Методическая разработка "Творческая лаборатория как эффективная форма воспитания и развития школьников в поликультурной среде"

Автор: Хамтаева Светлана Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Загустайская СОШ
Населённый пункт: Тохой
Наименование материала: статья
Тема: Методическая разработка "Творческая лаборатория как эффективная форма воспитания и развития школьников в поликультурной среде"
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

«Творческая лаборатория как эффективная форма воспитания и

развития школьников в поликультурной среде»
Современное образование в России предполагает качественное изменение всей системы обучения подрастающего поколения. Не только получение определенной суммы знании в предметных областях, но и формирование свободно мыслящего, творчески развивающегося гражданина, способного к самостоятельному выбору в непростых жизненных ситуациях, умеющего самому выстраивать образовательный маршрут и применять полученные навыки в жизни. Поэтому ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования: личностные, предметные, метапредметные. Каждый из перечисленных результатов не существует автономно. Мы решаем эти задачи в комплексе в урочной и внеурочной деятельности. При этом существенно меняются типы взаимодействия учителя и ученика. Учителю необходимо организовать и создать такие условия для ребенка, которые бы инициировали детское действие, способствующее его разностороннему развитию. И такой методикой для меня стала интеграция двух направлении — исследовательская и творческая. Каждая из них развивает личностные качества школьника

Методическая разработка «Творческая лаборатория как эффективная форма воспитания и развития школьников в поликультурной среде» составлена на основе Закона «Об образовании Российской Федерации
»
», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования и на программе развития нашей школы, которая нацелена на развитие личности учащегося, формирование у него ключевых компетенций, способных помочь реализоваться в общественной жизни.
Цель опыта:
формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию; расширение возможностей самореализации; воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской деятельности в открытом поликультурном мире; Она позволяет решать
следующие задачи:
 повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках  развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения, самореализации, творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности  ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива  выявление одарённых детей Вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения. Она ориентирована на достижение целей самими учащимися, и поэтому уникальна, формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективна, даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому необходима. А согласно ФГОС одним из видов деятельности ученика является самостоятельный поиск решения поставленной цели. Формулу «русский язык + литература + ИКТ + внеурочная деятельность = творчество» воплощаю на своих уроках и во внеурочное время. Инновационный характер педагогического опыта вижу в том, что он: а) ориентирован на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися образовательной программы, сформулированных во ФГОС, а именно:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;  формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной, учебно-исследовательской, общественно полезной и творческой деятельности;  развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия родного края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Участники:
Методическая разработка предлагается для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, школьный и сельский библиотекари, работники Дома культуры.
Этапы реализации:
В основу МР положена исследовательская и творческая деятельность обучающихся. Она рассчитана на пять лет (возраст детей 11 – 16 лет). План работы творческой лаборатории «Стремление к прекрасному!» составляется каждый сентябрь на текущий год.
Работа в творческой лаборатории проходит по следующим

