"Описание опыта работы воспитателя детского сада"

Автор: Доржу Дозурмаа Часыг-Ооловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Чечек"
Населённый пункт: село Шеми, Дзун-Хемчикского района, Республики Тыва
Наименование материала: статья
Тема: "Описание опыта работы воспитателя детского сада"
Дата публикации: 14.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщение опыта работы

воспитателя МБДОУ детского сада «Чечек»

Дзун-Хемчикского района Республики Тыва

Доржу Дозурмаа Часыг-ооловны
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе, жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее уничтожения, загрязнения, воспитывать в детях бережное отношение к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами, заставляет задуматься.Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе как части природы. Планирую и осуществляю воспитательно-образовательную деятельность по примерной основной образовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использую парциальные программы « Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Юный эколог» С.Н.Николаевой, программе ТОЭБЦу «По ступенькам природы». В составе творческой группы разработала перспективный план по экологическому воспитанию детей; критерии оценки знаний и умений дошкольников. Мною определены следующие задачи:  Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей  Формировать осознанное, гуманное отношение к природе, ее явлениям,объектам  Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы  Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы Свою работу я веду по 3 направлениям:  Живая природа (многообразие живых организмов, влияние различных факторов на их рост и развитие)  Неживая природа (воздух, вода, почва и т.д.)
 Человек и природа (через занятия «Правила поведения в природе», «Растения под нашей защитой» в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем миревсе взаимосвязано. Для успешной реализации поставленных мною задач разработала:  Конспекты познавательных занятий  Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы  Оформлен уголок экспериментирования (опыты, наблюдения, эксперименты, дети выращивают огород на подоконнике)  Созданы альбомы экологических сказок, загадок, стихотворений о природе  Разработан план работы с родителями по экологическому воспитанию По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие в зимний лес», «Знатоки зимующих птиц», «Живая и неживая природа», «дождливые дни», «Чудесное лукошко», «К природе с добротой» и др. В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний. Дети подмечают многое, способность наблюдать – очень важное преимущество детства. Осуществление наблюдений создает у детей прочный фундаментконкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умение взаимодействия с ней. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами, явлениями природы. Циклы наблюдений в уголке природы, на участке детского сада проводятся на протяжении всего учебного года. В процессе наблюдений дети учатся любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает любознательность, бережное отношение к природе. В содержание наблюдений за объектами природы включаю следующие моменты:  Определение строения растений и животных
 Разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных – разные формы поведения)  Выделение компонентов внешней среды и качественных характеристик Общение с природой не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая правильное отношение к природе. Я считаю полезными и интересными экскурсии на природу в ближайшее окружение, где растет много разных пород деревьев.Свои впечатления от экскурсий дети выражают в своих рисунках. Так у нас в группе появилась «Книга природы», где дети отображают, что своих питомцев, явления и объекты природы. Все это повышает интерес к наблюдениям. Чтобы помочь детям выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую художественную литературу: стихи, загадки, потешки, пословицы, рассказы (В .Бианки, Сладков) и др. После чтения с детьми провожу беседы, задаю вопросы и вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание. В детях проявляется забота и любовь к друзьям меньшим. Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливается с детьми заранее. Это различные веточки, семена, шишки и др. Одним из эффективных средств экологического воспитания являются игры. Игры использую с целью уточнения, закрепления, систематизации знаний. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности, но и включаю в занятия, прогулки. Д/и: «Времена года», «Чудесный мешочек», «Где чей домик?», «Жители Земли» и другие. Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Съедобное-несъедобное», «Какой, какая, какое?» и другие. Эти игры развивают внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. С целью привития практических навыков экологического поведения провожу и сюжетно-ролевые игры: «Отдыхаем в лесу», «Малыши в зоопарке», «Айболит лечит зверей». В своей работе провожу опытно-исследовательскую деятельность. Поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Одно из направлений детской экспериментальной
деятельности – опыты. Их я провожу как на занятиях, так и в свободно деятельности. Дети с удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком водой, воздухом… Например по теме «Волшебница-вода» проводим опыты: «Снежинка на ладошке», «Круговорот воды», «Превращаем воду в лед». Такие опыты похожи на фокусы, а главное – дети все проделывают сами. Познакомить детей с природой, воспитывать к ней любовь помогает в первую очередь уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения. Под моим руководством дети систематически ухаживают за ними, наблюдают. Труд в природе имеет большое значение. У детей формируется заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Свои наблюдения дети фиксирую в дневниках наблюдений:календарь погоды, дневник наблюдений за ростом и развитием растений. В разгар зимней подкормки используем календарь наблюдений за птицами. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Мною разработаны проекты:  Дизайн-проект «Польза чистой родниковой воды»  Проект «Зимующие птицы» Обоснованием необходимости разработки проекта
«Польза чистой

родниковой воды»
стали недостаточные знания о воде. Все это позволило мне сформировать цели и задачи проекта. Цель проекта: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности; учить ставить перед собой цель, добиваться результатов,сделать проект сотворчеством воспитателя, детей, родителей. Задачи проекта : обогащать знания детей о воде, формирование определенных навыков и умений с возможностью закрепления их на практике. Срок реализации: 3 месяца Обоснованием необходимости разработки проекта
«Зимующие птицы»
стал недостаточный интерес к жизни птиц, желаниеузнавать новые факты их жизни, желание оказатьим помощь.
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей, формирование самооценки своих поступков, привлечь родителей к изготовление кормушек. Задачи проекта: расширить представления детей о жизни зимующих птиц, роли человека в их жизни, провести наблюдения за поведение и питанием птиц, организовать «Птичью столовую» Срок реализации: 1 месяц Работа по проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. В своей работу я учу каждого ребенка любить природу, беречь окружающий мир, а достижение этой цели невозможно без поддержки семьи. Родители привлекаются к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Участие каждой семьи не остается без внимания: взрослые и дети награждаются благодарственными письмами, призами. У нас с родителями одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию детей в интересной, занимательной помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны, законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.