"Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Автор: Позднякова Галина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского"
Населённый пункт: с. Мужи, Шурышкарский район, ЯНАО
Наименование материала: Конспект
Тема: "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Дата публикации: 14.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Учитель начальных классов: Позднякова Галина Геннадьевна

МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»

Цель урока:
Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
Задачи урока
: предметные- формировать первоначальное представление об религиозных культурных традициях как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; метапредметные- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; личностные- формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; Развивать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям. Оборудование: учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь ученика, три вариант интеллект- карт( по уровню сложности), иллюстрации, карточки с понятиями ( по уровню сложности). ХОД УРОКА. (дети разделены на 4 группы по 6-7 человек)
1.Организационный момент
. Создание положительного настроя на урок. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда… Мы начнем урок, друзья.
2. Актуализация опорных знаний.
-Сегодня на нашем уроке по Основам религиозных культур и светской этики мы приступим к изучению новой темы. -Но сначала мы поиграем и выясним, хорошо ли вы усвоили предыдущий материал. На доске учитель прикрепляет карточки со словами «Буддизм», «Христианство» , «Иудаизм», «Ислам». Рядом прикрепляются карточки- слова как на экзамене «лицом» вниз. Карточки разделяются по уровню сложности: 1 уровень(легкий) Будда, священник, Иерусалим, Мухаммад 2 уровень (средний) каллиграфия, п
а
года, фреска, семисвечник 3 уровень (сложный) «Три корзины мудрости», сура, раввин, мессия -Прочитайте слова, написанные на доске. Нам известно, что обозначают эти понятия? (названия религий) -Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (ответы детей) -Правильно. Вы подходите, выбираете карточку, ориентируясь на ее уровень, читаете громко слово и прикрепляете ее соответствующем поле. Работа детей. После выполнения задания на доске БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИУДАИЗМ ИСЛАМ Будда священник Иерусалим Мухаммад П
а
года фреска семисвечник каллиграфия «Три корзины Мессия раввин сура
Мудрости» -Какой вывод сделаем после игры? Мы все знаем? Значит, есть чему еще учиться.
3. Формулирование учебной проблемы, планирование.
- Посмотрите на иллюстрации (показать) Что это? Назовите. ( п
а
года, церковь, синагога, мечеть) - Дайте определение. ( Это здания, построенные для совместных молитв) -Поднимите руку те, кто из вас был в церкви, синагоге, мечети. Как вы думаете, люди ходят туда только для того, чтобы молиться? Что там еще может происходить? (крестины, венчание, праздники) -Да, действительно, в этих сооружения происходят ежедневно службы, ритуалы. Обряды свойственные всем религиям. Внутри них сложились свои обычаи, традиции. Так как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о ритуалах и обрядах, которые есть во всех религиях) - Скажите, а зачем нам это надо знать? Нужны ли нам эти знания в жизни? (ответы детей) -Нужно, чтобы жить в современном мире. Надо ориентироваться во всех его областях. -Давайте запишем тему урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Слайд 1.
Испания, небольшая деревушка. В ней живет сеньор Марселино де Саутоула.
Слайд 2.
Саутоула исследовал пещеры, находясь в окрестностях того места, где он жил. Пещеру Альтамиру он впервые посетил в 1875 году.
Слайды 3
В 1879 году Саутоула вторично посетил пещеру, взяв с собой свою маленькую дочку. Именно она, сидя у отца на плече, обратила внимание на рисунок животного на потолке пещеры. При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой, красной краской.
Сайт 4,5,6
Фигуры животных были выполнены в натуральную величину и отличались необыкновенным мастерством исполнения. -Саотуола не сомневался , что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было представить, что человек каменного века мог так искусно и правдоподобно изображать животных. Но со временем подлинность и древность живописи были доказаны. -Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? (ответы детей) -Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах не были простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил себе благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Поэтому и были выбраны пещеры. -Как древний человек добывал себе пропитание? (занимался охотой)
Слайд 7.
-Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу.
Слайд 8.
Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещеры. Эти рисунки были ритуальными.
-Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронение они складывали предметы, которыми пользовались при жизни.
Слайд 9.
Так уже в древности складывались религиозные обряды. -Что же такое ритуалы(обряды)? (ответы детей) -С толковым словарем сегодня у нас работает _____________________________ Прочитай , какое определение ритуалу дает Ожегов? (Читает) -Давайте запишем в наш словарь: «Ритуалы(обряды)- это поведение человека, различные действия которые связывают его с потусторонним миром.» -Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить богов, попросить их об удаче, богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей. В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны в основном с событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак, смерть. Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Кто сможет дать определение слову молитва? - Прочитай в словаре. Запишем в тетради: «Молитва- это обращение верующего к богу» -Самая известная молитва- спасибо. Вы произносите ее очень часто. Что она означает? («спаси бог») -А сейчас вы будете работать в группах. Правила этой работы вы прекрасно знаете. Члены каждой группы превратятся в представителей одной определенной религии. - Если вам на уроке необходимо получить какую- либо информацию по теме рока. То откуда мы ее берем? (учитель, учебник) Именно с учебником вы будете сегодня работать. На страницах 54,55,56,57 собрана вся информация по теме урока. Каждая группа должна будет выбрать необходимый материал для заполнения карточек, которые лежат у вас на столе. После выполнения работы ваш представитель прочитает нам, что у вас получилось. Самостоятельная работа детей. -Слушайте внимательно и подумайте, что в этих обрядах общего, а чем они отличаются? Выступление представителей групп. СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ. -Вы выслушали представителей всех религий. Что вы заметили? (обряды одинаковые, все они связаны с жизнью человека) -А в чем отличие? (название обрядов, в том, как они проводятся)
Подведение итогов
.
Домашнее задание.
- Что нового вы узнали на уроке? -Как вы думаете, обо всем мы успели поговорить сегодня? -Конечно , нет. В любой религии есть еще много таинств и обрядов, о которых нам еще предстоит узнать. Домашнее задание будет у вас на выбор. Дома вы приготовите сообщение о любом обряде, который мы не рассматривали сегодня. Оно может быть оформлено как доклад, сообщение ( в тетради) , можно сделать компьютерную презентацию. -По вашему мнению, кто считает, что может похвалить себя за работу на уроке? -А чью работу вы бы отметили? МОЛОДЦЫ!