"Естественный отбор"

Автор: Спиридонова Юлия Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГОУ "Забайкальский центр специального образования и развития "Открытый мир"
Населённый пункт: Чита
Наименование материала: Технологическая карта урока биологии
Тема: "Естественный отбор"
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока

Учебный предмет
: биология
Класс
: 11
Учитель:
Спиридонова Юлия Викторовна
УМК:
под редакцией В.В. Пасечника (издательство «Дрофа»); учебник для 10-11 классов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Дрофа», 2013.
Место урока в системе уроков данного раздела:
раздел «Эволюционное учение» 8 часов, 5 урок в разделе
Тема урока:
Естественный отбор
Тип урока:
усвоение новых знаний (изучение нового материала с использованием знаний, полученных на предыдущих уроках).
Цели урока:
предметно-дидактическая цель: сформировать систему знаний об естественном отборе —движущем и направляющем факторе эволюции. деятельностная цель: формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия при изучении форм естественного отбора.
Задачи урока:
образовательные (предметные), развивающие (метапредметные), воспитательные (личностные) и коррекционные. 1) образовательные (предметные): • выявить и аргументировать логическую взаимосвязь процессов, происходящих на разных этапах эволюционных процессов; • обобщить, систематизировать и углубить знания о формах естественного отбора; • раскрыть сущность каждой формы естественного отбора, причину и результат действия в процессе эволюции; • убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции; • продолжить формирование умения решать биологические задачи с использованием знаний, полученных на уроке в нестандартных ситуациях; • продолжить развитие умения приводить примеры на уроках биологии, используя жизненный опыт. 2) развивающие (метапредметные): • создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений; • способствовать расширению словарного запаса, умения сравнивать и анализировать, а так же обобщать и делать выводы; • продолжить формирование умения работать с различной литературой (учебной, дополнительной) и другими источниками информации (интернет-ресурсами, ресурсом linoit, работать по ссылкам и с файловыми документами). 3) воспитательные (личностные): • продолжить формирование ответственности за своё здоровье;
• развитие умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство; • воспитание сознательности на уроке; • развитие культуры речи; • развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 4) коррекционные: • развитие зрительного восприятия и узнавания; • развитие зрительной памяти и внимания; • развитие основных мыслительных операций: умение планировать деятельность, навыки группировки и классификации; • развитие речи; • обогащение словарного запаса; • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 5)
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
Личностных - развитие познавательных интересов, учебной мотивации, интеллектуальных способностей; смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»); оценивание усваиваемого содержания, (исходя из личностных ценностей); умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательных – Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение информации; смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивных – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата); оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативных – планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия с учителем); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); решение поставленных задач (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения учебных задач, принятие решения и его реализация); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.
Методы обучения:
• частично-поисковый или эвристический; • объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: объяснение, работа с электронными ресурсами и интернет-ресурсами.
Форма обучения:
• индивидуальная
Приемы обучения:
• работа с текстом; • работа с наглядным материалом; • работа с электронными ресурсами (он-лайн доска linoit, справочные материалы); • работа по сценарию (используя опорную схему).
Особенности урока
: четкое проговаривание новых терминов и определений, обращение особого внимания на произношение биологических терминов, динамическая пауза (обязательна для детей с ОВЗ), использование опорного материала, работа с материалом, разделенным на блоки.
Средства обучения и оборудование:
• базовое рабочее место ученика (системный блок mac-mini; клавиатура Apple Keyboard; мышка Arctic M111; монитор AOC 919Vwa+; наушники Gal SLR-650; микрофон VRN-MIC3; колонки TopDevice TDS-501 Wood; веб-камера Qumo WCQ-10) • сценарий урока в он-лайн сервисе, работающем в режиме web - linoit: linoitusers/spiridonova/canvases/ %D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B %D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80 • интернет-ресурсы (справочные материалы, он-лайн учебник по биологии: evoldarevo15.htm).

