учителя____________________________ - Я встретился с трудностью при_________________________________ - Свою работу на уроке я оцениваю на __________________балла (ов)
Приложение №2
ФИ ____________________________________________________________ Тема урока______________________________________________________ Задания 1. Ключевые фразы (просмотр фрагмента видео). __________________________________________________________________ 2. Анализ природных условий и ресурсов Сибири (по картам учебника).
Особенности рельефа и природных ресурсов Сибири
a. Охарактеризуйте особенности рельефа Сибири (карта в учебнике на стр.166) - преобладающие формы рельефа (равнины, горы)________________ - назовите крупные равнины и горы Сибири_____________________ б. По запасам каких ресурсов Западная Сибирь является мировым рекордсменом? По карте (стр.167) в учебнике заполните таблицу. Минеральные ресурсы Привести примеры других
(привести примеры) видов ресурсов Сибири Дайте оценку природных ресурсов Сибири для и хозяйственной деятельности человека? __________________________________________ 3. Проанализируйте стихотворения и выделите особенности природы Сибири (подчеркните) Моя Сибирь! Люблю твоѐ раздолье, Берѐзок стройных белый хоровод И запах хвои, и полей приволье, Могучих рек широкий поворот. Грибами всюду воздух пропитался, Калины гроздья свисли у ручья Как хочется, чтоб в памяти остался Весь этот лес, когда уеду я! 4. Предлагаем ответить на рефлексивный тест: - Я узнал (а)__________________________________________________ - Самым полезным и интересным для меня было____________________ - На уроке надо было подумать__________________________________ - Я отвечал (а) на все вопросы учителя____________________________ - Я встретился с трудностью при_________________________________ - Свою работу на уроке я оцениваю на __________________балла (ов)
Приложение №3
ФИ ____________________________________________________________ Тема урока______________________________________________________ Задания 5. Ключевые фразы (просмотр фрагмента видео). 6. Анализ природных условий и ресурсов Сибири (по картам учебника).
Особенности внутренних вод Сибири


Карта в учебнике стр.166
 Определите к бассейну какого океана относятся реки Сибири?__________________________________________________  Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение? __________________________________________________________  Приведите примеры крупных рек Сибири?____________________________________________________  Приведите примеры озѐр в Сибири_____________________________ Проанализируйте карту природных зон, определите и дайте ответы на вопросы: - - Какие природные зоны размещены на территории равнины? 7. Проанализируйте стихотворения и выделите особенности природы Сибири (подчеркните)
Какая

проблема

отражена

в

стихотворении

Роберта

Рождественского?_______________________________________________
Леса топорщатся, и степь клубится, Жара изводит и снега блестят. Богаты мы! Но считанные птицы над считанными рощами летят. Дрожит камыш на считанных озерах, И считанные рыбы живут в реке, И восковые считанные зерна неслышно зреют в малом колоске. Над запахом таежной земляники Полночный филин ухает из тьмы, Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы.
8. Предлагаем ответить на рефлексивный тест: - Я узнал (а)__________________________________________________ - Самым полезным и интересным для меня было____________________ - На уроке надо было подумать__________________________________ - Я отвечал (а) на все вопросы учителя____________________________ - Я встретился с трудностью при_________________________________ - Свою работу на уроке я оцениваю на __________________балла (ов)