"Организация обучения иностранным языкам в средней школе (опыт работы)"

Автор: Сайфуллина Евгения Сергеевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 УИИЯ
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: отчет
Тема: "Организация обучения иностранным языкам в средней школе (опыт работы)"
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация обучения иностранным языкам в средней школе (опыт работы)
Коллектив нашей школы работает над единой методической темой «Создание комфортной среды для все участников образовательного процесса». Основная цель, которая была поставлена перед всем педагогическим коллективом – это обеспечение роста профессиональной компетенции педагогов школы как условие реализации развития личности обучающихся. Для реализации основной цели были определены направления инновационной деятельности школы в формате эксперимента, а именно реализация направлений приоритетного национального проекта «Образование» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», апробация государственных образовательных стандартов, создание условий для инновационного развития школы и инновационной практики педагогов, организация дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление и поддержка одаренных детей. С 2010 года я курирую преподавание иностранных языков (контроль за качеством образования в классах базового и углубленного изучения иностранных языков, контроль за соответствием качества обученности требованиям стандарта, работа по подготовке к государственной итоговой аттестации по иностранным языкам, организация работы с родителями (законными представителями), методическая помощь педагогам в разработке рабочих программ учебных предметов, спец. курсов, программ внеклассной и внеурочной деятельности, ведение отчетной документации, проведение внеклассных мероприятий, комплектование классов с углубленным изучением иностранного языка и принятие мер по сохранению контингента обучающихся, организация внеурочной занятости обучающихся классов с углубленным изучением иностранного языка, подбор и расстановка педагогических кадров для качественной организации образовательного процесса, участие в пополнении библиотечного фонда школы и оснащении современным оборудованием учебных кабинетов, контроль за работой социально-психологической службы в классах с углубленным изучением иностранного языка, контроль за работой с одаренными и слабоуспевающими обучающимися и т.д.). Для реализации поставленной цели и организации образовательной деятельности в соответствии с выдвинутыми направлениями в развитии школы был проведен анализ существующей ситуации (кадры, качество обученности на всех ступенях, дополнительные показатели обученности (участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и т.д.), степень удовлетворенности обучающихся и родителей организацией образовательного процесса). Анализ выявил целый ряд проблем в организации образовательной деятельности: - превышение норм недельной нагрузки учителей английского языка; - недостаточный уровень квалификации учителей английского языка для организации образовательной деятельности в классах с углубленным изучением иностранного языка; - низкая ИКТ компетентность педагогов; - недостаточное качество обученности иностранному языку; - отсутствие системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми; - отсутствие системы работы со слабоуспевающими обучающимися; - отсутствие предметной мотивации у 70% обучающихся и низкий процент охвата обучающихся классов с углубленным изучением иностранного языка внеурочной деятельностью по предмету. 1. Превышение норм недельной нагрузки педагогов. Недостаточный уровень квалификации учителей. Низкая ИКТ компетентность педагогов. С 2011 по 2014 учебные года на работу были приняты 6 учителей английского языка. В методическом объединении учителей иностранных языков состоит 22 педагога. Недельная нагрузка за данный период была снижена в среднем с 35 часов до 27 часов в неделю. Средний возраст педагогов – 35 лет. Таким образом в школе имеется достаточный кадровый потенциал для достижения необходимого уровня квалификации педагогических работников. Однако, практика показала, что педагоги не стремятся повышать свой профессиональный уровень, для решения данной проблемы был разработан перспективный план прохождения аттестации всех учителей иностранного языка. С педагогами постоянно ведется целенаправленная работа по подготовке к аттестации (участие в конкурсах педагогического мастерства, участие в олимпиадах и конкурсах обучающихся, диссеминация собственного педагогического опыта на различных уровнях, участие
в предметных и методических семинарах, участие в вебинарах, своевременная курсовая подготовка, участие педагогов в заседании школьного и городского методических объединений). За три последних года прослеживается увеличение уровня категорийности учителей предметников. учебные годы Категория высшая первая вторая без категории всего 2012-2013 1(5%) 6 (32%) 5 (26%) 7 (37%) 63% 2013-2014 1 (5%) 7 (35%) 3 (15%) 8 (40%) 55% 2014-2015 2 (10%) 12 (60%) - 6 (30%) 70%
2012-2013