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемы

е действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

1 этап.
Организационный (1 — 2 минуты)
Цель этапа:
- настроить учащегося на учебную деятельность и на получение новых знаний - создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Приветствие ученика (интересуемся самочувствием, настроением, внутренним состоянием). - Здравствуй! - Как у тебя дела? - Какой настрой на урок? Настрой ученика на работу, организация рабочего места. Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства. Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс Приветствует учителя, озвучивает состояние настроя на урок Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Мобилизирует свои силы и энергию, настраивается и включается в рабочий процесс Умение управлять своим поведением и деятельность ю
2 этап
. Актуализация знаний (3 - 4 минуты)
Цель этапа:
- организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; - актуализировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания; Со второй четверти мы начали с тобой изучать большой и достаточно объёмный раздел. ВОПРОС: Какой это раздел? (Эволюция) Верно. ВОПРОС: Кто является основоположником эволюционной теории? (Чарльз Дарвин) Мы разобрали с тобой различные процессы, которые являются элементами эволюционного процесса. ВОПРОС: А что же такое эволюция? (естественный процесс исторического развития Отвечает на поставленные учителем вопросы, высказывает предположени я и делает выводы Актуализация изученных способов действий, актуализация мыслительных процессов; активизирует мыслительные операции Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках раздела Определение способа взаимодейств ия с учителем; владение монологическ ой и диалогическо й формами речи в соответствии с нормами коммуникаци и; умение вступать в диалог Отвечает на вопросы учителя, делает выводы, прогнозирует тему урока Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
- предъявить задания, близкие жизненному опыту учащегося; - зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний органического мира) Давай вспомним что мы с тобой уже изучили и усвоили. В этом нам поможет ресурс, который я приготовила для работы на уроке - linoit. Прими пожалуйста ссылку и перейди по ней: linoitusers/spiridonova/canv ases/ %D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5 %D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5 %D0%BD%D0%BD%D1%8B %D0%B9%20%D0%BE %D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80 Начнем нашу работу со стикерами желтого цвета.
(фрагмент 1, смотри

приложения)
Прочитай пожалуйста биологические термины, которые на них написаны. Итак, справа от стикеров желтого цвета расположены стрелки. И твоя задача расположить эти термины в той последовательности, которая происходит с живыми организмами в процессе эволюционных изменений. (нужно перетащить стикеры на соответствующее место). Все свои перестановки ты аргументируешь. Начинаем! РЕЗУЛЬТАТ:
(фрагмент 2,

смотри приложения)
Работает с электронным ресурсом; правильно произносит биологические термины; составляет логическую цепочку Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, и информацию, полученную на предыдущих уроках Работает над составлением логической цепочки из биологических терминов при выполнении учебной задачи Выявление и идентификац ия проблемы; поиск альтернативн ых способов решения проблемы; принятие решения и его реализация Аргументирует свои решения при выполнении поставленной задачи; прогнозирует результат; вносит необходимые коррективы Определение последователь ности промежуточн ых целей с учётом конечного результата; составление плана и последователь ности действий

3 этап.
Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (3 минуты):
Цель этапа:
- сформулировать и согласовать цели урока - организовать уточнение и согласование темы урока - организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала - организовать фиксацию преодоления затруднения После выполнения первого задания у нас с тобой получилась цепочка биологических процессов. ВОПРОС: Какие процессы мы уже подробно разобрали? (влияние условий окружающей среды (мутации); изменчивость; наследственность, борьба за существование). ВОПРОС: А о каком процессе пойдет речь сегодня на уроке?... (естественный отбор) Проговаривает цель и задачи урока, план работы на уроке, используя опыт изучения аналогичных уроков Самостоятельное выделение и формулирование темы урока; осознанное построение речевого высказывания в устной форме В диалоге делает предположения и учится самостоятельно и грамотно формулировать цель и задачи урока Планировани е учебного сотрудничест ва с учителем - определение цели, функций участников, способов взаимодейств ия По наводящим вопросам приходит к постановке цели и задач урока. Определение последователь ности промежуточн ых целей с учётом конечного результата; составление плана и последователь ности действий Итак, тема урока : Естественный отбор. (записываем в рабочей тетради число и тему урока, учитель прописывает в переписке Skype) 02.12. Естественный отбор. ВОПРОС: Тему мы записали. А чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Что нам предстоит сделать? (вспомнить определение, рассмотреть сущность процесса естественного отбора, его формы, подобрать примеры к каждой форме). ***В случае затруднения, учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащемуся сформулировать задачи урока. Формулирует тему урока, записывает тему в тетрадь Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение оформлять записи в тетради Формулирует тему урока, задает вопросы Умение слушать и вступать в диалог Чередует речевую активность и механическое записывание Саморегуляци я и умение организовыват ь свое эмоционально е состояние
4 этап.
Начнем мы конечно с Переходит по Применение Участвует в Умение с Работает с Контроль в
Первичное усвоение новых знаний (8 - 10 минут)
Цель этапа:

-
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; - актуализировать мыслительные операции, необходимые для углубления знаний, полученных на прошедших уроках; - предъявить задания, близкие к жизненному опыту учащегося для лучшего понимания изучаемого процесса; - зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для более полного изучения процесса; - зафиксировать алгоритм выполнения задания; - организовать усвоение учащимся нового материала. определения. ВОПРОС: Что такое естественный отбор? Ты не в первый раз слышишь об этом процессе, поэтому сначала попробуй вспомнить (проверка остаточных знаний учащегося). (Естественный отбор — это процесс отбора в природе особей наиболее приспособленных к условиям среды и вымирание наименее приспособленных особей). ***В случае затруднения, учитель с помощью наводящих вопросов и логической схемы в начале урока помогает учащемуся сформулировать определение. В настоящее время выделяют 4 формы естественного отбора. Переходим с тобой к следующему блоку на электронном ресурсе linoit — стикеры зелёного цвета.
(фрагмент 3, смотри

