"Пальчиковая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС".

Автор: Шушкова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №4
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Пальчиковая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС".
Дата публикации: 15.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пальчиковая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в

условиях ФГОС.

Разработала воспитатель первой квалификационной категории Шушкова О. И.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Одной из наиболее распространенных технологий является пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики рук и развитию речи у детей. Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры – это различные коротенькие сказки и рифмованные истории, обыгрывание сюжета при помощи пальцев. Пальчиковые игры способствуют хорошему развитию мелкой моторики рук, влияющей на развитие речи, а также помогают подготовить ребенка к письму и рисованию.
Кораблик
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем "кораблик") Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам – "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем – получаются "коготки") В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки
Апельсин
(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку – кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас – беда! (Складываем руки домиком) В домик прячемся – сюда!
Летела сова
(Машем руками) Летела сова, Весёлая голова. Летела-летела, (Кладём руки на голову) На головку села. Села, посидела, Головой повертела (Снова машем руками) И опять полетела.
Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.) Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Берёза
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх) Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой) Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох) Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Посредь долинушки, (подъём рук, вдох) На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Листья зелёные, (Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох) Девицы красные Венки вьют, плетут…
Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.) Пять маленьких рыбок играли в реке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.) Лежало большое бревно на песке, (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.) И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).) Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.) А третья сказала: "Мне хочется спать!" (Быстро качаем ладонями – дрожь.) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.) А пятая крикнула: "Здесь крокодил! (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Медузы
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнее- Вот как гнуться мы умеем!
«Помощники»
Вот помощники мои, Как их хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Поработали немного, Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)