"Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Дедловская Татьяна Николаевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Использование информационно-коммуникационных технологий в
логопедической работе с детьми дошкольного возраста
учитель-логопед Т.Н. Дедловская
МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка»
Развитие современного общества предъявляет новые требования к
дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС к структуре
общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает
развитие ДОУ, ориентированное на воспитание и развитие у детей новых
качеств и ценностей.
Информатизация образования – это большой выбор для проявления
творчества логопеда, побуждающего искать нетрадиционные формы и
методы взаимоотношения с детьми, что помогает повышению интереса у
дошкольников к обучению, стимулирует познавательную активность.
Целенаправленно применяя ИКТ на логопедических занятиях, учитель-
логопед:
более продуктивно корригирует речевые нарушения у дошкольников;
значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
управляет познавательной деятельностью дошкольников, т.е. переходит из
позиции дающего знания в позицию организатора собственно
познавательной деятельности детей;
мотивирует познавательную деятельность ребенка за счет коммуникации,
взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической
работе;
развивает эмоционально-волевую сферу детей;
побуждает к активной творческой деятельности;
создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную
динамику. Использование в логопедической работе компьютерных
технологий, учитывающих закономерность и особенность развития детей с
нарушением речи, позволяет повысить эффективность коррекционного
обучения.
Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая
деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность.
Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются
для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов
и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и
повышает у детей с различной речевой патологией познавательную
активность, что положительно сказывается на эффективности
логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к
занятию.
Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций
познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание
детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.
Представленные компьютерные программы отражают несколько
аспектов логопедической работы: коррекция нарушений звукопроизношения,
обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование
связной речи, обучение грамоте, развитие когнитивных функций.
Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать
принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с
особыми познавательными потребностями, помогает подбирать
индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, делает
коррекционное занятие более продуктивным и комфортным.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения,
постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется
строго индивидуально для каждого ребенка.
Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более
динамичным и эффективным, по сравнению с традиционными методиками,
так как задания представлены в интерактивной и игровой форме.
Важным при нарушении произношения является этап автоматизации
звука и введения его в самостоятельную речь. Повторение и заучивание
текстов, насыщенных исправляемым звуком, разнообразных по содержанию,
что традиционно используют на коррекционных занятиях не вызывает у
детей интереса, что снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное и
однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не
привлекает детей к активности при автоматизации звука. Что нередко
приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в
самостоятельной речи детей. Яркость и красочность презентации вызывают у
детей интерес, а звуковое сопровождение помогает ориентироваться на
правильное звукопроизношение.
Использование ИКТ в логопедической работе применяется в создании
компьютерных игр для коррекционных занятий по различным направлениям
и определены следующие задачи:
создание мультимедийных презентаций с доступными заданиями;
включение сказочных сюжетов и анимационных героев;
создание логопедических игр, которые эффективно решают коррекционные
задачи.
Применение развивающих программ на логопедических занятиях дает
положительные результаты:
вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный
настрой у детей;
активизирует восприятие, познавательную и мыслительную
деятельность дошкольников;
тренирует память, внимание и воображение; способствует общему
развитию ребенка;
ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает
негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения
определенных звуков, слогов, слов;
помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие
понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового
анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Но при всех положительных моментах использования ИКТ логопедам
следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и
время на коррекционных занятиях. Коррекционная деятельность не может
проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и
мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими
приемами и методами работы и дополнять их. Следует помнить о
здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при
использовании компьютера.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М: Бином
2. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н. В.
pages.marsuiac/school/sc11/ikt.html
3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии:
обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3
4. Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и
образовании. М: Школа-Пресс, 2002.
5. Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной
работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).
6. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные
технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
7. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-
коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
9. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с
компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.
10. logoburgindex.php