приложения)
ВОПРОС: Итак, какие формы естественного отбора выделяют? (движущий; стабилизирующий; дизруптивный (разрывающий) и половой) Среди этих форм отбора особенным является ПОЛОВОЙ. О нем мы поговорим в последнюю ссылке для работы с опорным материалом; находит нужный фрагмент опорной схемы на электронном ресурсе; выполняет задания учителя; работая с блоками; самостоятельн о формирует маршрут передвижения по стикерам методов информационног о поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация в информации, определение основной и второстепенной информации обсуждении поставленных учителем вопросов; работает с информацией на стикерах в сотрудничестве с учителем; даёт определение биологическим процессам достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци и; построение продуктивног о сотрудничест ва на уроке; умение слушать и вступать в диалог материалами на стикерах, в соответствии с цветом стикера — определяет блок материала форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
очередь. Ну а сейчас, тебе необходимо используя знания по общей биологии с 9 класса, названия форм естественного отбора (по определению лексического значения (толкованию) этих слов), рисунок - схему, которая расположена справа - сформулировать определение для каждой формы отбора. Задание довольно сложное, но ты справишься! На обдумывание и осмысление тебе дается 1 минутка, и затем мы начинаем совместное обсуждение. *** Учащийся обдумывает предложенное задание, затем начинается обсуждение схемы совместно с учителем. Сопоставляет материала на стикерах, ранее изученного материала, рисунков. Осмысление материала. Свободная ориентация в информации, определение основной и второстепенной информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Совместная работа с учителем с опорным материалом; формулирует ответ и использует уже приобретенных знаний Инициативно е сотрудничест во в поиске и сборе информации; поиск и оценка альтернативн ых способов решения поставленной задачи, принятие решения и его реализация Выполняет задание по сопоставлению процесса и его сущности Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий; прогнозирован ие, предвосхищен ие результата и уровня усвоения знаний
5 этап.
Физкультминутка. (3 - 4 минуты)
Цель этапа:
- снять эмоциональное напряжение учащегося на уроке; - повысить работоспособность на последующих этапах урока. После напряженной умственной работы наш мозг испытывает недостаток питания и кислородного обеспечения. Поэтому нам необходимо сейчас размять мышцы шеи для улучшения кровообращения. И дать отдохнуть глазам для восстановления зрительного пигмента после работы с компьютером. Учитель показывает упражнения для разминки шеи. Учащийся совместно с Внимательно слушает объяснение учителя о необходимости динамической паузы Использует для объяснения знания по анатомии человека Высказывает свое мнение по отношению к проведению динамической паузы Умение слушать и вступать в диалог Выполняет упражнения, предложенные учителем Саморегуляци я как способность к мобилизации сил и энергии
учителем выполняет упражнения.
6 этап.
Первичная проверка понимания (5 минут)
Цель этапа:
- подвести итог обсуждения учебного материала; - построить логическую цепочку рассуждений; - сделать выводы по каждой форме естественного отбора; - организовать самостоятельную работу учащегося; - проверить умения работать учащегося по алгоритму; - организовать проверку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. Итак, у нас получилась почти готовая опорная схема. НО, остался незавершенным один этап. Нужно найти соответствие между формами естественного отбора и результат. Результаты действия каждой формы отбора расположены на оранжевых стикерах. Твоя задача — вспомнив определение, сопоставив со схематическим рисунком найти соответствующий «результат». *** Учащийся дополняет схему. Учитель обновляет страницу ресурса для просмотра результата (в целях экономии времени эту работу может выполнить учитель).
(фрагмент 4, смотри

приложения)
Движущий отбор — закрепление отклонений от установившейся ранее нормы, и отсеивание представителей прежней нормы. Стабилизирующий отбор — закрепление средней нормы в популяции. Дизруптивный (разрывающий) отбор — возникает при резком изменении условий окружающей среды и закрепляет нескольких норм реакции (несколько признаков). Сопоставляет материал на стикерах в соответствии с предложенным заданием; работает с электронным он-лайн ресурсом Извлечение информации из предложенных источников, умение выделить главное из общего объёма информации; Аргументирует свои решения, использует биологические термины; приводит примеры к соответствующ им процессам Умение воспринимать новую информацию и делать самостоятель ные выводы; инициативное сотрудничест во в поиске и сборе информации Самоорганизац ия при просмотре и работе с он- лайн ресурсом; развитие внимания и силы воли при решении поставленной задачи Самостоятель ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Половой отбор — формирование вторичных половых признаков (половой диморфизм).
7 этап.
Первичное закрепление. (8 -9 минут)
Цель этапа:
- тренировать способность к самоконтролю, и самооценке; - организовать проверку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок; - тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартных и не стандартной ситуациях. Следующий этап работы — это стикеры синего цвета.
(фрагмент 5, смотри

