Напоминание

"Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Дедловская Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование информационно-коммуникационных технологий в

логопедической работе с детьми дошкольного возраста

учитель-логопед Т.Н. Дедловская

МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка»
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ, ориентированное на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. Информатизация образования – это большой выбор для проявления творчества логопеда, побуждающего искать нетрадиционные формы и методы взаимоотношения с детьми, что помогает повышению интереса у дошкольников к обучению, стимулирует познавательную активность. Целенаправленно применяя ИКТ на логопедических занятиях, учитель- логопед:  более продуктивно корригирует речевые нарушения у дошкольников;  значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;  способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;  управляет познавательной деятельностью дошкольников, т.е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;  мотивирует познавательную деятельность ребенка за счет коммуникации, взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической работе;  развивает эмоционально-волевую сферу детей;  побуждает к активной творческой деятельности;  создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества. Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в логопедической работе компьютерных технологий, учитывающих закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения. Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.
Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе. Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи, обучение грамоте, развитие когнитивных функций. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, делает коррекционное занятие более продуктивным и комфортным. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребенка. Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более динамичным и эффективным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в интерактивной и игровой форме. Важным при нарушении произношения является этап автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь. Повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, разнообразных по содержанию, что традиционно используют на коррекционных занятиях не вызывает у детей интереса, что снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное и однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не привлекает детей к активности при автоматизации звука. Что нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в самостоятельной речи детей. Яркость и красочность презентации вызывают у детей интерес, а звуковое сопровождение помогает ориентироваться на правильное звукопроизношение. Использование ИКТ в логопедической работе применяется в создании компьютерных игр для коррекционных занятий по различным направлениям и определены следующие задачи: создание мультимедийных презентаций с доступными заданиями; включение сказочных сюжетов и анимационных героев; создание логопедических игр, которые эффективно решают коррекционные задачи. Применение развивающих программ на логопедических занятиях дает положительные результаты:  вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;  активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;  тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;
 ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов, слов;  помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;  способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;  уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;  повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений. Но при всех положительных моментах использования ИКТ логопедам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и время на коррекционных занятиях. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их. Следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера. Список литературы: 1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М: Бином 2. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н. В. pages.marsuiac/school/sc11/ikt.html 3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3 4. Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002. 5. Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). 6. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2. 7. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 9. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004. 10. logoburgindex.php