2013-2014

2014-2015

0

10

20

30

40

50

60

высшая

первая

вторая

без категории
Увеличился процент учителей с высшей (+5%) и первой (+28%) квалификационными категориями. Отсутствуют учителя со второй категорией (0%), соответствуют занимаемой должности 3 педагога, не имеют категорий 3 педагога (вышли или находятся в отпуске по уходу за ребенком). Курсовой подготовкой по вопросам ИК компетентности, реализации ФГОС, коррекционно- развивающему обучению и психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены 100% педагогов. 2. Недостаточное качество обученности иностранному языку. Для решения проблемы по обеспечению высокого уровня качественной обученности, отслеживания динамики повышения и понижения качества, повышения эффективности управления качеством была выстроена система, которая включала в себя вопросы внутришкольного контроля и мониторинг качества обученности. Внутришкольный контроль Вопросы контроля Цель контроля 1. Электронные журналы, классные журналы, журналы ДО, журналы ПДО, журналы дистанционной формы обучения. 2. Ведение школьной документации (тетради, дневники обучающихся). 3. Контроль за проведением родительских собраний. 4. Мониторинг качества разработки рабочих программ по предметам учебного плана школы. 5. Мониторинг качества разработки рабочих программ внеурочной деятельности. 6. Организация учебно-воспитательного 1.2.Выполнение инструкции по заполнению и ведению школьной документации. 3.4.5.Выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами ОУ в части организации углубленного изучения отдельных предметов обеспечение гарантированных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» прав обучающихся на получение доступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. 6. Выполнение норм и правил, установленных
процесса в классах углубленного изучения английского языка. 7. Состояние преподавания иностранного языка в начальной школе. 8. Контроль за работой со слабоуспевающими учащимися по иностранному языку. 9. Внеклассная занятость и организация внеклассной работы. 10. Профессиональная компетентность вновь прибывших учителей. 11. Состояние преподавания иностранного языка на дистанционной форме обучения. 12. Деятельность педагогов- психологов по психолого- педагогическому сопровождению классов с углубленным изучением иностранного языка. 13. Состояние преподавания немецкого как второго иностранного. 14. Организация внеурочной деятельности в рамках учебного плана. 15. Контроль за работой учителей иностранного языка с обучающимися, имеющими высокую учебную мотивацию. 16. Государственная (итоговая) аттестация выпускников. 17. Промежуточная аттестация. 18. Мониторинг образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС. 19. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков, универсальных действий. 20. Контроль за выполнением государственных программ, программ ПДО, ДО. уставом и локальными актами ОУ в части организации углубленного изучения отдельных предметов. 7. Изучить качество преподавания иностранного языка, деятельность учителей по формированию мотивации к учению и качественных знаний обучающихся. 8. Изучение качества работы педагогов по реализации индивидуального подхода в работе со слабоуспевающими учащимися. 9. Уровень внеклассной занятости. Качество организации внеклассной работы. Знакомство с культурой стран изучаемого языка Соблюдение школьных традиций по организации и проведению праздников на иностранном языке. 10. Определение уровня преподавания иностранного языка вновь прибывшими учителями. Организация наставничества. 11. Изучение уровня преподавания иностранного языка с использованием ИКТ технологий детей с ОВЗ. 12. Эффективность работы педагогов-психологов по сопровождению детей классов с углубленным изучением иностранного языка. Вынесение рекомендаций учителям-предметникам. 13. Выявление уровня и качества преподавания немецкого языка как второго иностранного языка. 14. Изучение соблюдения графика работы по ВД, наполняемость групп, занятость во внеурочной деятельности. 15.Изучение эффективности работы учителей- предметников изучение с детьми, имеющими повышенную мотивацию к изучению ИЯ. 16. Определить степень выполнения плана подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников. 17. Выявление степени реализации и уровня усвоения образовательной программы. 18. Изучение соответствия качества подготовки требованиям государственного образовательного стандарта. 19.Изучение сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. 20. Выполнение государственных программ. Соответствие записи в классном журнале календарно – тематическому планированию. Мониторинг качества образования Направление деятельности Цель контроля