направлениям:
учебно-исследовательская деятельность; творческая деятельность: литературно-музыкальные композиции, конкурсы художественного слова, литературные вечера и т.д.
Учебно-исследовательская деятельность
Особое место в моей работе занимает исследовательская деятельность. Она является приоритетным направлением в современном образовании, т.к. именно исследовательская деятельность обучающихся позволит реализовать новые ФГОС, в ходе которой учащиеся получат опыт самостоятельного социального взаимодействия. Внедрение исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс способствует повышению мотивации к
изучению предмета, развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Ежегодно привлекаю учащихся к научно-практической работе по предмету. Многие ребята работают творчески, очень серьезно, лучшие работы мы представляем на ежегодных школьных, районных и республиканских научно- практических конференциях (НПК). В своей работе мои ученики используют краеведческий материал: В 2012 году под моим руководством была написана и представлена на Всероссийском конкурсе НПК «Первые шаги в науке» в секции «Лингвистика», «Лексика говора семейских Селенгинского района села Ягодное»» (публикация работы в сборнике тезисов докладов Всероссийской детской конференции), Кудряшова Кристина, 8 класс – Диплом лауреата II степени; В 2013 году – на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» в секции «Культурология», «Народные песни семейского ансамбля «Рябинушка», Метешов Анатолий, 10 класс – победитель заочного тура; - на районной научно-практической конференции в секции «Литературоведение» по теме: «Колористика в поэзии Высоцкого», Метешов Анатолий, 10 класс – победитель заочного тура; - на районном конкурсе журналистских работ «Современный взгляд на исторические процессы в стране и в мире, мое место в нем». Сочинение «Мой удивительный земляк» - Метешов Анатолий, 10 класс – II место; (приложение) Все работы сопровождались компьютерными презентациями, созданными самими детьми под руководством учителя. Авторитетные комиссии (с привлечением специалистов-предметников, методистов) отмечают высокий уровень творческих работ учащихся: актуальность избранных тем, обоснованность, научность, исследовательский характер работ, их практическую направленность, самостоятельность, использование компьютерных технологий, а также умение представить работу, вести дискуссию.
Творческая деятельность:
литературные вечера, литературно- музыкальные композиции, конкурсы художественного слова проходят систематически в течение всего учебного года и предваряют проведение крупных общешкольных мероприятий: конкурс художественного слова:  «Чудесный клад Бурятии»  «Живая классика» литературно-музыкальные композиции  «Берегите наш Байкал!»  «Бурятия, любимая моя!»
 «Поэзия огненных лет» литературно-музыкальный салон:  «Осенний бал» (в стиле 19 века)  «Минувшее притягивает нас» (вечер в лицах, посвященный памяти декабристов)  «Как пламень жертвенный, чиста моя любовь…» и т.д. Проведение мероприятий требует от меня кропотливой работы, поэтому внеурочную деятельность осуществляю в тесном взаимодействии с учреждениями дополнительного образования: Загустайский сельский Дом культуры. Мы активно сотрудничаем с сельским Домом культуры. На базе СДК уже стали традиционными проводимые мероприятия для жителей села. Школьная и сельская библиотеки. Большую помощь мне оказывают в этом направлении библиотекари. Ярким примером такого сотворчества являются балы, литературные гостиные, виртуальные путешествия и выставки. Такие мероприятия способствуют выявлению и развитию творческих способностей учащихся, укреплению основ дружбы, взаимопонимания и единения, являются символом содружества учащихся и учителей, прививают чувство красоты и грации, воспитывают уважение к традициям, повышается читательская активность. Наши результаты В 2012г:  Районный конкурс художественного слова «Живая классика», Буянтуева Лена - I место  Районный конкурс художественного слова «Живая классика», Дансорунова Вика - II место  Межрайонный конкурс юных авторов «Минии тоонто» в Санагинской школе Закаменского района, Кожина Лера – I место (публикация работы в сборнике «Минии тоонто»)  Межрайонный конкурс юных авторов «Минии тоонто» в Санагинской школе Закаменского района, Цоктоев Алдар - II место (публикация работы в сборнике «Минии тоонто») В 2013г:  Районный конкурс художественного слова «Живая классика», Кожина Лера - III место  Районный конкурс художественного слова «Живая классика», Низовцева Марина – грамота  Литературная гостиная «Как пламень жертвенный, чиста моя любовь…», ответственный за подготовку и проведение мероприятия среди старшеклассников.
В 2014г:  Районный конкурс художественного слова «Тоеон хадая суурхуулхан», Мангиров Ваня - II место  Районный конкурс художественного слова «Чудесный клад Бурятии», Кожина Лера - II место  Районный конкурс художественного слова «Чудесный клад Бурятии», Мангиров Ваня - III место  Литературный салон «И смеху отдал всего себя»  Литературно-музыкальная композиция «Войны священные страницы навеки в памяти людской»», посвященная 70-ой годовщине Великой Победы, ответственные за подготовку и проведение праздника со школьным библиотекарем В 2016г:  Районный конкурс «Живая классика», Сутурина Катя - II место  Районный конкурс «Живая классика», Мангиров Ваня -III место  Конкурс «Живая классика», Мелехин Егор – лауреат  Конкурс художественного слова «Поэзия огненных лет», посвященный 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, ответственный за подготовку и проведение общешкольного праздника Участие в этих мероприятиях позволяют школьникам избавиться от скованности, замкнутости, проявить индивидуальные способности и умения. Главной задачей в моей работе с детьми – провести праздник ярко, красиво, интересно, чтобы каждый участник мог проявить свои способности и приобщиться к коллективному творчеству, чтобы совместное действие зародило в его душе добрые чувства. Такая работа очень действенна, когда она проходит в системе. Поэтому необходимо создавать именно целостную систему приобщения учащихся всех возрастных групп к участию в проводимых мероприятиях. И обязательным условием успешной работы учителя является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями-предметниками, родителями. В последнее время эти традиционные формы работы со школьниками продолжают оставаться популярными и сейчас. Проводимые мероприятия требуют значительной предварительной, индивидуальной подготовки. Основные этапы подготовки и проведения мероприятий являются:  Организационный этап- создание сценария, формирование участников, встречи с участниками, подготовка информации о мероприятии  подготовительный этап- подготовка презентации, распределение ролей, индивидуальная работа с участниками, подготовка реквизита  заключительный этап - обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов
Результативность
педагогического опыта подтверждается:
 интеграцией урочной и внеурочной деятельности на основе деятельностных способов изучения и освоения отечественного и мирового культурного наследия с целью формирования метапредметных компетенций, самореализации и социализации учащихся.  максимальным разнообразием форм внеурочной деятельности.  вовлечением обучающихся в социально значимую деятельность и высокой общественной оценкой этой деятельности. Обобщая сказанное, можно отметить, что моя методическая система как учителя, являющаяся показателем творческого роста и профессиональной компетентности, позволяет выявить и описать сущностные характеристики изучаемого предмета, тем самым обеспечивая эффективное решение задач современной образовательной практики. Опыт работы был представлен на Республиканской выставке-ярмарке педагогических инновации, методических идей, в секции «Инновационный педагогический опыт» с докладом-презентацией на тему: «Воспитание и развитие школьников в поликультурной среде. Творческая лаборатория «Стремление к прекрасному!» - сертификат участника, 2010г