приложения)
ВОПРОС: Как называется данный этап нашей работы? (Подумай!) ВОПРОС: Что нам нужно сделать? Как ты думаешь? (нужно аргументировать данные высказывания, используя знания, полученные на уроке) И последнее задание — биологическая задача. Внимательно читаем утверждения! ***Учитель внимательно слушает, корректирует работу учащегося, задает наводящие вопросы. Самостоятельн о перемещается к следующему блоку в соответствии с цветом стикеров, постановка учебной задачи Умение ставить перед собой учебную задачу; выдвижение гипотез и их обоснование Высказывает предположения , аргументирует высказывания, решает биологическую задачу Выстраивани е учебного сотрудничест ва с учителем; умение слушать и вступать в диалог; поиск и оценка альтернативн ых способов решения учебной, принятие решения и его реализация Ставит задачу для дальнейших действий с учебным блоком Постановка учебной задачи; выстраивание дальнейшей работы с материалом; определение последователь ности промежуточн ых целей с учётом конечного результата; составление плана и последователь ности действий
8 этап.
Подведение итогов урока. Рефлексия учебного материала. (3 минуты)
Цель этапа:
- организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на Итак, наш урок подошел к концу. Как обычно в конце урока мы подводим итоги. ВОПРОСЫ: - Какую тему мы сегодня изучали в течении урока? - Какую цель мы ставили с тобой в начале урока? - Достигли ли мы поставленной цели? - На каких этапах урока у тебя возникали затруднения? Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели. Выстраивание причинно- следственных связей. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Участвует в обсуждении урока; выражает собственное мнение о работе и полученном результате. Монологичес кая, диалогическа я речь. Контроль, коррекция, оценка действий. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. Прогнозирова ние результата и уровня усвоения. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить,
уроке и поставленной цели в начале урока. - Какие этапы тебе дались особенно легко? - Какой запас знаний ты использовал на уроке? *** Учащийся отвечает на поставленные вопросы и делает выводы по уроку либо самостоятельно, либо с помощью учителя. Умение выражать свои мысли. осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,
9 этап.
Домашнее задание. (2 минуты)
Цель этапа:
- включить новый способ действий в систему знаний учащегося; - организовать ситуацию успеха по результатам выполнения работы; - тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартных и не стандартной ситуациях. И как обычно в конце урока мы обсуждаем.... (домашнее задание) Верно! Подумай и попробуй предположить, какое у тебя будет домашнее задание? (учащийся проговаривает свои предположения по предстоящему домашнему заданию) Домашнее задание: 1) повторить материал урока, 2) творческое задание: найти и выписать в тетрадь по одному примеру на каждую форму естественного отбора (либо привести примеры из жизненного опыта). При подготовке к уроку использовать любые источники информации: опорная схема linoit (теоретический материал на синих стикерах)
(фрагмент 6,

смотри приложения)
; учебник; Наглядный справочник по биологии. ***Домашнее задание прописывается в чате Skype, а затем Формулирует домашнее задание самостоятельн о Извлечение необходимой информации из предложенной на уроке; построение логической цепи рассуждений Самостоятельн о формулирует домашнее задание, Продуктивно е взаимодейств ие и сотрудничест во с учителем; владение монологическ ой и диалогическо й формами речи; определение цели, функций, способов взаимодейств ия Самостоятельн о выбирает источники информации для повторения Прогнозирова ние результата и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
и в электронном журнале.
10 этап
. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)
Цель этапа:
- организовать проведение самооценки учеником работы на уроке; - по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. Как прошёл урок? Что можешь сказать о своей работе на уроке? Какую оценку ты себе поставишь за работу на уроке? Почему? Выставление и аргументирование учителем оценки за урок. Благодарю за работу на уроке! До свидания! Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели. Выстраивание причинно- следственных связей. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Участвует в обсуждении урока; выражает собственное мнение о работе и полученном результате. Монологичес кая, диалогическа я речь. Контроль, коррекция, оценка действий. Умение выражать свои мысли. Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. Развитие способности к волевому усилию. Осознание качества и уровня усвоения.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент 1: Фрагмент 2 (результат работы учащегося):
Фрагмент 3: Фрагмент 4 (правильная расстановка):
Фрагмент 5 (Подумай!): Фрагмент 6 (теоретический материал для домашнего задания):