1. Качество педагогических результатов образовательной деятельности - диагностическая работа по иностранному языку (входной, промежуточный, итоговый контроль); - контроль навыков чтения на иностранном языке; - контроль за уровнем сформированности навыка работы с иноязычным текстом; - контроль за уровнем сформированности аудитивного навыка; - контроль за уровнем сформированности навыка устной речи (монологическое и диалогическое высказывание); - контроль за уровнем сформированности навыка письменной речи; - диагностические работы в 9, 11 классах (тренировочные экзамены); - диагностические работы в 3-8, 10 классах. -установление соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС; - отслеживание уровня сформированности навыка чтения на иностранном языке; - установить уровень сформированности навыка (чтения, аудирования, письма, устной речи) и эффективность педагогических методов и приемов по формированию навыков по основным видам речевой деятельности; - определить уровень подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников; -выявить степень реализации и уровня усвоения образовательной программы. 2. Степень усвоения учебной программы по итогам четверти, полугодия, года - анализ общей и качественной успеваемости. - получить объективную информацию, отследить динамику повышения и понижения качества, своевременно произвести корректировку по организации образовательного процесса. 3. Образовательные (предметные) и внеучебные достижения - анализ предметных компетенций - выявить результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, проектах, конференциях и т.д. Данная система помогала в решении следующих задач: 1) непрерывное наблюдение и получение достоверной информации о качестве образования; 2) своевременное выявление изменений и факторов их вызвавших, оперативная корректировка плана работы; 3) осуществление анализа, планирование и прогнозирование работы по развитию образовательного процесса. 3. Отсутствие системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми. Отсутствие предметной мотивации и низкий процент охвата обучающихся классов с углубленным изучением иностранного языка внеурочной деятельностью по предмету. Вопрос о не сформированности действенной системы работы с одаренными детьми тесно связан с проблемой отсутствия или снижения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (особенно второго иностранного языка). Для решения данных проблем был разработан ряд мероприятий. Во-первых была задействована психолого-педагогическая служба школы, которая подробно изучила организацию образовательного и воспитательного процесса в классах с углубленным изучением иностранного языка. Педагогами-психологами было проведено анкетирование по установлению предметной мотивации обучающихся, исследование образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей), изучение учебных трудностей, были проведены беседы с родителями, обучающимися и педагогами. Подобная работа проводится дважды в год с целью своевременной корректировки образовательного процесса. Анализ полученных данных выявил, что не все педагоги своевременно реагируют на современные требования, предъявляемые к системе образования в части применения новейших информационно-коммуникационных технологий, новых педагогических методик и
технологий организации образовательного процесса, что напрямую отражается на учебной мотивации и качественной успеваемости обучающихся. В.А. Левин говорил о мотивации как о главной вещи в обучении. Причем есть фальшивая мотивация (так положено), а есть истинная мотивация – интересно, захватывающе, жизненно важно. Поэтому интересно узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника». Ученикам была представлена анкета, содержащая 3 вопроса: 1) Какой учитель хороший и почему? 2) Какой учитель плохой и почему? 3) Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему? Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания, быть современным. Таким образом, урок будет качественным и эффективным только в том случае, если учитель сделал все, чтобы он был интересен его ученикам. В решении конкретной проблемы по развитию педагогической компетенции помогли организованные в школе мастер-классы, педагогические лектории, творческие мастерские, педагогические советы, семинары, практикумы, вебинары, выступления педагогов на ШМО и ГМО. Был разработан план мероприятий по работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися, который был направлен на: - совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, оказание психологической помощи высокомотивированным и одарённым детям; - отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, конкурсах различного уровня.


п/

п

Мероприятия

Сроки

Ответственны

е

Предполагаемые

результаты

Организационная деятельность:
1. Разработка плана работы с высокомотивированными обучающимися Сентябрь зам. директора по УВР Создание плана работы 2. Выявление детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению иностранных языков Сентябрь зам. директора по УВР педагог- психолог Создание банка данных детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению иностранных языков 3. Организация и проведение мониторинговых исследований качества общеобразовательной подготовки обучающихся по иностранному языку (по всем видам речевой деятельности) В течение года по графику зам. директора по УВР Формирование объективной оценки качества подготовки обучающихся Организация и проведение пробных экзаменов по выбору Декабрь Апрель зам. директора по УВР руководитель МО Отработка процедуры проведения Г(И)А, возможности коррекции образовательной деятельности с целью устранения пробелов в знаниях обучающихся;
выпускникам оценить готовность к выпускным экзаменам Ознакомление обучающихся с демонстрационной версией экзамена В течение года Учителя – предметники Адаптация и подготовка обучающихся к форме проведения экзамена в формате ЕГЭ и ОГЭ Индивидуальные консультации и факультативные занятия с высокомотивированными детьми Еженедельно Учителя – предметники Оказание помощи в преодолении учебных трудностей, дифференциация процесса обучения Создание банка нестандартных заданий повышенного уровня сложности по иностранным языкам В течение года Учителя – предметники Создание банка нестандартных заданий, расширение и углубление знаний обучающихся по предмету, поддержание интереса и учебной мотивации Проведение психологических тренингов В течение года Педагог- психолог Создание комфортных эмоционально- психологических условий обучения, оказание помощи в преодолении учебных трудностей Участие в работе школьного и городского НОУ Февраль Апрель Учителя – предметники Создание условий для развития творческих, исследовательских способностей, возможности самовыражения и самореализации Проведение Всероссийской олимпиады школьников по английскому, немецкому языкам (школьный этап, муниципальный этап) Октябрь Декабрь зам. директора по УВР руководитель МО Создание условий для принятия мер по обеспечению качественного образовательного результата и высокой предметной мотивации Проведение Всероссийского конкурса по английскому языку «Британский бульдог» Декабрь руководитель МО Проведение предметной недели по иностранным языкам Декабрь руководитель МО Участие в городской лингвистической неделе по иностранным языкам. Апрель руководитель МО Проведение тематических мероприятий школьного уровня «Рождество», «День Святого Валентина», «Пасха». Декабрь Февраль Апрель зам. директора по УВР руководитель МО учителя- предметники
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах различного уровня по иностранным языкам. постоянно руководитель МО учителя- предметники
Информационно-аналитическая деятельность:
Заседание МО учителей иностранного языка: глубокий анализ итогов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов Сентябрь зам. директора по УВР Определение направлений работы, направленных на повышение качества подготовки выпускников, коррекция образовательной деятельности с целью устранения пробелов в знаниях обучающихся Заседание МО учителей иностранного языка: анализ результатов общей и качественной успеваемости по итогам четвертей и года. В течение года зам. директора по УВР Оперативное получение информации, работа над повышением качества обученности, коррекция образовательной деятельности
Контрольно-диагностическая деятельность:
Отчет по выполнению образовательных программ По итогам каждой четверти Учителя – предметники Получении информации о выполнении и полноте реализации образовательных программ по предмету Отчет по результатам контрольных работ По итогам каждой четверти Учителя – предметники Получение информации о качестве знаний обучающихся, выявление и устранение пробелов в знаниях Одной из актуальных проблем в нашей школе также остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. С целью ликвидации пробелов знаний у учащихся, повышения качества образовательного процесса, а также создания условий для успешного индивидуального развития ученика был разработан план по работе со слабоуспевающими. Мероприятия Срок Разработать план работы со слабоуспевающими обучающимися Сентябрь Выявить обучающихся, имеющих сложности в усвоении иностранных языков Сентябрь Провести мониторинговые исследования качества общеобразовательной подготовки обучающихся по иностранному языку (по всем видам речевой деятельности) Сентябрь Провести индивидуальные беседы с обучающимися, родителями, педагогами, с целью выявления причин отставания по предмету Сентябрь- Октябрь Провести индивидуальное консультирование родителей и обучающихся В течение года Обобщить опыт работы со слабыми учащимися на заседании педсовета, МО В течение года Составить план работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся Сентябрь
Вести тетрадь индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками с отражение всех «западающих» тем В течение года Проводить дополнительные занятия для слабоуспевающих, составить график индивидуальных консультаций В течение года Сентябрь Создать банк индивидуальных разно уровневых заданий нестандартных заданий повышенного уровня сложности по иностранным языкам В течение года

Подводя итог проделанной за пять лет работы по выделенным направлениям и проблемам мы сделали следующие выводы: Направления деятельности 2010 год 2015 год
Педагогические кадры
Наличие категории 63% 70% Курсовая подготовка 74% 100%
Обучающиеся
Качество обученности 38% 62% Предметная мотивация Высокая 18% Средняя 28% Низкая 54% Высокая 74% Средняя 26% Низкая 0% Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах 16% 82% Занятость внеурочной и внеклассной деятельностью 5% 48% В заключение хочется сказать, что работа в школе - это сложный и никогда не прекращающийся процесс развития, творчества, самосовершенствования, поиска новых технологий, техник преподавания, методик контроля. Он требует и от заместителя директора и от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии, педагогики, методики преподавания, современного образовательного менеджмента, ИКТ компетенции и т.д., а также тесного сотрудничества с родителями и обучающимися. Только при таком условии мы сможем добиться поставленных перед современной системой образования целей и задач и воспитать гармонично развитую личность.